Хотите подарить не просто полезную или симпатичную вещь, а нечто с характером, историей и безусловной художественной ценностью? Обратите внимание на антикварные гравюры — это отличный выбор по целому ряду причин. Сейчас мы вместе разберемся, почему старинная печатная графика — блестящая идея для подарка, а также расскажем, как выбрать подходящую гравюру.
Почему старинная гравюра — идеальный подарок?
- История и другой мир. Каждая работа (в первую очередь эстетически, а не сюжетно) — это образ мира, каким его видели век или два назад. И если элементы быта и обстановки еще можно воссоздать или увидеть, то само восприятие, видение мира уникально и неповторимо, оно уходит вместе со временем.
- Доступная роскошь. В отличие от уникальных картин, тиражная графика (литографии, офорты, ксилографии) известных мастеров и школ пока еще остается доступной. Это шанс владеть подлинным произведением искусства, а не репродукцией.
- Интеллектуальный акцент в интерьере. Гравюра добавляет пространству солидности, глубины и индивидуальности. Она говорит о тонком вкусе дарителя и одариваемого. Тот, кто хоть раз делал такого рода подарок, знает о том сильном впечатлении, которое он способен произвести.
- Начало коллекции. Мир антикварной графики чрезвычайно обширен и увлекателен. Подарив одну гравюру, вы можете открыть для человека новое увлечение. Антикварные гравюры один из самых подходящих вариантов для коллекционирования среди произведений искусства.
На что смотреть при выборе? Краткий гид
- Сюжет и эпоха. Подумайте, что ближе человеку, которому вы хотите преподнести подарок: романтические пейзажи XIX века, смелые эксперименты модерна, детальная архитектура, исторические события и персоны или ботаническая точность? Сюжет — ключ к эмоциональному отклику.
- Каждая техника — это отдельная глава в истории искусства со своей спецификой. Литография XIX века поражает сочной, почти живописной бархатистостью. Офорт — это виртуозная игра тончайшей светотени и линии. А ксилография (гравюра на дереве) покоряет своей графичной четкостью и энергией штриха. Выбор техники — это и выбор эпохи, и выбор настроения.
- Состояние и оформление. Обратите внимание на чистоту листа (отсутствие пятен, надрывов), качество паспарту и рамы. Грамотное оформление — половина успеха.
Мы специально отобрали шесть разных гравюр, руководствуясь двумя принципами:
- разнообразие сюжетов и техник;
- бюджет до 50 000 рублей.
Пусть эта подборка станет для вас источником вдохновения.
6 идей для подарка: от сказки до документа эпохи
1. Ботаническая фантазия в стиле модерн
Антон Седер. «Растения». Литография. Вена, 1890-е гг. Яркая, почти декоративная работа на стыке искусства и науки. Тропические растения сплетаются в изысканный орнамент в духе ар-нуво, столь модного на рубеже XX века. Эта литография — готовый эскиз для витража или росписи.
- Кому подарить: Ценителю эпохи модерн, дизайнеру, человеку, который любит насыщенные цвета и природные формы в интерьере.
- Почему это ценно: Работа из знаменитого издания «Растения в искусстве и торговле», пример графики высочайшего качества. Антон Седер (1850–1916) был крупной фигурой европейского ар-нуво.
2. Советский праздник
Семен Белый. «Праздник». Хромолитография. СССР, 1984 г. Ироничный, камерный и глубоко поэтичный взгляд на советскую реальность. Художник Семен Белый создал собственный графический язык. Его работы — это игра с канонами. Знаковая советская арка на этой литографии лишена имперского пафоса: она написана живыми, легкими штрихами, её яркий колорит и народная эстетика отсылают к традиционному лубку и русскому авангарду. В «Празднике» сочетаются народная эстетика, детская непосредственность и тонкий эстетизм.
- Кому подарить: коллекционеру советского андеграунда и нонконформизма, человеку с ностальгией по Ленинграду 70-80-х, ценителю оригинальной авторской графики.
- Почему это ценно: работа мастера «ленинградской школы», чьи произведения хранятся в Русском музее и Третьяковке.
3. Путешествие по «Вселенной Мейера»
Вид на Арарат. Гравюра на стали из издания «Meyer's Universum». Германия, 1835 г. Гравюра из потрясающего издания «Вселенная Мейера, или Изображение и описание всего самого примечательного и удивительного в природе и искусстве на всей Земле». Издательство «Библиографический Институт» — одно из самых известных немецких книжных издательств. В 1826 году его основал Иосиф Мейер, а в 1833 году оно начало публикацию «Вселенной Мейера», на страницах которой в течение 28 лет читатели знакомились с миром благодаря прекрасно выполненным гравюрам с видами городов и природных чудес со всего света.
Считается, что автором рисунка для этой гравюры был английский дипломат и писатель, член Лондонского Королевского общества Джеймс Мориер (James Morier; 1780–1849), несколько раз путешествовавший по Персии и Армении.
- Кому подарить: страстному путешественнику, любителю истории, географии или книжной культуры XIX века.
- Почему это ценно: оттиск из легендарного немецкого издания Карла Йозефа Мейера, эталона качества для своего времени. Соединяет в себе художественную ценность и исторический интерес.
4. Москва глазами европейского гостя
«Московский Кремль». Литография с подрисовкой акварелью. Швеция, 1830-е гг. Очаровательный и несколько фэнтезийный взгляд со стороны. Европейские граверы, работая по зарисовкам путешественников, создавали не просто виды, а романтизированные образы экзотической России. Ручная подкраска акварелью придает работе особое очарование и сходство с акварельным рисунком.
- Кому подарить: любителю Москвы и ее истории, коллекционеру русской темы в искусстве, тому, кто ценит старинные карты и виды.
- Почему это ценно: редкий пример иностранной графики с видом России. Интересна именно своей «взгляд со стороны» и высоким уровнем полиграфического исполнения (изд-во Gjöthström & Magnusson).
5. Зимняя сказка в «русском стиле»
В. М. Васнецов. Эскиз декорации «Палаты царя Берендея» к «Снегурочке». Хромолитография. СПб., 1898–1903 гг. Декорация «Палаты царя Берендея» создана В. М. Васнецовым ко второму действию оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», премьера которой состоялась в 1885 году на сцене Русской частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова. Эта постановка стала ключевой для русского искусства конца XIX в. Декорации В. М. Васнецова произвели фурор и дали начало тому, что стало называться «русским стилем».
- Кому подарить: поклоннику русских народных сказок, музыки, театра, коллекционеру «русского стиля».
- Почему это ценно: фактически, это эталон национально-романтического направления наравне с билибинским стилем. Полиграфическая репродукция высокого уровня, выпущенная при жизни художника и позволяющая владеть образом, определившим эстетику целой эпохи.
6. Гениальный офорт в безупречной репродукции
Рембрандт. «Пейзаж с тремя деревьями». Факсимиле Имперской типографии (Reichsdruckerei). Берлин, до 1927 г.
Возможность прикоснуться к вершине мирового искусства. Рембрандт — до сих пор недосягаемая вершина в области офорта. Его офорты уникальны во всех аспектах: содержание, форма, техника, ведение штриха и процесс печатания объединены и приведены в полную гармонию.
Имперская типография Германии в начале XX века совершила технологический прорыв, создавая факсимиле гравюр старых мастеров, неотличимые на глаз от оригиналов.
Reichsdruckerei (Имперская типография) — государственная типография Германии, существовавшая с 1879 по 1945 гг. Основным видом деятельности было производство рейхсбанкнот и других денежных бумаг. Для частных издательств Reichsdruckerei печатала библиофильские работы, а также репродукции гравюр и картин старых мастеров, которые стали известны как «гравюры Рейха».
Офорт «Три дерева», выполнен в 1643 г. и существует в единственном «состоянии». Это самый большой офорт мастера с изображением пейзажа. Центром композиции являются три пышно-кронных дерева. Множество деталей и мелочей увлекают зрителя к длительному рассматриванию и погружению в повседневную жизнь Нидерландов XVII в.
- Кому подарить: начинающему коллекционеру графики, ценителю творчества Рембрандта и старых мастеров, тому, кто ищет безупречный по качеству и значимости предмет для кабинета.
- Почему это ценно: это лучшая из возможных репродукций, сама по себе ставшая коллекционным антиквариатом. Обладает собственной историей и является примером высочайшей печатной культуры начала прошлого века.
7. Драма истории в графике великого баталиста
Верещагин В. В. «В Кремле. Пожар». Литография. Издательство И. С. Лапина, Париж, 1912 г. Эта литография — прикосновение к легендарной серии картин Верещагина о 1812 годе, созданной к её 100-летнему юбилею. Литография точно передаёт тревожную энергетику оригинала: пламя, охватившее древние стены и одинокая фигура Наполеона. Художник-баталист, отвергавший академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, показывает не триумф, а момент осознания роковой ошибки.
- Кому подарить: коллекционеру русской истории, ценителю батальной живописи, патриоту, ищущему глубокие и неоднозначные образы Отечественной войны 1812 года.
- Почему это ценно: антикварная литография 1912 года — юбилейное издание к 100-летию Отечественной войны, отпечатанная в Париже по картине из знаменитого цикла Верещагина. Работа обладает тройной ценностью: как исторический документ эпохи, как предмет музейного уровня (оригинал полотна хранится в Музее войны 1812 года) и как пример высочайшего полиграфического искусства начала XX века.
━━━
Также мы сделали специальную страницу, на которой собрали более 100 старинных гравюр, литографий и линогравюр, отвечающих заявленным критериям: разнообразие сюжетов и техник и бюджет до 50 000 рублей. Надеемся, что среди них вы обязательно найдете подходящее произведение.
У дяди Гиляя
Оригинал статьи на сайте «У дяди Гиляя».