Найти в Дзене

Ноев ковчег для «бывших людей», или Зачем в XXI веке идти на Горького

На этот спектакль я засмотрелась еще в прошлое посещение Мастерской «12» Никиты Михалкова. На афише – Михаил Пореченков. Ну, точно надо смотреть, хоть на сон остается все меньше времени. Как обычно представляется классическая постановка? Да по-классически — декорации, приближенные к реальности, такие же костюмы. Но тут случилась новая постановка классики — мощное, актуальное и очень живое высказывание. Режиссер Роман Мархолиа взял хрестоматийную пьесу Максима Горького и показал ее не как хмурую драму о социальном дне, а как гимн неистребимой жажде жизни. С самого начала становится ясно, что команда спектакля вдохновлялась ключевой мыслью, которую озвучил сам Мархолиа: Горький любуется «бурностью русского человека, его устойчивостью, гибкостью и жизнелюбием». И это не просто слова в программке. Это — принцип, на котором строится весь спектакль. Ночлежка Костылева предстает не адом, а своего рода «Ноевым ковчегом», где нашли пристанище яркие, неповторимые, пусть и сломленные судьбой личн

На этот спектакль я засмотрелась еще в прошлое посещение Мастерской «12» Никиты Михалкова. На афише – Михаил Пореченков. Ну, точно надо смотреть, хоть на сон остается все меньше времени. Как обычно представляется классическая постановка? Да по-классически — декорации, приближенные к реальности, такие же костюмы. Но тут случилась новая постановка классики — мощное, актуальное и очень живое высказывание. Режиссер Роман Мархолиа взял хрестоматийную пьесу Максима Горького и показал ее не как хмурую драму о социальном дне, а как гимн неистребимой жажде жизни.

С самого начала становится ясно, что команда спектакля вдохновлялась ключевой мыслью, которую озвучил сам Мархолиа: Горький любуется «бурностью русского человека, его устойчивостью, гибкостью и жизнелюбием». И это не просто слова в программке. Это — принцип, на котором строится весь спектакль. Ночлежка Костылева предстает не адом, а своего рода «Ноевым ковчегом», где нашли пристанище яркие, неповторимые, пусть и сломленные судьбой личности. Они не жалкие — они яростные. Они не сдаются, даже когда, казалось бы, сдаться — единственный разумный выход. К тому же, здесь мы видим не классическую бомжовую ночлежку, а вполне себе стильный капсульный отель!

Это спектакль — ответ на вызовы современности. «Сегодня, когда реальность становится все более похожа на свою виртуальную копию... наша радость в создании на сцене живых характеров». И это удалось на все сто. В эпоху цифровых профилей горьковские персонажи с их грубыми, неотесанными, но до мозга костей подлинными эмоциями оказываются островком подлинной человечности. Плюс ко всему — звездный состав! Михаил Пореченков в роли Сатин, Игорь Яцко в роли Луки, Александр Ведменский в роли актера и прекраснейший Сергей Атрощенко в роли Алешки. Ой, это что-то невероятное и масштабное.

-3

«На дне» снимает с пьесы Горького налет школьного обязательного чтения (а про школьное чтение я могу рассказывать много!) и раскрывает ее как историю о феноменальной воле к жизни. Это нелегкое, но очень светлое переживание. После него не покидает мысль, которую режиссер называет главным выводом Горького: «Жизнь может быть хаосом, вздором, жестокостью, но и тогда она благословенна».

-4

Идти обязательно. Чтобы увидеть не «дно», а кипящую жизнь на его дне. Чтобы вспомнить, что «превосходная должность — быть на земле Человеком».

-5

#БезумныеПохожденияДи