Памятники, которые хорошо знакомы
Монументальные памятники Санкт-Петербурга так гармонично вплетены в образ и в историю города, кажутся настолько хорошо знакомыми, что, вроде, даже повода поговорить о них нет. Кто не узнает «Медного всадника»! Это же Пётр 1 на вздыбленном коне на гребне гранитной волны покоряет Балтийское море! Екатерина Великая на постаменте в виде колокола, в окружении выдающихся деятелей своей эпохи, тоже легко узнаваема потомками-соотечественниками. Ну а если кто засомневается, Пётр ли первый стоит у Михайловского замка, обойдя постамент, свои сомнения развеет, разобравшись в родственных связях владельца дворца и основателя Петербурга. И даже если не все узнают Николая 1 и не догадаются, что окружающие его аллегорические дамы олицетворяют его любимых женщин (супругу и дочерей), а конь под императором делает памятник единственным в мире, имеющим всего две точки опоры, не беда! Этот памятник столь же неотъемлемый элемент ансамбля Исаакиевской площади, как Александровская колонна на Дворцовой, памятник Ленину на Московском проспекте или обелиск «Город-герой Ленинград» на площади Восстания. И кого можно заинтересовать, рассказывая о них хорошо всем известные факты?
На моём канале истории о памятниках обычно появляются, когда они вдруг возникают на пути во время виртуальных прогулок по городу, и тогда пройти мимо никак нельзя. Но иногда я совершенно неожиданно обнаруживаю памятники во время моих обычных городских прогулок или вовсе пробегая мимо по делам. Мало того, что я тщетно пытаюсь издалека узнать, кто это! Я ещё испытываю конфуз, понимая, что я этот памятник раньше не видела и даже никогда о нём не слышала. Судорожно начиная поиск сведений, иногда облегчённо вздыхаю: новенький! Просто он здесь раньше не стоял, а я давно сюда не заглядывала! Но иногда памятник может серьёзно озадачить. Вот о таком памятнике я сегодня и хочу рассказать.
«Игры с контентом», в которые я не играю
Он стоит на задворках современного городского квартала, который день ото дня становится всё более популярным у горожан. Когда я его увидела, ещё не узнав «легендарного» героя, первой мыслью было: «Кого-то задвинули»! Следом пошли вопросы: «Кто это и как сюда попал?». И вот озадачившись, я пошла искать на них ответы.
Если бы я на своём канале не просто рассказывала истории из истории, а следовала рекомендациям мудрых SMM-менеджеров, которые знают, как сделать мой «контент» популярным в соцсетях, я бы сначала устроила блиц турнир среди моих читателей, пытаясь их заинтересовать темой, и все свои вопросы адресовала аудитории.
Вопрос первый: чей это памятник?
Вопрос второй: где он стоит?
И когда многотысячная армия моих подписчиков развернула бы соревнования, кто первый найдёт правильный ответ, я бы продолжила интриговать вопросами:
Вопрос третий: сколько ещё памятников этому политическому деятелю было установлено в Ленинграде и сохранилось в Петербурге?
Вопрос четвёртый: как и почему этот памятник оказался у современного фудмолла под названием «Vokzal 1853»?
Из моих более 5 тысяч подписчиков постоянных спутников в моих виртуальных прогулках единицы, а среди остальных иногда заглядывающих в мой канал, возможно, наберётся десяток благодарных читателей и несколько «ругателей» моих заметок. В последние несколько дней случайные читатели вообще, перестали ко мне заглядывать. То ли с алгоритмами Дзена что-то случилось, то ли, в самом деле, мой «контент» с каждым днём становится всё менее привлекательным и медленно погибает! Затеяв на канале эти современные игры, я рискую не получить ни одного ответа на свои вопросы, а потому не буду гнаться за сомнительной популярностью, а просто, как обычно, поделюсь с читателями своими маленькими открытиями в нашем большом городе.
Киров в Ленинграде
Эта история родилась, когда я неожиданно обнаружила неизвестный мне памятник, оказавшись рядом с бывшим Варшавским вокзалом. В 21 веке он утратил свою функцию и превратился сначала в торговый комплекс «Варшавский экспресс», а затем в огромный фудмолл под названием Vokzal 1853 (1853 год – год основания вокзала). Говорят этот современный «общепит» – самый большой в России и в Европе. Здесь на огромном пространстве под одной крышей объединены разнообразные кафе, рестораны, гастрономические лавки, а также оригинальные зоны отдыха.
Сюда идут отведать блюда разных стран в обстановке залов ожидания, восхититься идеей сохранения исторического объекта в новом качестве и отдохнуть в необычной обстановке. А ещё здесь можно ностальгировать по былым временам, когда Vokzal 1853 был Варшавским вокзалом, а мы уезжали отсюда в Европу. Задумчиво гладя в панорамное окно, за которым возвышаются современные многоэтажки, можно не переставать удивляться – куда исчезли бесконечные рельсы! Кажется, ещё совсем недавно по ним бежали поезда. Чудеса, да и только!
Продолжая изучать преобразившееся всего за несколько лет пространство, гуляя по территории современного района, я заинтересовалась зданием из красного кирпича. Из всех построек вокруг бывшего вокзала оно единственное всё ещё напоминает о тех временах, когда здесь царила вокзальная жизнь. Здание было построено на рубеже 19-20 веков и предназначалось для размещения электростанции, обслуживающей железную дорогу. Обойдя вокруг, я и обнаружила спрятавшийся за ним памятник.
Издалека было понятно, что он из советской эпохи, а вскоре стало ясно что здесь, на задворках современного пространства на высоком пьедестале возвышается фигура известного ленинградского деятеля Сергея Мироновича Кирова. Ну как же он здесь оказался?
Традиция устанавливать памятники легендарным государственным и городским деятелям в городе на Неве появилась ещё в 18 веке и началась с установки памятника основателю Санкт-Петербурга, знаменитого Медного всадника. Несколько российских монархов удостоились такой чести за время существования Российской империи. Во второй половине 19 века в Петербурге зародилась новая традиция – устанавливать памятники выдающимся деятелям науки и культуры.
У пришедшей в начале 20 века новой власти, разрушившей старый мир, появились свои традиции. Первым делом в Петрограде стали появляться памятники жертвам революций. Уже в 1918 году был принят ленинский план монументальной пропаганды. Новые масштабные памятники на улицах городов должны были нести коммунистические идеи в народ. Памятники, «не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые в честь царей и их слуг», по мнению большевиков следовало ликвидировать. Их место должны были занять памятники в ознаменование «Великого Октября». А когда город Петра получил имя Ленина вскоре после смерти вождя пролетариата в 1924 году, началась эпоха возведения на пьедестал нового кумира. Первые памятники Ленину в Ленинграде появились в 1926 году. В этом же году в Ленинград для исполнения политики партии большевиков был направлен Сергей Миронович Киров (1886-1934).
Киров в Ленинграде
Бывшая столица Российской империи, взбудораженная в начале столетия революциями, теперь для коммунистов была опасным местом. Здесь активизировались контрреволюционеры и партийная оппозиция. Верный идеям партии коммунистов Киров был лично знаком с вставшим во главе государства Иосифом Сталиным. Он был назначен первым секретарём Ленинградского обкома партии. В первую очередь, новый руководитель местных органов власти Ленинграда должен был провести зачистку партийных рядов от оппозиции и укрепить власть большевиков.
Киров был удивительно харизматической личностью. Он смело принимал решения, отличался невероятным трудолюбием, был превосходным оратором и легко шёл на контакт с простым народом. Он добивался увеличения поставок продовольствия в Ленинград, в исполнении планов индустриализации активно включился в жизнь рабочих окраин, где строились новые предприятия и быстрыми темпами велось жилищное строительство. Несмотря на жёсткие методы работы, Киров был принят рабочими. Ему доверяли.
Убийство ленинградского лидера 1 декабря 1934 в коридоре Смольного стало настоящей трагедией в Ленинграде и поводом для паники в эшелонах высшей власти. И хотя, похоже, убийство не имело под собой политической подоплёки и было совершено неуравновешенным человеком, это событие стало началом эпохи сталинских репрессий, которые в Ленинграде неофициально называли «Кировским потоком». А народ оплакивал своего любимого руководителя. Практически сразу начались почины по увековечиванию имени «народного героя». Власти приветствовали идею мифологизировать Кирова, как верного ленинца, борца за коммунистические идеалы.
«Кировомания»
Уже в декабре 1934 года на основании постановлений правительства СССР начали переименовывать городские объекты. В Ленинграде появились Кировские острова (Елагин, Крестовский и Каменный острова), Кировский проспект (Каменноостровский), Кировский мост (Троицкий) и Кировский район (бывший до тех пор Нарвский). Вскоре стали раздавать имена Кирова предприятиям, творческим коллективам и вновь создаваемым объектам городской инфраструктуры. Завод «Красный путиловец» был переименован в Кировский, Кировским стал Мариинский театр, имя Кирова было присвоено заводу «Электросила» и заводу Подъёмно-транспортного оборудования, новому Дому культуры на Большом проспекте Васильевского острова и стадиону на одном из Кировских островов (ныне – Крестовском).
Это была настоящая «Кировомания», которая быстро вышла за рамки одного города и охватила всю страну. К середине 20 столетия в Советском Союзе насчитывалось 1178 улиц, площадей и переулков, 241 населенный пункт, 3078 колхозов и совхозов имени Кирова, 158 памятников и мемориальных досок, посвящённых ленинградскому политическому деятелю.
Городской памятник Кирову
В 1938 году в Ленинграде был торжественно открыт памятник С.М. Кирову (скул. Н. В. Томский, арх. Н. А. Троцкий). Работа над ним началась сразу после гибели легендарного героя Ленинграда. В качестве места установки был выбран промышленный район, рабочие которого считали Кирова своим. Это они сразу после смерти городского руководителя, который состоял на партийном учете в первичной ячейке «Красного путиловца», добились переименования и своего завода, и всего района. Огромная площадь, на которой был установлен памятник, возвышающийся над ней на 15,5 метров, очевидно, тоже стала Кировской. Почти восьмиметровая бронзовая фигура кумира рабочих установлена на сером гранитном постаменте. Уверенной походкой шагает Киров, широким жестом правой руки демонстрируя итоги своей деятельности в бывшей промышленной окраине города. Постамент украшен барельефами, отображающими жизнь советских людей: трудовые будни, счастливое детство, гражданскую войну. На лицевой поверхности постамента помещена цитата из речи С.М. Кирова. В образе государственного деятеля чувствуется сила, величие, мощь и динамика. Памятник оказался созвучен эпохе и стал олицетворением советского периода в жизни страны.
Одновременно с памятником рядом выросла громада здания Кировского райсовета (1938, арх. Н.А. Троцкий) – эталон ленинградского авангарда, отражающий дух эпохи. В послевоенные годы на площади за памятником появилось монументальное здание общежития для рабочих Кировского завода в стиле сталинского классицизма, которое завершило ансамбль Кировской площади. И сегодня она является как раз одним из тех мест в Петербурге, где памятник стал органичной и гармоничной частью города, района, эпохи.
Памятников много не бывает!
Памятник на Кировской площади стал главным городским монументом руководителю Ленинграда, но он не был первым. Ещё в 1937 году памятник Кирову (скул. Н. В. Томский, арх. Н. А. Троцкий) установили на территории Мясокомбината, заложенного в 1932 году на Московском проспекте по личной инициативе главного ленинградского руководителя. Работники комбината опередили рабочих Кировского завода, которые не успокоились на переименовании предприятия и уже вскоре добились установки памятника Кирову на территории своего завода (1939 скул. В.Б. Пинчук, арх. О. К.Аршакуни).
В 1932 году началось создания Центрального парка культуры и отдыха Ленинграда. Это тоже была инициатива Кирова, и парк был назван его именем. А когда на одном из Кировских островов в 1950 году был открыт самый большой в городе стадион, разумеется, тоже с именем Кирова, перед ним был установлен очередной памятник (скул. Б.Н. Пинчук, арх. Л.М Хидекель) легендарному городскому руководителю.
Завод Подъёмно-транспортного оборудования одним из первых предприятий города получил почётный «кировский титул». Уже в 1940 году на его территории тоже появился памятник Кирову (скул. Г.А. Гринберг). Однако к 40-летию присвоения заводу имени С.М. Кирова коллектив предприятия принял решение памятник заменить. Его проект был создан скульпторами Н.А. Тепловым и В.С. Ивановым. Рабочие завода взялись изготовить памятник на своём производстве собственными силами. В 1971 году он был установлен на заводской территории прямо у проходной.
Киров остался с нами!
Но времена меняются. Сначала прошла «Кировомания», потом наступил застойный период, а затем и вовсе развалился великий и могучий Советский Союз. Как в начале 20 века с пьедесталов «полетели» герои Российской империи, так к концу столетия безжалостно стали «удаляться» из истории имена героев революции и незаметно исчезать их памятники. Вернулись дореволюционные названия улицам и площадям, а культурные городские объекты и промышленные предприятия постепенно утратили своё значение и стали закрываться. А что же произошло с элитными и престижными некогда памятниками Кирову?
Стадион имени Кирова на Крестовском острове в 2007 году был демонтирован. На его месте появился знаменитый новый спортивный комплекс «Газпром Арена», похожий на летающую тарелку. Но памятник Кирову был бережно сохранён и стоит сегодня на прежнем месте. Пережил нелёгкие времена и Кировский завод. Хочется верить, что памятник легендарному Кирову остался на месте и окружён вниманием заводчан. Но, как и в прежние времена, большинству горожан он неизвестен.
А вот завод Подъёмно-транспортного оборудования Перестройку не пережил. В 2000 году предприятие было признано банкротом. Долгое время мрачные производственные корпуса на Обводном канале навевали уныние. И вот, наконец район ожил! Старые серые производственные постройки не узнать! Они приоделись и в новом наряде почти не выделяются на фоне фешенебельных зданий, появившихся на территории бывшего завода. Вот среди них мною и был найден забытый всеми Киров.
Его никто не прятал и не задвигал. Он по-прежнему стоит на своём месте, у бывшей проходной исчезнувшего завода, о существовании которого очень скоро все забудут. Но этот укромный уголок, похоже, градостроители тактично обошли вниманием. Будто не заметили! Радует, что не «выбросили» старый памятник, возрождая район. Однако, что мешает найти Кирову достойное место? Вот, например недавно у Балтийского вокзала был открыт новый городской сквер, вызвавший, как обычно, полемику у горожан, которые его безжалостно, не видя смысла в облагораживании «проходного» места. «Лавочки понаставили, а сидеть на них некому!» – ворчат пассажиры, бегущие мимо сквера с электрички в метро. Может, стоит туда «отодвинуть» Кирова? Будет повод остановиться и познакомится со старым неизвестным памятником. А любители современности наведут-таки порядок рядом с «красивыми» домами современной эпохи на месте бывшего завода!
Осталось разобраться теперь с судьбой памятника на территории Мясокомбината, который тоже обанкротился в 2000 году. Там пока полным ходом идёт борьба общественности за сохранение объекта культурного наследия, на месте которого планируется возведение очередного современного квартала, призванного украсить наш город. Легендарные быки, украшавшие вход на территорию Мясокомбината почти 200 лет, уже исчезли (говорят, их отправили на реставрацию). А вот следы памятника Кирову потерялись в сетях интернета. Свежей информации о нём я, увы, не нашла! Надо будет прогуляться ещё по Обводному, дойти до территории бывшего Мясокомбината.
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!