Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Последняя роль Марка Лициния Красса во вражеском театре

В тот вечер в театре ставили Еврипида. Трагедия "Вакханки". Вышел на сцену юноша в образе женщины, безутешной матери, которая оплакивала своего сына Пенфея, царя Фив. До того, войдя в состояние безумия, насланного на нее Дионисом, она сама же и участвовала в его жестоком убийстве. В руках у этого персонажа была, как раз, голова Пенфея. Жестокая постановка, ничего не скажешь. В зрительском зале на почетных местах парфянский и армянский цари: Ород II и Аравазд. Их взгляды жадно прикованы не к актерам, а именно к вынесенной перед ними голове. Это не атрибут театральный. Это настоящая голова. Голова не абы какого бродяги, найденного за воротами города. Из рук актера на царей смотрел невидящими глазами сам великий Марк Лициний Красс. Тот самый, который повел войска на Парфию без всякого на то важного повода. Думается, что от этих глаз не мог не отвести своего взгляда армянский царь. Ведь он должен был поставить тысячи воинов для войск Красса, но вместо соблюдения договоренности перешел

В тот вечер в театре ставили Еврипида. Трагедия "Вакханки". Вышел на сцену юноша в образе женщины, безутешной матери, которая оплакивала своего сына Пенфея, царя Фив. До того, войдя в состояние безумия, насланного на нее Дионисом, она сама же и участвовала в его жестоком убийстве. В руках у этого персонажа была, как раз, голова Пенфея.

Римская фреска на тему сюжета "Вакханок" Еврипида
Римская фреска на тему сюжета "Вакханок" Еврипида

Жестокая постановка, ничего не скажешь. В зрительском зале на почетных местах парфянский и армянский цари: Ород II и Аравазд. Их взгляды жадно прикованы не к актерам, а именно к вынесенной перед ними голове.

Это не атрибут театральный. Это настоящая голова. Голова не абы какого бродяги, найденного за воротами города. Из рук актера на царей смотрел невидящими глазами сам великий Марк Лициний Красс. Тот самый, который повел войска на Парфию без всякого на то важного повода.

Думается, что от этих глаз не мог не отвести своего взгляда армянский царь. Ведь он должен был поставить тысячи воинов для войск Красса, но вместо соблюдения договоренности перешел на сторону парфян, выступил с ними в союзе.

Ород II на монете. Изображение: Classical Numismatic Group, Inc. CC BY-SA 3.0
Ород II на монете. Изображение: Classical Numismatic Group, Inc. CC BY-SA 3.0

Парфянский царь Ород II, в свою очередь, не мучался совестью в тот момент. Это было его великое торжество. Ведь войска парфянские оказались сильнее римских, а еще и хитрее. Им удалось заманить Красса на переговоры и убить.

Та голова многое претерпела прежде выхода на сцену. Парфяне, отделив ее, всячески глумились, в том числе лили в рот расплавленное золото.

Та голова когда-то была могучим Марком Лицинием Крассом, проконсула Сирии, дважды консула Рима. Этот человек вошел в триумвират с великими Гнеем Помпеем и Юлием Цезарем. Войска Красса одолели огромную зияющую рану Рима - восстание рабов под предводительством Спартака. Красс пользовался расположением диктатора Суллы, даже имел право при нем самостоятельно вносить людей в списки неугодных.

Сцена из фильма "Спартак"
Сцена из фильма "Спартак"

Марк Лициний Красс шел на Парфию, а Плутарх скажет, что в мыслях его было завоевание Азии до Индии, до моря, что за ней. Красс ушел воевать не получив согласия Сената, вопреки призывам народного трибуна остановиться и одуматься.

Ему было 67 лет. Впереди его могла ждать достойная и почетная старость. Но он считал себя слишком великим, нужны были большие победы в Азии. По пути на парфянскую войну ему, как водится, нужны были деньги. Он не стал искать другого пути как разграбить священный Иерусалимский храм. Деньги не пошли ему на пользу.

Участие в трагедии "Вакханки" Еврипида стало последним появлением великого Красса на публике. Что ж, это для римского воина куда страшнее смерти на войне.

Спасибо за внимание. Читайте также нашу историю о том, участвовал ли Юлий Цезарь в подавлении Восстания Спартака: