Найти в Дзене
Забытые моряки

Москва по пропускам: как город готовят к жизни за платной чертой

Недели две назад я написал статью о том, что скоро будут введены платные дифференцированные зоны. Многие не верили, но вот оно свершилось. С платными зонами в столице до сегодняшнего дня был один главный стоп-фактор: не было прямой федеральной кнопки “взимать плату за въезд в район”. И вот это поменялось. 18 декабря 2025 Госдума приняла закон, который прямо дает Москве право вводить “платные зоны” для проезда и самой определять: границы, операторов, методику, порядок взимания, максимальный тариф и льготы. Цель: “комфорт проживания” и “санитарное состояние” (последнее очень забавно). Вступление — с 1 марта 2026. Давайте посмотрим, где введут платный въезд, а где может образоваться широкий протест. И как это делается во всём мире, а там больше отрицательного опыта. 1. Самая опасная идея введения платных зон внутри ТТК. На бумаге выглядит красиво. В реальности — машины просто уедут к границе зоны. Во дворы. В переулки. В места, где их никто не ждал. И те, кто не платит, и те, кто живёт ря

Недели две назад я написал статью о том, что скоро будут введены платные дифференцированные зоны. Многие не верили, но вот оно свершилось. С платными зонами в столице до сегодняшнего дня был один главный стоп-фактор: не было прямой федеральной кнопки “взимать плату за въезд в район”. И вот это поменялось.

18 декабря 2025 Госдума приняла закон, который прямо дает Москве право вводить “платные зоны” для проезда и самой определять: границы, операторов, методику, порядок взимания, максимальный тариф и льготы. Цель: “комфорт проживания” и “санитарное состояние” (последнее очень забавно). Вступление — с 1 марта 2026.

Давайте посмотрим, где введут платный въезд, а где может образоваться широкий протест. И как это делается во всём мире, а там больше отрицательного опыта.

-2
-3

1. Самая опасная идея введения платных зон внутри ТТК. На бумаге выглядит красиво. В реальности — машины просто уедут к границе зоны. Во дворы. В переулки. В места, где их никто не ждал. И те, кто не платит, и те, кто живёт рядом, начнут ненавидеть всё сразу. Тут самый конфликтный вариант. Это не гипотеза. Так было в других городах.

2. Про “въезд в Москву” или “внутри МКАД” даже вслух говорить опасно. Это не транспортное решение. Это сигнал: город закрывается. И вот тут поднимаются вообще все — от бизнеса до Подмосковья. Это про право жить и работать.

3. Москва-Сити — идеальный кандидат на платник. Камеры уже есть. Въездов мало. Людей много. Все туда едут по работе, а не погулять. Вот там это пройдёт безболезненно. Сюда же можно занести и Сколково. В теории могут сделать и "Рублёвскую зону" и народ, уверен, как раз проголосует за! А вот чиновники скорей против, слишком уж аллегория неприятная.

4. Ещё один главный претендент это центр города. Скорей всего именно он и будет платным. Потому, что живущая там золотая жила так хочет. Потому что можно сказать: метро рядом, пешком дойдёте. И конечно потому, что в мире так делали. Обычно для примера берут Лондон. Но вы знаете, как там начиналось? Лондон начинал с дикого скандала. Когда объявили плату за въезд в центр, город просто взорвался. Газеты, митинги, бизнес кричал, что всё умрёт. Первые месяцы люди платили скрипя зубами, потом начали менять привычки. Машин в зоне реально стало меньше — примерно на пятую часть. Деньги появились. Но почти сразу выяснилось, что половина выручки уходит на администрирование: камеры, сбои, апелляции, персонал. И самое важное — систему пришлось постоянно чинить: скидки жителям, исключения, пересмотры границ. Лондон не «включил и забыл». Он всё время подкручивает, потому что иначе всё разваливается. Экономический эффект сомнительный.

У нас же будет хуже, потому, что половина выручки будет уходить в частные руки, как это происходит сейчас с платными парковками и штраф-камерами на дорогах. Другая половина на обслуживание. Фактически, город может остаться вообще без прибыли. Но машин в центре действительно станет меньше. Так, что можно сказать, что это на руку богатым, которые отселят нищебродов (как они нас называют) за пределы Садового. И главный минус платного центра москвичи наверняка понимают - в Москве основная логистика завязана центре. Значит огромные потоки переместятся за кольцо, это будет лютый треш. Пробки в час пику удвоятся и Москва встанет.

Но продолжу про мировой опыт. Стокгольм вообще пошёл другим путём. Они сначала сделали платный въезд временно. Просто сказали: давайте попробуем и посмотрим. Пробки упали резко, воздух стал лучше, но ненависть была серьёзная. Люди выходили протестовать, писали жалобы, бизнес возмущался. Тогда город сделал редкую вещь — референдум. Большинство скрипя сердцем сказало «ладно, оставляем». И только после этого платный въезд стал постоянным. Там эффект по трафику держится до сих пор, но важно понимать: без референдума его бы просто снесли.

У нас же - сами понимаете, референдум может и проведут... по образу и подобию наших партнёров из Северной Кореи.

Сингапур — любимый пример чиновников. Там платный въезд работает давно и жёстко. Но это вообще другая планета. Там сначала сделали так, что без машины жить легко, а потом включили плату. И главное — ставки меняются в зависимости от загрузки. Если поехал в час пик — плати больше. Не поехал — молодец. Протестов почти не было, потому что общество другое и выбора больше. Копировать это один в один невозможно.

А теперь важный момент, про который редко говорят. Платные зоны отменяли. Не везде, но да.

В Манчестере идею платного въезда просто зарубили на референдуме. Люди сказали: нет. В Эдинбурге — то же самое. В Нью-Йорке проект платного въезда в Манхэттен обсуждали десятилетиями, переносили, замораживали, снова доставали — каждый раз из-за сопротивления жителей и бизнеса. Даже когда идея экономически сходится, политически она может быть токсичной.

И почти везде, где вводили платный въезд, происходило одно и то же:
машины не исчезали, они переезжали. На границу зоны. В соседние районы. Во дворы. И города были вынуждены срочно вводить дополнительные ограничения, иначе жители начинали ненавидеть не пробки, а власть.

Самое страшное в платной зоне даже не сумма. Страшно то, что в какой-то день ты ловишь себя на мысли: ехать к своим — дорого, заехать по делам — накладно, просто быть в своём городе — уже дорого и враждебно, хотя на каждом шагу тебе говорят, что стараются только для твоего же комфорта. И в этот момент понимаешь, что город, в котором ты вырос и работал, вдруг начал спрашивать с тебя деньги не за комфорт, а за воздух.