Нижегородская земля издавна считается одним из центров народного искусства России. Благоприятное расположение на Волге, богатые леса и развитые торговые пути способствовали формированию здесь уникальных ремёсел, в которых отразились быт, мировоззрение и художественный вкус местных мастеров.
Семеновская матрешка
Нижегородское Поволжье с XVIII века славится мастерами токарного дела, а появление матрешки в Семеновском крае объясняется двумя версиями. Первая версия связана с семьей потомственных токарей Вагиных. Дорофей Вагин имел пятерых сыновей. Младший из них, Аверьян, стал главным инициатором изготовления игрушек в семье, а его сын Иван однажды привез из Нижнего Новгорода деревянную куклу в виде усатого мужчины. Игрушка заинтересовала мастеров, и, имея большой опыт изготовления разъемных пасхальных яиц и зная о матрешке с черным петухом, они решили повторить образ куклы, сделав ее разъемной. Так постепенно разъемная кукла стала узнаваемой в деревне, где проживало много искусных мастеров, которые с 1920 года начали работать над формированием характерного образа Семеновской матрешки.
Вторая версия, которой придерживаются многие историки и искусствоведы, связана с именем другого мастера, Арсентия Федоровича Майорова. Токарь проживал в деревне Мериново, которая также находится в Нижегородской области. В 1922 году Арсентий Майоров привез своим дочерям сергиево посадскую матрешку, но игрушка так понравилась самому мастеру, что он выточил по ее образцу похожие изделия и самостоятельно расписал их анилиновыми красками по крахмальной грунтовке. Так матрешка появилась в деревне Мериново, где быстро завоевала популярность среди жителей, а затем попала в деревню Семеново.
Точно неизвестно, кто первым приступил к созданию матрешки в Нижегородской области, однако достоверно известны годы, когда ее производство стало массовым и матрешка начала вызывать интерес не только за пределами региона, но и за границей. К 1980 году Семеновская матрешка уже стала известна во всем мире благодаря тому, что побывала в космосе на орбитальном научно исследовательском комплексе «Салют 7» и «Салют Т5».
Хохлома
Во второй половине XVII века в деревнях на левом берегу Волги начали изготавливать деревянные красочные изделия. Готовые предметы мастера продавали в крупном торговом селе Хохлома, расположенном в Нижегородской губернии, а оттуда купцы развозили их по всей России и за ее пределы.
Есть легенда, что иконописец Андрей Лоскут, недовольный реформами патриарха Никона, бежал из Москвы, скрылся в заволжских лесах и принялся там не только писать иконы по-старинному, но и расписывать вещи, сделанные из дерева. Никон послал воинов схватить непокорного человека, но тот сжег себя в избе, завещав людям сохранить секреты мастерства. В память о нем горят хохломские узоры яркими красками, словно пламенем.
Несмотря на свою сказочность, многие историки и исследователи связывают появление хохломской росписи со старообрядцами, которые поселились в Заволжье в конце XVII века.
Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе уже как к виду искусства. В 1853 году расписанные деревянные изделия были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Санкт Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями стали пользоваться даже члены царской семьи.
После Всемирной выставки 1889 года в Париже, где расписанные изделия получили Гран при, экспорт хохломских изделий значительно увеличился. Хохлому закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.
Городецкая роспись
Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города Городца. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавался с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент начали подкрашивать, а позднее роспись полностью вытеснила резьбу.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, затем им на смену пришли масляные, темперные и гуашь.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую предварительно грунтовали желтым, красным или черным цветом. Краски наносили крупными цветовыми пятнами, после чего переходили к прорисовке деталей.
Основными сюжетами городецкой росписи становились жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидания влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, особенно коней и птиц. Однако некоторые мастера обращались к более экзотическим образам, например изображали львов. Такие композиции обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, напоминая гербовые изображения.
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале XX столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Где в Нижнем Новгороде можно приобрести предметы народного промысла?
Мой интерес к народным промыслам возник давно. Я уже успела написать несколько небольших работ на эту тему, мною переработано множество книг и научных публикаций, и все это для того, чтобы приблизиться к истине.
Народные промыслы я очень люблю, и потому, отправившись в Нижний Новгород, первым делом задалась вопросом, где можно приобрести такие изделия. Несмотря на то что многие туристические магазины российских городов переполнены матрешками, посудой и множеством других предметов, купить настоящую матрешку или подлинную посуду с хохломской росписью оказывается достаточно не так уж и просто. К тому же вдвойне приятно приобрести предмет на его исторической родине, который будет напоминать о поездке. Поэтому я составила небольшой список магазинов в Нижнем Новгороде, где можно приобрести изделия народных промыслов Нижегородской области:
- Магазин подарков и сувениров «Художественные промыслы»
ул. Большая Покровская, 43
ул. Большая Покровская, 31
ул. Большая Покровская, 14
- Культурное пространство «Хохлома»
ул. Алексеевская, 6/16
- Сувенирные лавки в Нижегородском кремле
Прогулка по городу превращается в настоящее культурное путешествие, если знать, где искать подлинные изделия ручной работы. Составленный мною список магазинов и адресов помогает найти именно те места, где матрешка, хохлома и городецкая роспись продолжают свою историю.