Знаете, бывают такие тайны, которые лежат на поверхности, а мы ходим мимо годами и в упор их не замечаем. Вот, например, Лариса Долина. Для большинства - это бронзовый памятник джазу, "Погода в доме" и строгие платья в пол. А ведь на самом деле, если копнуть поглубже, выяснится, что именно она - главный "серый кардинал" нашего любимого советского кино. Да-да, та самая фея-крестная, которая спасала культовые фильмы, когда у режиссеров опускались руки.
Мы привыкли думать, что кино - это про красивых женщин в кадре. Но магия, настоящая, та, от которой мурашки, часто творится не перед камерой, а в темных, прокуренных студиях звукозаписи. И Долина там была королевой. Без короны, без имени в титрах, но с таким влиянием на наши эмоции, что становится даже немного не по себе, когда узнаешь правду.
Как переиграть Васильеву, не появляясь в кадре
Давайте честно: кто из нас в конце 70-х вообще знал, как выглядит Лариса Долина? Да никто толком. А голос ее уже звучал из каждого утюга, только мы об этом не догадывались. Режиссеры быстро смекнули: девчонка-то гениальная. Ей можно подсунуть любую партитуру, любую актрису, и она мимикрирует так, что родная мама не отличит.
Возьмите "Обыкновенное чудо". Марк Захаров, гений, перфекционист. Екатерина Васильева в роли Эмилии - просто огонь, драма. И вот сцена, где она поет "Ах, сударыня". Зритель смотрит и плачет. Ему кажется, что это Васильева душу изливает. А вот и нет! Это Долина. Причем, как она это сделала? Убрала к чертям свой фирменный джазовый напор, приглушила голос, добавила какой-то такой бабьей, простите за слово, тоски... И всё, пазл сложился. Мы поверили. Мы купились.
Или вот "31 июня". Леди Нинет. Ну стерва же, каких поискать! Холодная, надменная. И вдруг этот вокал - мощный, резкий, пробирающий до костей. Это снова Долина. Она не просто спела ноты, написанные Зацепиным. Она характером спела. Дала героине тот объем, который одной картинкой не передашь.
Афера с "Чародеями"
Но если с взрослыми тетками еще понятно, то история с "Чародеями" - это вообще за гранью. Серьезно, я когда узнала, челюсть искала под столом. Вспомните песню про трех белых коней. Звонкий, чистый, абсолютно детский голосок. Никаких вибрато, никаких "взрослых" штучек. Девочка поет, ну очевидно же!
Ага, как бы не так. Это Лариса Долина. Взрослая, опытная певица. Ей пришлось совершить насилие над собственной природой, загнать голос на фальцет, вычистить из него все "мясо", весь опыт, чтобы звучать как наивный ребенок. Это не пение уже, это, черт возьми, высшая математика какая-то. И ведь никто, никто в стране не заподозрил подвоха! Мы 40 лет смотрели этот фильм и верили в сказку, которую для нас сотворила женщина, чьего лица мы даже не представляли в этом контексте.
Шахназаров - человек, который сорвал маски
Слава богу, нашелся Карен Шахназаров. В 83-м он снимал "Мы из джаза" и решил: хватит прятать бриллиант в шкатулке. Нужна была бомба. Клементина Фернандес. Не просто певица, а стихия, ураган. И он вытащил Долину на свет божий.
И что она устроила! Выкрасилась в темный цвет, нацепила какие-то безумные перья и выдала такой джаз, что штукатурка в кинотеатрах сыпалась. Это был не просто номер, это был вызов. Типа, смотрите, я не только за кадром могу пищать, я и в кадре могу так дать жару, что мало не покажется. Клементина получилась гротескной, смешной и невероятно крутой одновременно.
От Дикого Запада до черепахи в очках
И понеслось. Даже став звездой, она продолжала хулиганить. В "Человеке с бульвара Капуцинов" снова спряталась за спиной актрисы - на этот раз Александры Яковлевой. Диана Литтл, звезда салуна, поет голосом Долиной. И столько там секса, столько игривости, что диву даешься.
А в 90-е, когда все кинулись снимать мюзиклы, Долина вообще расслабилась. В "Старых песнях" сыграла заведующую сельпо - такую, знаете, простую бабу, с халой на голове и яркой помадой. И ведь с каким кайфом сыграла! Не побоялась быть смешной, нелепой.
А Черепаха Тортилла? Ну кто бы еще додумался превратить древнюю рептилию в стильную джазовую бабушку в модных очках? Только Долина. Она взяла этот нафталиновый образ и вдохнула в него новую жизнь. Ее Тортилла - это не про старость, это про стиль.
Вместо тысячи слов
Так что, ребята, Лариса Долина - это вам не только про "Ла-ла-ла" и букеты цветов. Это трудяга, актриса-невидимка, которая своими связками сшила воедино лоскутное одеяло нашего кино. Без нее Эмилия не была бы такой трогательной, Нина Пухова - такой звонкой, а Клементина - такой безумной.
Ну что, признавайтесь: у кого сейчас шаблон порвался по поводу "Чародеев"? Кто так же, как и я, верил в поющую девочку?
Пишите в комменты, обсудим! И лайк не забудьте ткнуть, если статья зашла. Вам не сложно, а мне приятно. Да и подписаться можно, я тут часто всякое интересное раскапываю.