Недавно я попала на экскурсию в одно из самых загадочных зданий в Петербурге - в особняк Кельха. Сейчас здание принадлежит СПбГУ. Сотрудники университета не только проводят экскурсии, но и исследуют историю семьи, разыскивают наследников и ведут с ними переписку. Информация в сети о Кельхах достаточно противоречива, поэтому опираюсь на рассказ экскурсовода.
Семейная драма Кельхов
Владелицей особняка была Варвара Петровна Кельх, в девичестве Базанова — внучка сибирского золотопромышленника. Она вышла замуж за дворянина Николая Кельха, но он вскоре умер, оставив жену с малолетней дочерью Юлией. По практическим соображениям — женщине в то время было сложно одной управлять крупным бизнесом — Варвара вышла замуж за младшего брата покойного мужа, Александра Кельха.
Особняк на Сергиевской улице (ныне Чайковского) супруги приобрели в 1896 году. Сразу началась его перестройка по проекту архитекторов Чагина и Шене. В 1903 году во дворе по проекту Карла Шмидта построили готический павильон.
Варвара Кельх прожила в особняке недолго – она одна уехала в Париж, забрав с собой семь пасхальных яиц Фаберже (у Кельхов была вторая по величине коллекция яиц Фаберже после Романовых).
В 1914 году супруги официально развелись. После революции Варвара звала мать и бывшего мужа в Париж, высылала деньги. Возможно, именно эта связь повлияла на судьбу Александра: в 1930-е годы его арестовали и отправили в лагерь, где его следы теряются.
После революции в особняке располагалась Школа экранного искусства, а позже — РК КПСС Дзержинского района. Благодаря этому интерьеры здания в основном сохранились. Сейчас особняк находится в ведомстве СПбГУ – тут располагается дом юриста.
Интерьеры особняка и аллегории
Помещения особняка выполнены в разных стилях. В отделке использовали природные материалы: мрамор, дерево, позолоту.
В интерьерах много аллегорических посланий, рассказывающих непростую историю семьи Кельхов. Например, на пилястрах парадной лестницы стоят каменные бюсты мужчин. Считается, что это братья Кельх — Николай и Александр.
В бальном зале находится камин «Пробуждение весны» работы первой в России женщины-скульптора Марии Диллон. Одно помещение — Золотая столовая — было утрачено во время войны после прямого попадания снаряда.
Все мастера, задействованные в оформлении интерьеров оставляли свои подписи на своих творениях.
Первый этаж занимали жилые помещения, однако сейчас там располагаются офисы, к сожалению с экскурсией туда не попасть.
Отдельного внимания заслуживают интерьеры мужской половины дома, особенно, Готическая столовая.
Готическая столовая
Готическая столовая, пожалуй, самое интересное помещение в особняке Кельха.
Ее потолок, мебель и стенные панели сделаны из дорогого ореха. Окна закрывают наборные витражи, изготовленные в Риге. Обои на стенах — из кожи с изображением королевских лилий и гербов.
Доминанта комнаты — большой трехъярусный камин из ореха. Его декор выполнен в виде сложной геральдической композиции со щитом и монограммой хозяев. Камин поддерживают фигуры оленя и единорога.
В резных буфетах когда-то хранился серебряный сервиз работы Фаберже. В дальнем углу столовой винтовая лестница ведет на антресоль, где ранее стоял концертный орган.
Самый яркий элемент — витражи мастерской Эрнста Тоде. Они расположены на окнах и в эркере.
Слева от входа находится витраж «Вакханалия» с искусственной подсветкой. На нем изображен праздник в честь бога виноделия Вакха.
Сохранились и оригинальные бронзовые люстры, стилизованные под неоготику.
Особняк Кельха можно исследовать и виртуально. На портале «Открытый город» доступен 3D-тур по его залам.
Экскурсию можно приобрести у гида СПбГУ - контакты оставила в посте в своем ТГ канале.
Буду рада видеть в своем ТГ канале Ты и Петербург. Присоединяйтесь, будем исследовать Петербург вместе)