Найти в Дзене
Ловец впечатлений

"Он тебе голову пришьёт, ты ещё послужишь"

Октябрь 1854-го, англо-французский флот бомбит Севастополь. Небо трещит от взрывов, заглушая крики раненых. Под непрерывным огнём работает хирург Пирогов. В течение девяти дней Николай Иванович не покидал перевязочный пункт ни на минуту. Существует легенда, что однажды ему принесли обезглавленное тело солдата со словами: «Ничего, господин Пирогов как-нибудь пришьёт, авось ещё пригодится наш брат-солдат». Вот насколько люди верили в этого человека. Для Пирогова Крымская война стала битвой за каждую человеческую жизнь, в которой он олицетворял стойкость, гуманизм и преданность своему делу. Его путеводная звезда Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября 1810 года. Всего в семье было 14 детей, из них выжило шестеро. Он был тринадцатым. Мне сказали, что я родился 13 ноября 1810 года [по старому стилю]. Жаль, что сам не помню. Не помню и того, когда начал себя помнить; но помню, что долго ещё вспоминал или грезил какую-то огромную звезду, чрезвычайно светлую Николай Пирогов «Вопросы жиз

Октябрь 1854-го, англо-французский флот бомбит Севастополь. Небо трещит от взрывов, заглушая крики раненых. Под непрерывным огнём работает хирург Пирогов. В течение девяти дней Николай Иванович не покидал перевязочный пункт ни на минуту.

Существует легенда, что однажды ему принесли обезглавленное тело солдата со словами: «Ничего, господин Пирогов как-нибудь пришьёт, авось ещё пригодится наш брат-солдат». Вот насколько люди верили в этого человека.

Для Пирогова Крымская война стала битвой за каждую человеческую жизнь, в которой он олицетворял стойкость, гуманизм и преданность своему делу.

Его путеводная звезда

Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября 1810 года. Всего в семье было 14 детей, из них выжило шестеро. Он был тринадцатым.

Мне сказали, что я родился 13 ноября 1810 года [по старому стилю]. Жаль, что сам не помню. Не помню и того, когда начал себя помнить; но помню, что долго ещё вспоминал или грезил какую-то огромную звезду, чрезвычайно светлую

Николай Пирогов «Вопросы жизни. Дневник старого врача»

Призвание своё Пирогов осознал рано, очаровавшись работой доктора, что лечил его старшего брата, профессора Ефрема Мухина.

Не по годам развитый мальчик читал с шести лет. К раннему овладению грамотой подтолкнули модные в 1815-1817 годах карикатуры на французов. Чтение навсегда останется его главным увлечением.

В 13 лет Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета. Приняли его благодаря стараниям профессора Мухина, который служил там деканом, и именно Мухин приписал Николеньке недостающие годы.

Я, как солдат, идущий на бой, на жизнь или смерть, осилил и победил волнение и шёл хладнокровно.

Приходя на слушание лекций, юноша стеснялся снимать шинель. Студенческого мундира у него не было, поскольку не имелось даже средств на покупку такой формы.

Тем не менее, страдая от жары, он внимательно слушал преподавателей, вскоре приобретя репутацию одного из самых сообразительных и способных учащихся.

В 1828-м Пирогов завершил курс врачебных наук, получив степень лекаря. Ему едва исполнилось восемнадцать.

После университета Николай отправился в Дерпт (ныне Тарту), в профессорский институт, где готовился к академической карьере. Следующие четыре года дневал и ночевал в прозекторской, компенсируя нехватку практики и оттачивая свои навыки.

-2

Большую часть жалования тратил на покупку нужных книг и животных для опытов. Жертвуя всем ради науки и знаний, имея огромные профессиональные амбиции, в юности Пирогов считал, что проживет мало и умрёт молодым: «В ту пору я не думал прожить долее 30 лет».

Судьба, вопреки опасениям, связанным со слабым здоровьем, отпустила ему 71 год, и их Николай Иванович использовал по максимуму. В 22 защитил докторскую на тему «Является ли перевязка общей подвздошной артерии при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?», став первым русским профессором Дерптского университета. Возглавил кафедру в том возрасте, когда многие только начинают профессиональный путь.

«Кто ищет, тот найдёт»

В 1833-м Н.И. Пирогов уезжает в Германию, где перенимает передовой опыт и разрабатывал собственные методики. Сначала хотел специализироваться на физиологии, затем его взгляд пал на анатомию. В итоге – стал хирургом.

В 1840 году Пирогова пригласили в Санкт-Петербург в Медико-хирургическую академию, где он возглавил кафедру госпитальной хирургии. Здесь доктор развернул масштабную деятельность, результаты которой ощутимы до сих пор.

-3

С 1840 по 1847 год Пирогов, собрав большую команду, работал над созданием своего знаменитого атласа ледяной медицины. Этот титанический труд до сих пор используется для сверки результатов МРТ. Полное его название - «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях».

Суть в том, что Пирогов первым додумался замораживать трупы и распиливать их, изучая все фрагменты в подробностях и перерисовывая их. Тогда, в сороковых годах XIX века, бушевала эпидемия холеры, и в трупах недостатков не было.

-4

Этот атлас до сих пор считается самым авторитетным в мире.

«Война - это травматическая эпидемия»

С февраля по ноябрь 1847-го проходила Кавказская кампания. Хирургу исполнилось 37. К этому времени он не только досконально изучил человеческое тело, но и знал, как спасти человека, не навредив ему. Ещё он знал, что по-старому делать операции больше нельзя. Традиционные анестетики в виде спирта, маковой настойки или оглушения деревянным молотком по голове действовали слабо, многие больные умирали от болевого шока.

На Кавказ его послали «для указания врачам тамошнего края способов применения эфира при хирургических операциях». Впервые в истории военно-полевой хирургии он массово применил эфирный наркоз, превратив операцию из пытки в спасение.

Сначала он испытал действие эфира на животных, затем, на свой страх и риск, - на себе

Многие раненые боялись наркоза. И в таких случаях Пирогов говорил: «Хочешь увидеть прекрасный сон, после которого ты проснешься здоровым?» Все хотели, и большинство действительно просыпалось на пути к выздоровлению.

-5

В 1854-м Пирогов отправился в самое пекло войны - в Севастополь. Именно там он стал легендой. Там Николай Иванович не просто оперировал, но и выступил реформатором, организатором медицинской службы в условиях осады.

По официальным данным, там он провёл более 10 тысяч операций. И это только Крымская война. На склоне лет, невзирая на свои хронические болячки, он поехал ещё на Русско-турецкую 1877-1878 годов.

-6

В Крыму же Пирогов организовал военно-полевой госпиталь, внедрил систему сортировки раненых (триаж), согласно которой больные и раненые делились на четыре категории - от безнадёжных до легкораненых, что ускорило работу и спасло многие жизни.

Кроме этого, там разработал гипсовую повязку, внедрил институт сестёр милосердия. Так что появление медсестёр в больницах - заслуга Николая Ивановича.

Пирогов считал, что за любую часть тела человека, как и за его жизнь, необходимо бороться до конца, а к ампутации прибегал лишь в крайних случаях.

Также он стремился не пропускать даже самую незначительную деталь в заботе о раненых. Он беспокоился, чтобы они всегда были обеспечены тёплой одеждой и качественной едой. Если не хватало места в госпиталях. Пытался устроить их в частные дома. Но так, чтобы они всегда находились под присмотром.

Сам он, как и Лев Толстой, называл войну великим бедствием. Более того, фраза Пирогова «война - это травматическая эпидемия» вошла во многие мировые учебники по хирургии.

Послевоенные годы

После окончания Крымской войны жизнь Пирогова вошла в более спокойный ритм. Он посвятил себя педагогике, формированию кадров, реформам образования. Действовал локально, мыслил глобально и добился таких результатов и сдвигов, которых не добивался ни один человек до него. Эти усилия привели к острым конфликтам с чиновниками, политиками и даже самим императором!

-7

В Дерпте и Петербурге, Симферополе и Севастополе. Кишинёве и селе Вишня - он всегда приходил на помощь. И делал это совершенно бескорыстно.

«Господин Пирогов всегда так доступен и прост, что каждый больной, богатый или бедный, может прийти к нему, и он всегда безвозмездно окажет медицинскую помощь», - писал современник Николая Ивановича.

У А.И Куприна есть рассказ «Чудесный доктор», всё описанное в нём – правда. И доктор этот – Пирогов. Почитайте на досуге это небольшое произведение.

С 1863 года и до последних дней Николай Пирогов продолжал активно трудиться на общественном поприще. Он жил в своём небольшом имении Вишня близ Винницы, где организовал бесплатную больницу для нуждающихся. Оттуда он отлучался лишь для чтения лекций или заграничных командировок.

К концу 1870-х годов его авторитет в России и мире достиг небывалых высот, в том числе благодаря его активному сотрудничеству с Красным Крестом - по приглашению этой организации он побывал на фронтах франко-прусской войны.

Однако колоссальные нагрузки и стрессы предыдущих десятилетий сказались на здоровье великого хирурга, оно резко ухудшалось. Он мучился от сильных болей и был вынужден принимать морфий. Его ученик Николай Склифософский диагностировал у Пирогова рак верхней челюсти.

Веру я считаю такою психическою способностью человека, которая более всех других отличает его от животных. Чувственные и умственные зачатки у животных наблюдаются, а вот вера - нет. Сомнение - вот начало знания; безусловное доверие к избранному идеалу - вот начало веры; нет нужды, если он будет абсурдом; истинно верующему нет дела до результатов положительного знания

Николай Пирогов «Вопросы жизни. Дневник старого врача»

Май 1881 года стал месяцем масштабных торжеств. Московский университет праздновал 50-летие профессиональной деятельности Пирогова. В том же году он стал пятым почётным жителем Москвы, несмотря на то, что давно там не жил. Сам он говорил:

Хотя обстоятельства вынудили меня жить вне Москвы и сделали меня бездомным скитальцем, но сердце мое всегда стремилось к ней.

От потери - к личному счастью

Успехи и достижения Николая Ивановича скоро принесли ему большую известность. Но личная жизнь великого человека оказалась непростой. В начале 1840-х он решился сделать предложение дочери своего давнего знакомого Ивана Мойера.

Юная Катенька была очаровательна и, как считал Пирогов, могла стать прекрасной супругой. Но, отправив письмо её отцу и бабушке, он получил вежливый отказ. В дальнейшем и сама Екатерина Ивановна шутила: «Будущей жене Пирогова следует опасаться, как бы он и на ней не стал проводить хирургические эксперименты».

Через несколько лет Николай Иванович посватался к Екатерине Березиной, подруге детства Катеньки Мойер. Та ответила согласием.

Несмотря на то, что Екатерина Дмитриевна стала супругой известного врачевателя, современники не завидовали, а скорее сочувствовали ей.

После свадьбы Николай Иванович практически запер жену в четырёх стенах. Учёный не позволял ей видеться даже с подругами, считая, что она всецело должна принадлежать ему.

В этом браке родилось двое сыновей. Увы, рождение второго ребёнка стоило Екатерине Дмитриевне жизни. Роды оказались тяжёлыми, открылось сильное кровотечение, началось воспаление. Говорили, что Николай Иванович лично пытался оперировать жену, но не смог её спасти. После смерти супруги он полтора года не прикасался к скальпелю.

Тяжело переживая свою потерю, Пирогов встретил женщину, которая не меньше, чем он страдала от душевного одиночества. Это была баронесса Александра фон Бистром, немка, принявшая православие.

Вскоре после знакомства он сделал ей предложение, и его избранница ответила согласием. Она была верным другом, соратницей, помощницей Пирогова.

-8

Он, талантливый врач, великий учёный и мудрый философ, немало лет провёл в военных походах. Видя смерть и на поле брани, и на операционном столе, как никто другой понимал, как важно ценить и беречь самое главное сокровище – жизнь.

При подготовке материала использована информация и фотографии из открытых источников.

#наша история#великий доктор#надо знать