Приветствую! На неделе случилось сразу несколько событий, каждое из которых является серьезной вехой в развитии технологий. В России открылась первая гигафабрика по производству аккумуляторов, Huawei, вероятно, смогла создать собственный EUV литограф, Volkswagen закрыл завод в Германии, а Mercedes дошел до покупки моторов у Geely. Кроме того, также в России заговорили о том, что «язык» для производимых в стране роботов должен быть общим, в Китае умные очки раздали полицейским, а прокурор Техаса подал иск против производителей телевизоров, которые через систему ACR следят за зрителями. И напоследок будет еще пара новостей из США: переводчик от Google поселится в наушниках, а НАСА опубликовала дорожную карту исследований Марса. Далее — обо всем подробнее.
Первая российская гигафабрика
В городе Неман Калининградской области «Росатом» ввел в опытно-промышленную эксплуатацию первую в России гигафабрику по производству литий-ионных аккумуляторов полного цикла. Это первое и пока единственное предприятие полного цикла, охватывающее весь процесс — от производства ключевых химических материалов для ячеек до сборки готовых модулей и комплексных батарей. Проектная мощность завода составляет 4 ГВт·ч в год, что эквивалентно оснащению тяговыми аккумуляторами до 50 тысяч электромобилей ежегодно. Не знаю, насколько такой пересчет корректен, поскольку в основном в РФ отнюдь не легковые электромобили. Собственно, основным профилем завода и заявлено производство батарей для электромобилей и электробусов.
Для этого было заключено стратегическое соглашение с калининградским автопроизводителем «Автотор» с целью достижения 100% локализации производства электрокаров в регионе. Продукция также будет использоваться для речного транспорта, спецтехники и систем накопления энергии. Производство является высокоавтоматизированным: около 90% процессов выполняется роботами, а скорость линии достигает выпуска одной аккумуляторной ячейки в секунду. На старте на заводе трудятся 334 специалиста, а после выхода на полную мощность число рабочих мест превысит тысячу. Кроме того, в подмосковной Красной Пахре строится аналогичная гигафабрика, открытие которой запланировано на сентябрь 2026 года. Суммарная производительность предприятий должна составить 8 ГВт·ч в год.
Единый язык для русских роботов
Вавилонское столпотворение в сфере российской робототехники, возможно, исчезнет уже в ближайшее время. До сих пор у каждого производителя роботов был свой уникальный программный интерфейс и набор команд. Предприятию, решившему перейти от человеко-часов к робото-часам, приходилось либо закупать всю технику у одного вендора, либо тратить месяцы и до половины бюджета проекта на сложнейшую интеграцию разношёрстных систем. И вот по инициативе «Яндекс Роботикс» были представлены первые национальные стандарты, которые теоретически должны заставить роботов от разных производителей понимать друг друга.
Инициатива поддержана профильным техническим комитетом Госдумы и регуляторами. Новые документы описывают общую информационную модель — единые «правила грамматики» для взаимодействия между роботами и системами управления. Если стандарты действительно начнут применяться, это может упростить создание смешанных парков роботов и ускорить их внедрение. Тексты стандартов (ГОСТ Р 60.0.7.6-2025, ГОСТ Р 60.0.0.23-2025, ГОСТ Р 60.0.0.22-2025) уже опубликованы. Их практическая ценность станет ясна в ближайшие годы по мере появления совместимого оборудования и снижения стоимости интеграционных проектов.
Huawei построила EUV литограф?
Если эта новость, пришедшая из Китая, верна без оговорок, то вполне вероятно, что наш мир еще в одном аспекте начинает уходить от однополярности. В лаборатории города Шэньчжэнь завершена сборка прототипа установки для экстремальной ультрафиолетовой литографии (EUV). Разработка велась в условиях строгой секретности командой инженеров, включая бывших сотрудников голландского монополиста ASML, и координировалась Huawei. Сообщается, что работа над прототипом была завершена еще в начале нынешнего года, однако пока установка только подтвердила возможность генерировать необходимое излучение, она остается на этапе отладки и тестирования, и процесс выпуска готовых микросхем не начат.
Ранее эксперты предполагали, что Китаю потребуется не менее десятилетия, чтобы сократить технологический разрыв с Западом в этой области. Однако текущие успехи указывают на то, что работающие чипы могут быть получены уже к 2028–2030 годам. Отмечается, что успехом китайская программа обязана привлечению зарубежных специалистов и активному использованию компонентов от старого оборудования, закупленного на вторичных рынках. Так что проект следует считать скорее образцом реверс-инжиниринга, чем созданием собственной технологии с нуля.
Volkswagen закрывает завод в Германии, а Mercedes покупает мотор у Geely
Реверс-инжиниринг — реверс-инжинирингом, но, кажется, коренной перелом в противостоянии китайского и европейского автопрома случился. И под натиском авто из Поднебесной пали немецкие мастодонты. Разумеется, новость о том, что Volkswagen впервые в своей истории закрывает завод в Германии (чего не было даже в условиях разрухи после Второй мировой войны), вызвала ажиотаж, но она является одним звеном с появившейся позднее информацией о том, что Mercedes-Benz для одной из своих моделей будет использовать двигательные установки, разработанные компанией Geely. Дело в том, что и в случае с Volkswagen, и в случае с Mercedes речь не идет о классических ДВС. Завод в Дрездене с 2016 года производит исключительно электромобили. Mercedes-Benz CLA 220 является лишь одной из версий актуального поколения CLA-класса, которая получила 1,5-литровый турбированный двигатель M252 с 48-вольтовой гибридной силовой установкой. Сам мотор М252 создан независимо от Geely, так что речь идет лишь о разработке гибрида на его основе, что, впрочем, не отменяет того факта, что Mercedes-Benz вынужден сотрудничать с китайской компанией на этапе проектирования двигательной установки. И это признание того факта, что весь богатый опыт постройки автомобилей с ДВС, накопленный немецкими производителями более чем за сотню лет, теперь неприменим в мире, где правят бал электромобили и гибриды.
Полный текст статьи "Пятница будущего: российская гигафабрика и дорожная карта на Марс" Константина Иванова из рубрики «Пятница будущего», рассказывающей о новинках и идеях в сфере техники и технологий на сайте https://mobile-review.com.