19 декабря 1944 года родилась народная артистка России (РСФСР) Анастасия Александровна Вертинская.
Уже много лет она является одной из самых ярких и узнаваемых актрис театра и кино. Её карьера началась в подростковом возрасте и более шестидесяти лет Анастасия Вертинская выходила на театральную сцену и снималась в кино.
Будущая актриса родилась в творческой семье. Отец - знаменитый эстрадный певец Александр Вертинский, мать - актриса и художница Лидия Циргвава.
За год до рождения Насти семья вернулась из эмиграции в СССР и поселилась в Москве. Детство актрисы прошло в центре на улице Горького (Тверская), так как первые несколько лет семья жила в гостинице «Метрополь».
В 1951 году Настя пошла в первый класс, а отец дома занимался со своими дочками музыкой и иностранными языками. Они часто всей семьёй посещали Большой театра, так что не удивительно, что Настя с раннего детства мечтала стать балериной.
Учась в школе Настя несколько лет посещала хореографический кружок. В кино попала, что называется, по блату. Кинорежиссёр Александр Птушко был другом её отца, часто бывал у них дома в гостях и однажды сам предложил Насте попробовать себя в кино. Так, уже в 16-летнем возрасте она сыграл главную роль в фильме «Алые паруса».
После успешного кинодебюта её пригласили на главную роль в фильме «Человек-амфибия». И этот фильм тоже стал лидером проката, а Анастасия окончательно для себя решила стать актрисой.
Но ранняя слава доставляла девушке дискомфорт. Она не могла выйти на улицу, так как её сразу же окружали поклонники.
«Мне не нравилась моя внезапная слава. Я не могла спокойно сходить в магазин, пройти по улице, поехать куда-то на трамвае. Люди меня узнавали, останавливали, трогали, задавали бесконечные вопросы, просили автографы…».
Из-за частых съёмок и излишнего внимания поклонников пришлось перейти в вечернюю школу. Ведь для поступления в театральный вуз требовалось полное среднее образование.
«Учиться там было легко: я давала автограф на своей фотографии, и мне в дневнике, соответственно, тоже ставили автограф…»
В 1962 году она окончила школу и пошла поступать в Школу‑студию МХАТ. Но неудачно. Преподаватели не делали ей поблажек, а скорее наоборот, требовали от девушки на вступительных экзаменах больше, чем от других. Зато её приняли в театральное училище при театре имени Вахтангова. Правда, лишь со второго раза. Училась в одной группе с Никитой Михалковым и Николаем Бурляевым.
В 1964 году сыграла Офелию в экранизации «Гамлета» режиссёра Козинцева. Позже фильм получил международные награды в Венеции, а также номинировался на BAFTA и «Золотой глобус».
После окончания училища работала в Театре им. Вахтангова. А с 1968 года — в «Современнике», где сыграла роли: Любови Раневской («Вишнёвый сад»), Нины Заречной («Чайка»), Оливии («Двенадцатая ночь») и др.
В 1980 году перешла во МХАТ, где играла в «Живом трупе», «Тартюфе», «Наедине со всеми», в спектакле Эфроса «Буря» исполнила сразу две роли — Просперо и Ариэль.
В 1989 году поставила спектакль по собственной пьесе «Мираж, или Дорога русского Пьеро», посвящённый отцу.
После своих первых ролей на экране, в семидесятых и восьмидесятых годах стала сниматься значительно реже, больше времени посвящая театру. Мотивировала это отсутствием интересных ролей в кино и давлением идеологических форматов. Тем не менее сыграла несколько ярких ролей, таких как: Мона в «Безымянной звезде», Джемма в «Оводе», герцогиня в «Житии Дон Кихота и Санчо», в драме «Кража» и др. А всего в её фильмографии более сорока киноработ. В 1988 году удостоена звания Народной артистки РСФСР.
В 1989 году ушла из МХАТа и до начала нулевых годов преподавала актерское мастерство в Европе: вела мастер‑классы в парижском театре «Комеди Франсэз» и в «Школе европейского кино» в Цюрихе. Периодически читала лекции в Оксфорде.
В девяностых почти не снималась, но сыграла Маргариту в экранизации Юрия Кара «Мастер и Маргарита». Последнюю небольшую роль в кино сыграла в эпизоде комедии Игоря Угольникова «Казус белли» в 2002 году.
Отмечая в 2019 году свой 75-летний юбилей, она призналась журналистам:
«У меня нет творческих планов. Рада была бы назвать, да нечего. Никогда не буду играть маму киллера и тому подобное. Сидеть в кадре бабкой и вязать мне неинтересно. Я как была прихотлива в выборе ролей, так и осталась. Но не вижу в этом никакой драмы».
После возвращения в Россию Анастасия Александровна уже четверть века живёт в Москве и занимается благотворительностью. Она возглавляет фонд помощи артистам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Подопечные её фонда – это не очень известные советские актёры, которые давно находятся на пенсии.
От всего сердца поздравляем Анастасию Александровну с Днём рождения! Желаем крепкого здоровья и хорошего настроения!
__________
__________
Если заметка понравилась кликните 👍