Найти в Дзене
Жизнь на 180 градусов

Как девочка из многодетной семьи выросла и стала очаровательной Бабкой Йожкой новогоднего чуда

История мастерицы Алены Мамонтовой из станицы Марьянской. Она была третьей. Третьим ребенком в семье, где дети никому были не нужны. Мама с послеродовой депрессией оказалась в больнице. Отец нашел другую. Сначала маленькую Аленку и сестру отдали как щенков к бабушке, потом – пришлось жить с мачехой. Кукол у не было, как и счастливого детства. – Когда вы уже вырастете и уйдете? – постоянно выпаливал отец. Казалось, жизнь прописала суровый, неуютный сценарий, а она взяла и написала свой. Из ваты, проволоки, клейстера и несломленной души. Сегодня 48-летняя Алена Мамонтова – уникальный мастер, создающий новогодние игрушки по старинной технологии. Ее авторские ангелы, деды морозы и сказочные герои живут в коллекциях по всему миру, а за эксклюзивом люди готовы охотиться загодя. Но главное – этими фигурками она, наконец, убаюкала ту самую внутреннюю девочку, которой когда-то не дали доиграть. Из конструктора-модельера – в волшебницы По образованию Алена – конструктор-модельер легкой промышлен

История мастерицы Алены Мамонтовой из станицы Марьянской.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Она была третьей. Третьим ребенком в семье, где дети никому были не нужны. Мама с послеродовой депрессией оказалась в больнице. Отец нашел другую. Сначала маленькую Аленку и сестру отдали как щенков к бабушке, потом – пришлось жить с мачехой. Кукол у не было, как и счастливого детства.

– Когда вы уже вырастете и уйдете? – постоянно выпаливал отец.

Казалось, жизнь прописала суровый, неуютный сценарий, а она взяла и написала свой. Из ваты, проволоки, клейстера и несломленной души.

Сегодня 48-летняя Алена Мамонтова – уникальный мастер, создающий новогодние игрушки по старинной технологии. Ее авторские ангелы, деды морозы и сказочные герои живут в коллекциях по всему миру, а за эксклюзивом люди готовы охотиться загодя. Но главное – этими фигурками она, наконец, убаюкала ту самую внутреннюю девочку, которой когда-то не дали доиграть.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Из конструктора-модельера – в волшебницы

По образованию Алена – конструктор-модельер легкой промышленности, но по профессии практически не работала. Сначала первый брак, куда без любви была спроважена отцом и много лет сидела дома. Потом второй – с человеком, которого всегда любила, воспитание детей – их в семье трое. Больше 10 лет назад муж получил тяжелую травму спины.

– Мы решили, что он будет занимайся хозяйством, домом в Марьянской, а я – работать. Так и началась наша сельская жизнь, – рассказывает Алена.

Устроившись педагогом дополнительного образования, она учила детей оригами и шитью мягких игрушек. А в душе все это время жила страсть к старинным куклам, особенно – к тем самым, с фарфоровыми личиками. Покупала на интернет-раскопках битые антикварные головки, восстанавливала их, давая куклам новую жизнь.

А однажды случилось чудо. Вернее, родился первый кривенький, но бесконечно дорогой прототип.

– Сделала отливку, молдинг, и по ней – первую ватную игрушку на елку. Белочка с лицом девочки. Она была ужасна, но в тот момент мне казалось, что нет ничего прекраснее! До сих пор ее храню, – смеется Алена. – Это мотивация для тех, кто бросает на полпути. Смотрите, с чего я начинала! Все приходит с практикой.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Алена пробовала керамику, искала себя, но вернулась к вате. Углубилась, как археолог в пласты истории. Старинная технология – каркас из проволоки, натуральная хлопковая вата, клейстер из крахмала, который лепит форму, как скульптор глину. Потом – тончайшая роспись акварелью, акрилом, натуральными пигментами.

– Я научилась чувствовать вату. методом проб и ошибок. это живой материал, – говорит мастер.

Ее «фишка» – нежные, душевные, не штампованные личики из гипса и папье-маше. Каждое – единственное и неповторимое. Говорит, что никогда не сможет расписать два лица одинаково. Это же эмоция, запечатленная в материи.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Мастерская, где рождается сказка

Целая комната в доме отдана под царство игрушек. Два тюка ваты по 2,5 кг, мотки проволоки, баночки с красками. За 10 лет хобби превратилось в дело жизни. Сначала – 100 игрушек в год, сейчас – уже 200. На одну фигурку уходит около недели: каркас, наслаивание ваты, просушка, роспись. Мамонтова работает целыми днями, под сериал, и не устает, потому что это ее медитация.

Вдохновение черпает из иллюстраций в книгах, советских открыток. Так рождаются удивительные персонажи. А ее ангел-хранитель к Рождеству, сделанный для марафона, прославил мастерицу на всю страну. Люди захотели учиться. У нее уже более 300 учеников по всей стране, и половина успешно развивает свое дело. Появились онлайн-мастер-классы, а за ними – и первые продажи.

Ее игрушки стоят от 5 до 10 тысяч рублей, и люди берут по несколько штук. Покупают коллекционеры, чтобы передавать по наследству.

– Это вложение не в вещь, а в эмоции, в историю, – убеждена Алена. – Часто присылают фото елок, украшенных моими игрушками за разные годы. Я смотрю и вижу свой рост.

А ее личная коллекция Дедов Морозов насчитывает 50 экземпляров – от советских до собственного авторства.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Бизнес-леди из станицы. Мечта о фабрике

Алена не стоит на месте. Она написала бизнес-проект и хочет открыть собственную мануфактуру, где сможет выпускать не 200 игрушек в год, а в пять раз больше.

– Найму работников, обучу. Каждый будет делать свой этап, как на фабрике. После Нового года – запущу, – планирует Мамонтова.

Помог ей оформить эту мечту проект «Мама на селе», где она научилась масштабировать любимое дело.

Уже пять лет с 15 декабря Алена арендует место на краснодарской городской ярмарке. Туда выезжает всей семьей. Муж – Валерий – правая рука. Дети в забавных шапках помогают продавать, зазывают народ.

– Мама, ты столько с одной игрушкой сидишь, она бесценна, – говорит сын.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Гарантия 200 лет!

Алена называет себя Бабкой Йожкой, которая колдует над игрушками. Использует старинные технологии, использует только качественные натуральные материалы. На создание одной игрушки уходит около недели. Но и гарантию дает – не сто – двести лет!

А еще Алена никогда не копирует других.

– Главное – держать свой стиль. Я даже на страницы других мастеров не хожу. Эти игрушки – уже часть моей души –говорит Алена.

Были и потери – целая коробка игрушек на 300 тысяч рублей бесследно пропала в недрах маркетплейса по дороге на выставку в Москву. Была бессонная работа взамен. Но были и трогательные посылки в Америку и Канаду – «нашим русским», и подарки больным детям.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

История Алены – не только про успех. Это история исцеления.

– Когда я делаю игрушки – мне так спокойно. В детстве же кукол-то не имела, – признается она. – Каждая игрушка – это шаг к той маленькой девочке, которой когда-то не хватило тепла и заботы.

Алена говорит, что никогда не думала, что будет делать игрушки, да еще с таким удовольствием и желанием масштабироваться.

А ведь все логично. Тот, кто в детстве был обделен чудом, во взрослой жизни часто становится его самым щедрым создателем. Алена Мамонтова не просто лепит из ваты фигурки. Она лепит новую реальность. Где нет брошенных детей, а есть волшебные миры. Где обездоленная девочка выросла в хозяйку новогодней сказки, которую с нетерпением ждут в сотнях домов. И в этом – самая большая магия преображения жизни через любовь, запечатленную в самом хрупком и самом прочном материале на свете – в человеческом сердце.

Фото из личного архива А. Мамонтовой
Фото из личного архива А. Мамонтовой

Ольга Кирова