Найти в Дзене

Ямагами и Церковь Объединения: суд, фактчекер и медийный мираж

Автор: Массимо Интровинье, 18 декабря 2025 В Японии только что была опубликована очень важная статья, которая заслуживает большего, чем беглый просмотр. Это не очередная перепечатанная редакционная статья об убийстве Синдзо Абэ и не поверхностный репортаж из зала суда. Это работа Хитофуми Янаи, одного из самых уважаемых специалистов по проверке фактов в Японии, который взял на себя труд присутствовать на двенадцати из четырнадцати слушаний по делу Тэцуи Ямагами и сравнить то, что он увидел, с тем, что писали СМИ. Все его комментарии подкреплены точными ссылками на заявления Ямагами и его родственников, сделанные во время судебного разбирательства. Результат ошеломляет: целый ряд неточностей, упущений и искажений показывает, как пресса выстраивает нравоучительную историю из фрагментов, игнорируя неудобные факты, которые не вписываются в сценарий. Янаи — не маргинальный блогер. Он окончил университет Кэйо, работал репортёром в Sankei Shimbun, в 2008 году стал юристом, а с 2012 года рук
Оглавление
Хитофуми Янаи. Из Facebook.
Хитофуми Янаи. Из Facebook.

Автор: Массимо Интровинье, 18 декабря 2025

Специалист по проверке фактов указывает, что реальная история об убийце Синдзо Абэ сильно отличается от версии СМИ, направленной против Церкви Объединения

В Японии только что была опубликована очень важная статья, которая заслуживает большего, чем беглый просмотр. Это не очередная перепечатанная редакционная статья об убийстве Синдзо Абэ и не поверхностный репортаж из зала суда. Это работа Хитофуми Янаи, одного из самых уважаемых специалистов по проверке фактов в Японии, который взял на себя труд присутствовать на двенадцати из четырнадцати слушаний по делу Тэцуи Ямагами и сравнить то, что он увидел, с тем, что писали СМИ.

Все его комментарии подкреплены точными ссылками на заявления Ямагами и его родственников, сделанные во время судебного разбирательства. Результат ошеломляет: целый ряд неточностей, упущений и искажений показывает, как пресса выстраивает нравоучительную историю из фрагментов, игнорируя неудобные факты, которые не вписываются в сценарий.

Янаи — не маргинальный блогер. Он окончил университет Кэйо, работал репортёром в Sankei Shimbun, в 2008 году стал юристом, а с 2012 года руководит GoHoo — первым в Японии сайтом по проверке дезинформации. В 2017 году он основал Fact‑Check Initiative, а в 2018 году опубликовал книгу «Что такое проверка фактов?», которая получила премию «Книга года» от Мемориального фонда Озаки Юкио. Его репутация безупречна, его независимость доказана. Когда он говорит, что СМИ вводят общественность в заблуждение, он говорит как эксперт.

Что он обнаружил?

Во-первых, миф о детстве, разрушенном религией, не соответствует действительности. До 1994 года, когда Ямагами учился на втором году обучения в средней школе, его детство было «очень спокойным». Не было ни жестокого обращения со стороны матери, ни голода, ни принудительных молитв. Самым вспыльчивым человеком был дедушка, который иногда размахивал ножом и велел детям уходить. В финансовом плане семья была обеспечена за счёт пенсий и доходов от компании. Все братья и сёстры учились в хороших школах. Сам Ямагами учился в старшей школе Корияма префектуры Нара, одной из «большой тройки» старших школ префектуры Нара.

Он сдал вступительные экзамены в частный университет, но решил не поступать — не из-за бедности или сопротивления матери, а потому что ему не хватало воли и он не любил колледж. Он попробовал себя в пожарной службе, но у него не получилось, он вступил в Морские силы самообороны, а затем поступил на юридический факультет, но примерно через год потерял интерес к учёбе и был отчислен — по причинам, не связанным с финансовыми трудностями. История о блестящем юноше, которого погубила фанатичная мать, рушится при ближайшем рассмотрении.

Во-вторых, длительные поездки матери в Корею, ещё один распространённый сюжет в СМИ, начались только в 2005 году, когда все дети уже выросли. Пока дети были маленькими, она уезжала не больше чем на две ночи. Дети находились под присмотром дедушки, а еду готовили заранее. Сам Ямагами никогда не жаловался на трудности, связанные с её поездками.

Финансовые отношения с Церковью Объединения тоже сложнее, чем можно предположить по заголовкам. Да, мать пожертвовала сумму, превышающую 100 миллионов йен. Тем не менее с 2005 года семья получала ежемесячные выплаты от местной общины верующих Церкви Объединения, и к 2014 году в соответствии с подписанным соглашением было возмещено в общей сложности 50 миллионов йен. Сам Ямагами считал этот вопрос «решённым» и не собирался подавать в суд. Образ сына, доведённого до убийства финансовыми трудностями, попросту не соответствует действительности.

В-третьих, настоящим источником семейного насилия был старший брат. После провала на вступительных экзаменах в университет он так жестоко избил свою мать, что у неё были переломы, а также терроризировал младшую сестру. Позже он страдал от психического расстройства, а затем покончил с собой. Ямагами отдалился от него, а после самоубийства брата и вовсе перестал общаться с семьёй и не видел сестру более пяти лет до совершения преступления. Опять же, факты указывают на отчуждение, а не на преследование.

Самые шокирующие разоблачения касаются мотива. Ямагами не был фанатиком, выступающим против Абэ. Напротив, он восхищался политикой Абэ в отношении Кореи, отрицал свою неприязнь к нему и даже голосовал за сенатора Кея Сато, политика, за переизбрание которого агитировал Абэ, когда на него было совершено покушение.

Информация о связях Абэ с Церковью Объединения почти полностью была почерпнута с сайта антикультового журналиста Эйт Судзуки. Изначально Ямагами планировал напасть на корейских лидеров Церкви, но, когда выяснилось, что они не приезжают в Японию, он выбрал Абэ всего за пять дней до преступления. На момент нападения он был должен более 2 миллионов йен за изготовление самодельного оружия, был безработным и находился в отчаянии. Он признался, что чувствовал себя «загнанным в угол» и ему нужно было спровоцировать инцидент. Таким образом, убийство Абэ было спонтанным решением, принятым в последний момент, а не кульминацией многолетней ярости.

Янаи и Эйт Судзуки готовятся к дебатам о деле Ямагами. Из Facebook.
Янаи и Эйт Судзуки готовятся к дебатам о деле Ямагами. Из Facebook.

Уже тогда намерением Ямагами была не просто личная месть, но и воздействие на СМИ. Он заранее выстрелил в здание Церкви Объединения, чтобы его мотивы были понятны. Он приветствовал последующее требование о роспуске Церкви, назвав это «правильным решением». Он признался, что думал и надеялся, что освещение убийства в средствах массовой информации обернется против Церкви Объединения.

Он признал, что информация о его деле была неточной. Он даже предположил, что вернет крупные суммы, которые он получал в качестве финансовой поддержки, поскольку судебный процесс показал бы, что он совсем не такой, каким его рисовала пресса.

Статья Янаи — это прямая атака на общепринятую точку зрения. В ней показано, что СМИ в своём стремлении заклеймить Церковь Объединения упустили из виду важные факты: отсутствие жестокого обращения со стороны матери, финансовые расчёты с Церковью, восхищение Абэ, запоздалое решение напасть на него, а также роль долгов и отчаяния. В результате мы получаем не историю о жертве религии, ставшей убийцей, а историю о человеке, который сбился с пути, отдалился от семьи, погряз в долгах и пытался навредить Церкви с помощью терроризма. Настоящий скандал, по мнению Янаи, заключается не только в самом преступлении, но и в том, как его исказили СМИ.

Убийца хотел нанести ущерб Церкви Объединения, позаботившись о том, чтобы его мотивы были понятны. СМИ, искажая историю его жизни, помогли Ямагами достичь цели, но навредили кое-чему еще: способности общественности узнавать правду. Они превратили отчаявшегося человека в символ, семейную трагедию — в политическую аллегорию, а сложное дело — в упрощённую нравоучительную историю. Проверка фактов Янаи показывает точную картину и тем самым напоминает нам, что журналистика без точности — это вовсе не журналистика, а пропаганда. Суд, возможно, подходит к концу, но проверка фактов только началась. И, возможно, самая неприятная правда заключается в том, что самым безрассудным участником этой драмы была пресса, а не убийца.

Об авторе

Массимо Интровинье (родился 14 июня 1955 года в Риме) — итальянский социолог религии. Он является основателем и управляющим директором Центра изучения новых религий (CESNUR), международной сети учёных, изучающих новые религиозные движения. Интровинье — автор около 70 книг и более 100 статей в области социологии религии. Он был главным автором Enciclopedia delle religioni in Italia (Энциклопедии религий Италии). Он является членом редакционной коллегии Междисциплинарного журнала исследований религии и исполнительного совета издательства Калифорнийского университета Nova Religio. С 5 января по 31 декабря 2011 года он занимал должность «представителя по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, уделяя особое внимание дискриминации в отношении христиан и представителей других религий» в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). С 2012 по 2015 год он был председателем Обсерватории религиозной свободы, созданной Министерством иностранных дел Италии для мониторинга проблем религиозной свободы во всём мире.

Источник: https://bitterwinter.org/yamagami-and-the-unification-church-the-trial-the-fact-checker-and-the-media-mirage/