Найти в Дзене
Техносфера. Россия

Третий опытный УТС-800 начал полеты пока без отечественного мотора

Российский учебно-тренировочный турбовинтовой самолет УТС-800 продолжает программу летных испытаний на аэродроме разработчика — Уральского завода гражданской авиации. Третья машина успешно выполнила первый полет 8 декабря 2025 года. Но пока с иностранным двигателем, которому на смену должен прийти отечественный ВК-800СП, находящийся сейчас на испытаниях. Как уже рассказывала ранее «Техносфера. Россия», российский двигатель ВК-800С создается в трех основных вариантах. На летающей лаборатории в Новосибирске испытывали летом 2025 года модификацию ВК-800СП взлетной мощностью 806 лошадиных сил. Именно этот вариант станет сердцем учебно-тренировочного самолета УТС-800, к нему и требований чуть больше (в том числе работа маслосистемы в перевернутом полете). Для ЛМС-901 «Байкал» создается вариант ВК-800СМ взлетной мощностью 877 л.с., а для двухмоторного ЛМС-192 «Освей» — третий вариант – ВК-800С1 со взлетной мощностью 877 л.с. и режимом установленной максимальной продолжительной мощности при о

Российский учебно-тренировочный турбовинтовой самолет УТС-800 продолжает программу летных испытаний на аэродроме разработчика — Уральского завода гражданской авиации. Третья машина успешно выполнила первый полет 8 декабря 2025 года. Но пока с иностранным двигателем, которому на смену должен прийти отечественный ВК-800СП, находящийся сейчас на испытаниях.

Как уже рассказывала ранее «Техносфера. Россия», российский двигатель ВК-800С создается в трех основных вариантах. На летающей лаборатории в Новосибирске испытывали летом 2025 года модификацию ВК-800СП взлетной мощностью 806 лошадиных сил. Именно этот вариант станет сердцем учебно-тренировочного самолета УТС-800, к нему и требований чуть больше (в том числе работа маслосистемы в перевернутом полете). Для ЛМС-901 «Байкал» создается вариант ВК-800СМ взлетной мощностью 877 л.с., а для двухмоторного ЛМС-192 «Освей» — третий вариант – ВК-800С1 со взлетной мощностью 877 л.с. и режимом установленной максимальной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе – в этом случае мощность составит 900 л.с.

УТС-800 изначально проектировался с иностранным силовым агрегатом — американским General Electric H80. ВК-800 претерпел долгую доработку, и в свое время, когда показывали уже макет УТС-800, наш мотор всё ещё доводили до нужного состояния. Поэтому, когда в конце 2024 года представители УЗГА выдали новость о передаче российским военным двух опытных машин УТС-800, то наличие американских двигателей на них никто не отрицал. Но и не подчёркивал. Об этом мы рассказывали в нашем материале год назад:

Российским ВКС передали два опытных УТС-800 с иностранными двигателями - ТЕХНОСФЕРА Россия

В декабре 2025 года появился еще один летный экземпляр УТС-800, который присоединился к испытаниям. Какая ситуация с двигателем для замены «временного» американского варианта?

Двигатель ВК-800СП первым начали испытывать на борту летающей лаборатории СибНИА имени Чаплыгина Як-40ЛЛ летом 2025 года. В течение 2026 года испытания должны быть завершены, и ожидается установка нового мотора на учебно-тренировочный самолет УТС-800, а за ним начало полетов уже с российским силовым агрегатом. Темпы работ нормальные, и если они будут оставаться таковыми далее, то программу полетов УТС-800 с ВК-800СП мы увидим уже через год-полтора. Соответственно в 2027 году свой учебно-тренировочный самолет с российским турбовинтовым двигателем станет реальностью.

Далее скорость запуска его в производство будет зависеть от потенциальных заказчиков — понятно, что расчет делается на ВКС России, у которых сегодня новых машин такого класса нет. Но возможны и экспортные поставки — самолет продвигали на международных выставках в 2025 году, в том числе и как машину для иностранных заказчиков.

первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА
первый полет третьего опытного УТС-800 8 декабря 2025 года на заводском аэродроме в Свердловской области. Источник фото: УЗГА

Читайте также наши материалы:

Не заменит ЗРК С-400: В России появится экспортный вариант комплекса С-500 - ТЕХНОСФЕРА Россия
Седьмая в 2025 году партия Су-34М передана российским военным - ТЕХНОСФЕРА Россия
Ил-102: Реактивный потомок Ил-2 из 1982 года - ТЕХНОСФЕРА Россия

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk.

ВНИМАНИЕ! Теперь у нас есть канал в MAX: https://max.ru/tehnorussia

Спасибо за вашу поддержку, друзья!