Помните телевизоры «Чайка» и «Радий»? А радиолу «Октава», которая получила золото в Брюсселе? Репродуктор «Рекорд», из которого во время войны звучал Левитан?
Я сейчас в Нижнем Новгороде. И раз уж я здесь, давайте вспомним эту советскую технику, поговорим о заводе «НИТЕЛ», где все это делали, и разберемся, что с ним сейчас.
Как появился завод
Начнем с парадокса. Август 1915 года, Первая мировая война в самом разгаре, Россия воюет с Германией. И именно в это время немецкая компания «Сименс и Гальске» закладывает в Нижнем Новгороде новый завод. Как так?
А очень просто. Компания Siemens работала в Российской империи с 1852 года – прокладывала телеграфные линии, строила электростанции. Делами в России заведовал Карл Сименс, младший брат основателя компании. Он женился на дочери русского купца, принял российское подданство и стал Карлом Федоровичем. Его даже называли «русским Сименсом». В 1895 году Николай II возвел его в дворянство за заслуги перед империей.
К началу XX века половина капитала компании принадлежала российскому правительству. Так что завод строили по сути свой, просто по немецким технологиям и под немецким управлением.
Место выбрали на Мызе, в пригороде Нижнего Новгорода. Две большие реки рядом для логистики, сырье под боком, рабочих полно. Первый камень заложили 1 августа 1915 года. Строили быстро – война требовала средств связи для армии. Через год, 30 августа 1916-го, подписали первый контракт на производство телефонных аппаратов. 31 января 1917 года завод официально запустили в работу. А 6 марта – всего через пять недель! – с конвейера сошла первая партия: 850 телефонных аппаратов для фронта.
Но после революции завод национализировали. Переименовали из «Сименс и Гальске» в радиотелефонный, потом в 1919 году дали имя Ленина. Стандартная для того времени история. А дальше началось выживание в прямом смысле слова.
Страна лежала в руинах после Гражданской войны. Заказов на телефоны практически не было – кому они нужны, когда людям есть нечего? Завод делал что угодно, лишь бы не закрыться и хоть как-то прокормить рабочих: веретена для льнопрядильных фабрик, аптекарские весы, детали для железнодорожных светофоров, форсунки для подачи топлива, цифры и знаки для компостеров, косы, серпы, даже часы-ходики. Все, что могло принести хоть какие-то деньги и загрузить производство.
Только в 1924 году ситуация изменилась. Секретарь Нижегородского губкома партии Андрей Жданов написал лично Сталину, и заводу наконец дали нормальную загрузку. Вернулись к тому, для чего завод и строили: связь.
Первые репродукторы и радио
С середины 1920-х завод начал делать то, что станет его первой визитной карточкой – средства связи и радиоаппаратуру для народа.
В 1924-25 годах выпустили громкоговоритель «А» – один из первых в стране. Потом пошла целая серия репродукторов: «Рекорд», «Рекорд-2», «Рекорд-3», «Рекорд-4», следом «Рекорд-5», потом «Заря» и «Пролетарий». Это были черные круглые «тарелки», которые висели в каждом учреждении, во многих домах, в клубах. Из них транслировали радиопередачи, сводки, музыку. Для СССР тогда это была главная система массового оповещения.
Параллельно с конца 1920-х начали делать настоящие радиоприемники. Сначала совсем простые, детекторные – в них даже батарейки не требовались, работали на энергии радиоволн. Модели назывались скучно и технично: ЛДВ-7-1, П-5, П-8. Но для своего времени даже такой примитивный приемник был технологическим чудом – возможность слушать радио дома.
В 1930-е годы технологии пошли дальше, и завод освоил производство ламповых радиоприемников – гораздо более сложных и качественных устройств. А параллельно начали получать военные заказы – делали переговорные устройства для самолетов и танков, радиостанции для армии. Это направление будет развиваться и станет в итоге главным, но об этом позже.
Завод во время войны
Теперь самая драматичная страница в истории завода.
4 ноября 1941 года, когда немцы рвались к Москве, а Ленинград уже был в блокаде, вражеская авиация нанесла удар по Горькому (так тогда назывался Нижний Новгород). Одна из целей – завод имени Ленина, который к тому моменту активно выпускал средства связи для фронта.
Мина с 700 килограммами тротила упала прямо на главный корпус. Взрыв был чудовищный. Погибли 99 человек, включая директора завода Александра Кузьмина. Еще около 400 человек были ранены и контужены. В подвале разрушенного корпуса оказались засыпаны члены штаба МПВО во главе с секретарем парткома.
Немцы в сводках отрапортовали: «Завод Сименс и Гальске в Горьком уничтожен». Казалось бы, все. Конец истории этого предприятия. Но не тут-то было. Новый директор Павел Беляев при активной поддержке областных властей принял решение: восстанавливать и работать. На тех площадях, что остались целыми, развернули производство. Разобрали завалы, укрепили поврежденные корпуса, собрали людей. И уже к лету 1942 года завод стал одним из основных поставщиков техники связи для Красной Армии.
Цифры впечатляют. За четыре года войны, с 1941 по 1945-й, предприятие выпустило более 70 видов различных изделий, из которых: 178 000 комплектов радиостанций всех типов, 112 000 комплектов переговорных устройств для танков и самолетов, 234 800 военно-полевых телефонных аппаратов. Все советские танки – все без исключения – оснащались переговорными устройствами и танковой гарнитурой горьковского производства.
Почти вся бомбардировочная, штурмовая и транспортная авиация, пехотные и моторизованные войска, все военные аэродромы, значительная часть сухопутных соединений, подводные лодки, морские корабли и бронекатера получали средства связи с завода имени Ленина.
Послевоенные радиолы
После войны страна начала возвращаться к мирной жизни, и завод тоже. Хотя военные заказы никуда не делись – просто теперь работали на два фронта: и для армии, и для народа.
В 1953 году заводу предписали организовать производство радиоприемников АРЗ по чертежам Запорожского радиозавода. Для этого создали лабораторию бытовой радиоаппаратуры и запустили новый сборочный цех, который позже назовут монтажно-телевизионным.
Это был уже не детекторный примитив довоенных лет, а серьезный ламповый приемник с хорошим звуком и приемом на разных диапазонах.
А потом началась эра радиол. С 1953 по 1963 год завод выпускал модели, названия которых знала вся страна: «АРЗ», «Балтика», «Соната», «Мелодия», «Октава».
Особенно прославилась «Октава». В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе и радиоприемник, и радиола под этой маркой получили золотые медали. Советская техника – и международное признание. Это была настоящая гордость и для завода, и для страны.
«Радий»: первые телевизоры
Осенью 1958 года на заводе запустили производство первого телевизора собственного производства. Назвали его «Радий».
Это был настольный черно-белый телевизор второго класса на кинескопе 43ЛК2Б с диагональю экрана около 43 сантиметров. По электрической схеме и конструкции он почти не отличался от московского «Рубина-102» – базу взяли готовую, проверенную.
Футляр делали из многослойной фанеры и отделывали под ценные породы дерева – орех, красное дерево. В лицевой панели применяли декоративную пластмассу. Выглядело это солидно, добротно. Телевизор был настоящим предметом мебели, украшением комнаты.
С осени 1959 года модель модернизировали и стали выпускать под названием «Радий-А». Интересно, что его делали одновременно в двух вариантах оформления: в старом, похожем на первый «Радий», и в более современном, обновленном дизайне. Покупатель мог выбрать, что ему больше нравится.
После денежной реформы 1961 года цена обеих модификаций составляла 324 рубля. Чтобы понять масштаб – средняя зарплата тогда была около 80-100 рублей. То есть это были серьезные деньги.
В 1961 году также выпустили телерадиолу «Призма» – комбайн нового поколения, где совмещались телевизор, радио и проигрыватель. Такие устройства «все в одном» были на пике моды.
В 1964 году вышел «Радий-Б» – модернизированная версия с измененной схемой и новой конструкцией. По оформлению он отличался от предшественников. Размеры футляра уменьшились до 565×430×360 мм благодаря выпуклой алюминиевой задней стенке с вентиляционными отверстиями.
Но главное – конструкторы сделали телевизор ремонтопригодным. Верхнее шасси можно было выдвинуть или откинуть вверх или вниз, не вынимая телевизор из футляра. Это облегчало замену ламп и деталей. Вырез дна увеличили, так что доступ к нижнему шасси тоже стал проще. Осмотр и ремонт можно было производить, не разбирая весь телевизор. Даже предохранители меняли, не вскрывая заднюю стенку – просто вынимали колодку подключения сети. Для тех лет это было продуманное, грамотное решение.
«Радий-Б» стоил уже 386 рублей – дороже, но и качество выросло. В октябре 1966 года выпустили еще одну модификацию «Радий-И», которая, впрочем, мало отличалась от предыдущей версии.
Всего за годы производства, с 1958 по 1967-й, завод выпустил 765 500 телевизоров марки «Радий» всех модификаций. Это были первые массовые телевизоры нижегородского производства.
Первые телевизоры «Чайка»
Но настоящая известность пришла к заводу с другим названием – «Чайка».
Осенью 1963 года начали опытный выпуск новой модели, а с 1964-го развернули массовое производство. Первая «Чайка» строилась по принципу унификации – единое шасси, стандартные узлы, одинаковые детали. Это была целая философия производства, которая значительно упрощала и удешевляла выпуск.
Телевизор собирали на кинескопе 47ЛК1Б с диагональю 47 сантиметров, использовали 16 радиоламп и 20 диодов. Характеристики соответствовали ГОСТу для унифицированных телевизоров второго класса. Размеры были компактными – 595×460×330 мм, вес 26 килограммов. Стоила первая «Чайка» 320 рублей – даже дешевле последних «Радиев».
В 1967 году вышла «Чайка-2» на базе первой модели, но с кинескопом нового поколения 47ЛК2Б. Ее делали универсально – и в настольном, и в напольном вариантах, с вкручивающимися ножками. Различалась отделка футляра и передней панели. В этом же году предприятие официально переименовали в Горьковский телевизионный завод имени Ленина.
В 1969 году запустили «Чайку-4» и параллельно «Чайку-5» с экраном побольше – 59 см по диагонали. Обе модели выпускали в нескольких вариантах оформления. В октябре 1970 года цену на «Чайку-4» снизили с 336 до 276 рублей – телевизор стал доступнее.
Дальше пошли модели «Чайка-20», «Чайка-201», «Чайка-202», «Чайка-205», «Чайка-206», «Чайка-207»... Цифровые индексы означали постепенную модернизацию, улучшение схемотехники. Все эти телевизоры имели унифицированное шасси и принимали 12 программ в диапазоне метровых волн.
Конструкция была достаточно надежной для своего времени. «Чайки» работали годами, хотя, конечно, периодически требовали ремонта – то строчная развертка отказывала, то блок питания, то кинескоп со временем терял яркость. Но запчасти были доступны, мастера знали эти телевизоры – схемы стандартные, узлы унифицированные, так что чинилось все относительно быстро.
С 1964 по 1990 год завод выпустил 4 234 900 черно-белых «Чаек». Больше четырех миллионов штук. Это самая массовая серия завода за всю его историю.
Цветные телевизоры «Чайка»
1974 год стал переломным – на заводе начали выпускать цветные телевизоры. Новые «Чайки» работали в системе SECAM (французский стандарт цветного телевидения, принятый в СССР) и принимали не только 12 программ метрового диапазона волн, но и 40 программ дециметрового диапазона.
Одной из самых популярных моделей стала «Чайка-714», которую начали выпускать с 1977 года. Это был унифицированный лампово-полупроводниковый телевизор на кинескопе 61ЛК3Ц. К нему можно было подключить магнитофон для записи звука, а звук слушать через головные телефоны. Размер экрана – 61 см по диагонали, вес – 60 килограммов. Это был уже серьезный, тяжелый аппарат. Стоил он невероятно дорого, около 680 рублей.
С 1985 года на предприятии начался выпуск телевизоров третьего поколения с улучшенными характеристиками. До 1992 года выпускались различные модификации с 12 программами диапазона МВ, 60 программами ДМВ, системой SECAM. Позже добавили систему PAL (чтобы можно было смотреть записи с импортных видеомагнитофонов) и дистанционное управление.
Особенно прославилась модель «Чайка-280». В 1988 году она получила государственный Знак качества СССР.
Что стало после распада СССР
Начало 1990-х. СССР развалился – и это стало катастрофой для завода. Разрушились все экономические связи. Поставщики комплектующих оказались в других странах. Государственный оборонный заказ сократился почти до нуля. Спрос на телевизоры упал – люди теряли работу, не получали зарплату месяцами.
А те, у кого деньги были, смотрели в сторону импорта. На рынок хлынули корейские Samsung и LG, японские Sony и Panasonic. У них были лучше картинка, современный дизайн, больше функций.
Но завод какое-то время еще продолжал работать и даже пытался идти в ногу со временем. С 1992 по 1997 год выпускалась серия телевизоров четвертого и пятого поколений. Они производились на новой элементной базе – уже не лампы, а полупроводники. Могли принимать 55 программ, имели систему PAL/SECAM, разъем SCART для подключения видеотехники и дистанционное управление.
Телевизоры пятого поколения выпускались под маркой «НИТЕЛ-5187», «НИТЕЛ-5188», «НИТЕЛ-5190». К привычным размерам экрана 51 и 61 см добавились модель «НИТЕЛ-5191» с экраном 54 см и переносной «НИТЕЛ-5213» с диагональю 37 см.
Оказались востребованными и черно-белые переносные телевизоры «НИТЕЛ-414Д», «НИТЕЛ-424Д» и «Чайка-507» с размером экрана 24 и 31 см – их брали на дачу, на кухню, в гараж.
В середине 1990-х годов завод заключил договор с японской Sharp. С 1994 по 1997 год выпускали видеоплееры «НITEL VC-50/55» по лицензии. На базе видеоплеера и телевизора заводские конструкторы разработали «видеодвойку» «НИТЕЛ 55-ТЦ» – комбинированное устройство.
В 1993-1994 годах даже делали наземные станции приема спутникового телевидения «Чайка НСП-001» – спутниковое ТВ только появлялось в России, и завод пытался освоить новое направление.
Но это была последняя попытка удержаться. К началу 2000-х завод был на грани закрытия, но его удалось спасти.
В 2003 году к управлению заводом пришли новые собственники – группа акционеров банка «Ассоциация», основанного Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (НАПП). Генеральным директором завода был назначен Сергей Самойлов. В 2004 году председателем Совета директоров был избран президент НОАО «Гидромаш», президент НАПП Владимир Лузянин.
Началась тяжелая работа по спасению. Решали финансовые проблемы, судились с кредиторами, восстанавливали корпуса, искали заказы.
Главное стратегическое решение: полностью уйти из гражданского производства. В начале 2000-х сделали последнюю попытку производить телевизоры. Заключили соглашение с китайскими производителями, выпустили пробную партию в тысячу моделей под маркой «НИТЕЛ». Посчитали экономику – прибыль составила один рубль на телевизор. Один рубль! Поэтому было принято решение сосредоточиться на другом.
Дело в том, что все то время, пока завод делал репродукторы, радиолы и телевизоры, параллельно – с 1946 года – он занимался совсем другим делом. Радиолокацией. После войны стране была нужна сплошная сеть радиолокационных станций для контроля воздушного пространства. На заводе создали специальное конструкторское бюро, которое разрабатывало РЛС для ПВО. Вот это направление – военное, радиолокационное – и стало спасением в 2000-х. С телевизорами было покончено навсегда. Только РЛС. Этим успешно занимается завод и по сей день.
В 2022 году, как писал «Коммерсантъ-Приволжье», у предприятие появились новые акционеры, которые продолжают развитие завода.
Вот такая история длиной в 110 лет. А вы помните телевизоры «Чайка» или «Радий»? Может, у вас дома стоял такой? Или вы помните радиолу «Октава»? Делитесь воспоминаниями в комментариях.