Найти в Дзене
Екатерина Сокуренко

Интересные факты из истории метро в Петербурге.

Часто туристы задают вопрос по поводу Петербургского метрополитена, многие думают, что во время Блокады Ленинграда жители города укрывались в том числе в тоннелях недостроенного метро. Второй распространенный вопрос - почему какие-то станции закрытые, а какие-то открытые. И так появилась идея написать о некоторых мифах и просто интересных фактах о метро, тем более что информация добыта непосредственно из Интерактивного музея истории метрополитена, о котором тоже расскажу. Но в ходе написания статьи выяснилось, что тема метрополитена очень интересная, и, наверное, уместить все в одну статью будет утомительно. Разделю и потом объединю ссылками. И так, в Интерактивном центре истории метрополитена г. Санкт-Петербурга Вам расскажут о строительстве метро в Ленинграде, от дореволюционных проектов (это кстати очень интересная тема, постараюсь ее осветить отдельно) до планов современного развития и строительства метро. О катастрофах, которые неизбежно происходили как при строительстве, так и в
Оглавление

Часто туристы задают вопрос по поводу Петербургского метрополитена, многие думают, что во время Блокады Ленинграда жители города укрывались в том числе в тоннелях недостроенного метро. Второй распространенный вопрос - почему какие-то станции закрытые, а какие-то открытые.

И так появилась идея написать о некоторых мифах и просто интересных фактах о метро, тем более что информация добыта непосредственно из Интерактивного музея истории метрополитена, о котором тоже расскажу. Но в ходе написания статьи выяснилось, что тема метрополитена очень интересная, и, наверное, уместить все в одну статью будет утомительно. Разделю и потом объединю ссылками.

И так, в Интерактивном центре истории метрополитена г. Санкт-Петербурга Вам расскажут о строительстве метро в Ленинграде, от дореволюционных проектов (это кстати очень интересная тема, постараюсь ее осветить отдельно) до планов современного развития и строительства метро. О катастрофах, которые неизбежно происходили как при строительстве, так и в наши дни. Но обо всем по порядку.

С чего все началось и когда?

В 1937 году с инициативой о строительстве метрополитена в Ленинграде выступил председатель исполкома Ленинградского городского совета, Алексей Николаевич Косыгин. Была поставлена задача соединить линиями метро все существующие тогда железнодорожные вокзалы города.

17 января 1941 года по Приказу №126 Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) была утверждена первая очередь строительства по Кировско-Выборгскому направлению протяженностью 17,4 километра с 12 станциями:

  • «Автово»
  • «Кировский завод»
  • «Сад «9 января» (станция-призрак, не построена)
  • «площадь Стачек» (сейчас Нарвская)
  • «Балтийский вокзал»
  • «Технологический институт»
  • «Витебский вокзал» (Пушкинская)
  • «площадь Нахимсона» (был такой революционер – настоящее имя Павел Салин, а площадь эта Владимирская и одноименная станция метро)
  • «площадь Восстания»
  • «Кирочная улица» (сейчас это Чернышевская)
  • «Финляндский вокзал» (станция пл. Ленина)
  • «Бабурин переулок» (ныне ул. Смолячкова, метро Выборгская).

Это проектные названия, как видим некоторые названия были впоследствии изменены, а «Сад «9 января» не построена. На момент 2025 года на Кировско-Выборгской (красной) линии Петербургского метрополитена 19 станций.

В конце января 1941 года создана специальная организация для управления строительством и филиал Метростроя в Ленинграде. К стройке было привлечено более 25 тысяч человек из Ленинградской, Вологодской, Ярославской и Орловской областей. Пуск первой очереди был намечен на декабрь 1942 года.

За 6 месяцев 1941 года ленинградские метростроители оборудовали 15 стволов шахт, проложили почти 700 метров тоннелей, начали выемку первых кубометров грунта под будущими вестибюлями станций. Сооружению первой очереди Ленинградского метро помешала начавшаяся Великая Отечественная война, все пройденные шахтные стволы и выработки были законсервированы методом затопления.

От сюда делаем вывод – эти сооружения не использовали в качестве бомбоубежищ во время войны.

Но после войны станции проектировались так, чтобы их можно было использовать как бомбоубежища, на случай бомбардировок (выдерживать прямое попадание фугасной бомбы) или газовых атак.

В Санкт-Петербурге есть три станции глубокого заложения с наземными комплексами противоатомной защиты. Это станции Проспект Просвещения, Гражданский проспект и Ломоносовская.

Что там под землей?

Строительство Петербургского метро ведут на достаточно глубоком уровне, средняя глубина 58 метров (на данный момент самая глубокая станция метро это Адмиралтейская – 86 метров). Отметим, что метро у нас полностью закрытого типа (все наземные станции в Петербурге - закрытые).

В Санкт-Петербурге одни из самых сложных геологических условий в плане строительства - текучие грунты и торфы, перемежающиеся с валунами, грунтовые воды и плывуны существенно усложняют строительство, и в первую очередь — подземное. Поэтому при строительстве станций нужно найти ту самую глубину, где есть стабильный грунт – если проще суглинок (сухая слоистая глина). Если подробнее - верхнекотлинские глины представляют собой плотные (плотность 2,17-2,24 г/см3) твердые алевритовые (пылеватые) тонкослоистые разности зеленовато-серого цвета, мощность этих отложений от 12-20 м до 95-126 м. Источник

Закрытые платформы или «горизонтальный лифт»

В петербургском метро 10 станций имеют платформы, отделенные от путей автоматическими дверями. Эти двери, похожие на лифтовые, открываются синхронно с дверями поезда, за что станции прозвали «горизонтальными лифтами». Станции этого типа были дешевле в постройке и безопаснее для пассажиров (предотвращают падение на рельсы).

Первая в мире такая станция - Парк Победы - открыта в 1961 году в Ленинграде (тип - горизонтальный лифт).

Закрытые станции строились быстрее и дешевле, это было основной причиной в их пользу во времена экономии при Н.С. Хрущеве. Однако они дороже в эксплуатации из-за множества постоянно работающих механизмов. Последняя станция закрытого типа – Звездная, построена в 1972 году, далее строились станции односводчатого типа.

Станции "Беговая" и "Зенит" с закрытым контуром используют платформенные двери для безопасности и разделения воздуха, улучшая кондиционирование. Но это уже другой принцип проектирования.

В метро есть вестибюльные гермозатворы и туннельные.

Туннельные герметизируют участки, по которым передвигаются поезда. Используются например для предотвращения затоплений в тоннелях. Причины появления воды в метро, как выяснилось могут быть разными. В 1975 году в Петербурге случилось сильное наводнение, вода поднялась на 281 см выше ординара (по некоторым данным 2 метра 70 см). Был затоплен Васильевский остров, Петроградская сторона, центральные районы города и Сестрорецк. Вода через вентиляционные шахты хлынула на станцию Горьковская.

В 1974 году в апреле произошла авария, причиной которой стало разрушительное воздействие на тоннели плывуна. Авария вызвала серьезные просадки земной части зданий с обрушением. Пострадавших не было, но ситуация была крайне серьезной. Об этом в другой статье расскажу подробнее.

Что мне понравилось в музее - в первую очередь интерактивная подача, понятно и взрослым и детям, возможность примерить на себя роль диспетчера, машиниста или пассажира.

Адрес: ул. Одоевского, 29 (этаж 1), станция метро Приморская (1 минута обойти здание).

Интересный факты

  • Когда метро было торжественно открыто (ноябрь 1955 г), пассажирам предлагали оставить отзыв, описать свои впечатления в книге отзывов, несколько таких книг сохранилось, их можно увидеть в музее метрополитена.
  • Вместо жетонов у пассажиров проверяли наличие бумажных билетов, затем установили турникеты, куда бросали жетон.
  • Станция метро Спортивная - двухъярусная односводчатая станция. Уникальный для СССР и очень редкий в мире тип двухъярусной станции под единым общим сводом. По сути, это двухэтажная железнодорожная станция, построенная в едином своде большого диаметра на большой глубине, да ещё и частично под руслом реки. Три подобных станции есть в США, но они построены на небольшой глубине (до 30 метров). В нашем же случае, для глубины 64 метра под руслом Малой Невы эта конструкция совершенно уникальна. В будущем при постройке Кольцевой линии метро в Петербурге эта станция станет полноценным пересадочным узлом, но сроки этого события назвать сейчас невозможно.

Продолжение статьи