В середине декабря 2025 года в подмосковном Одинцово произошла трагедия, всколыхнувшая все общество. Пятнадцатилетний ученик напал с ножом на людей в собственной школе, что привело к гибели десятилетнего мальчика и ранениям охранника и других детей. Этот случай стал не первым за последнее время, вновь поставив острые вопросы о безопасности в учебных заведениях, психологическом состоянии подростков и способности системы предотвращать подобные угрозы.
Хроника трагедии: нападение в стенах школы
Утром 16 декабря 15-летний подросток, ученик 9 класса Успенской школы в посёлке Горки-2, вошел в здание. Предварительные данные указывают, что он без труда пронес с собой нож, бронежилет, каску и перцовый баллончик, так как рамка металлоискателя на входе не работала. В школьном коридоре он распылил баллончик в лицо охраннику, пытавшемуся его остановить, и нанес ему удар ножом.
Затем подросток продолжил движение по школе. Его жертвой стал десятилетний ученик четвертого класса. По свидетельству одноклассников, погибший мальчик, видя угрозу, пытался отвлечь нападавшего от других детей. Он побежал, но споткнулся на лестнице, где был настигнут. Ребенок скончался от полученных ранений. Подозреваемый был задержан прибывшими силовиками, ученики эвакуированы, а родителям погибшего и пострадавшим была обещана вся необходимая помощь и поддержка.
Портрет нападавшего: что предшествовало атаке
Подросток, задержанный по подозрению в нападении, признал свою вину на допросе. Его родители, отказавшиеся от комментариев после ареста сына, заявляли, что не замечали за ним ничего подозрительного, описывая его как обычного ребенка, который учился и играл в компьютерные игры.
Однако в цифровом пространстве картина была иной. По данным СМИ, в его аккаунтах в социальных сетях были обнаружены материалы, связанные с радикальной онлайн-субкультурой, для которой характерны мизантропия и эстетизация насилия. За два дня до нападения он разослал одноклассникам 11-страничный манифест под названием «Мой гнев», наполненный ненавистью и содержащий разделение людей по национальному и религиозному признакам. Правоохранительные органы проверяют версию о том, что подросток разделял экстремистские националистические взгляды и, возможно, планировал теракт.
Системные сбои: безопасность и внимание к подросткам
Трагедия высветила несколько системных проблем:
1. Физическая безопасность. Эксперты отмечают, что действующие меры антитеррористической защищенности (пропускные системы, металлоискатели) в первую очередь направлены против посторонних, но не учащихся. В данном случае металлодетектор не функционировал. Петр Фефелов, эксперт по безопасности, указывает, что низкое финансирование и выбор самого дешевого подрядчика напрямую сказываются на качестве как оборудования, так и персонала охраны.
2. Профилактика и психологическая помощь. Анализ Следственного комитета, озвученный еще в 2021 году, показывает, что основную группу риска составляют подростки 13-16 лет с проблемами социализации и трудностями в общении. Психологи подчеркивают, что такие подростки часто «подают сигналы» через изменения в поведении или высказывания. Клинический психолог Дарья Яушева объясняет, что радикальные действия могут быть следствием глубоко переживаемого стыда и чувства унижения, которые трансформируются в агрессию по принципу «унижение — ярость — месть». Написание манифеста она рассматривает как попытку сконструировать новую идентичность («мстителя», «судьи») и как своеобразный крик о помощи — «утечку намерений».
Несмотря на существование психологического тестирования в школах, его эффективность и последующие действия при выявлении рисков остаются под вопросом. В обществе растет осознание важности этой проблемы: 84% россиян считают, что на травлю в школе (буллинг), с которой сталкивались лично 25% опрошенных, необходимо обязательно реагировать и помогать пострадавшему.
Трагедия в Одинцово — это не только ужасающий криминальный случай. Это симптом более глубоких недугов: недостаточного внимания к психологическому благополучию подростков, формального подхода к безопасности в школах и пробелов в системе раннего выявления и сопровождения детей в группе риска. Как отметил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, случившееся — «запредельная жестокость», требующая всестороннего анализа и действий, чтобы предотвратить повторение. Опыт прошлых лет показывает, что ужесточение контроля за оружием или требования к охране, принятые после нападений в Казани и Ижевске, сами по себе не исключают новых трагедий. Укрепление материально-технической безопасности должно идти рука об руку с созданием в школах доступной и качественной психологической службы, способной вовремя заметить беду, и формированием среды, где каждый взрослый (родитель, учитель) будет внимателен к сигналам, которые подает ребенок.