Дорогие мои,
Давайте на мгновение представим: перед нами нет ни глянцевых журналов, ни бесконечных инстаграм-лент с образами блогеров. Информация о том, «что носят в Париже», доходит с опозданием в несколько лет, а в магазинах — пустые полки и бесконечный серый шифон. Казалось бы, о каком стиле может идти речь? Но именно тогда, в эпоху тотального дефицита, и родилась особая, неподражаемая советская элегантность. Та, которой завидовал весь мир, потому что ее нельзя было просто купить — ее нужно было создавать.
Иконы стиля были во все времена, и даже тогда, когда в Советском Союзе о глянцевых журналах не было и речи. Наши бабушки и мамы могли не знать знаменитых на весь мир супермоделей, но им это было и не нужно — перед ними были свои законодательницы мод, от Людмилы Гурченко до Марины Влади. Женщины стремились быть на них похожими, поэтому, несмотря на дефицит в стране, пытались найти такие же платья, джинсы и шубы.
Железный занавес повлиял на моду того времени: мировые тенденции доходили до СССР значительно позже. Когда весь мир выбирал кружевное белье и полупрозрачные сорочки, наши женщины носили хлопковые трусы, которые едва отличались от мужских моделей. Но это не мешало советским артисткам и манекенщицам задавать свои тренды, которые повторяют и сейчас. Кого считали иконами стиля в СССР — рассказываем дальше.
Марина Влади
Несмотря на то, что у Марины Влади русские корни, советские женщины воспринимали диву как парижанку — стиль ее был «пропитан» французским шиком. Узкие солнцезащитные очки, расклешенные джинсы и базовая рубашка, у которой небрежно расстегнуты верхние пуговицы и закатаны рукава. Она носила самые желанные пальто с английским воротником и в леопардовых пятнах, костюмы с юбкой и приталенные платья с пышной юбкой силуэта New Look, который создал Кристиан Диор, вдохновившись цветами в саду.
Стиль французской актрисы со временем менялся, особенно это было заметно в браке с Владимиром Высоцким. Их можно смело называть power couple того времени, что прослеживалось в том числе и в гардеробе, который они, кажется, делили. Так, в Грибоедовский ЗАГС узаконить свои отношения они пришли в джинсах и водолазках, которые были отличительной чертой их парного стиля.
Людмила Гурченко
Советская артистка после роли в «Карнавальной ночи» получила небывалую славу. Она никогда не считала себя красавицей, поэтому долгое время училась выгодно подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки, особенно после того, когда оказалась в центре внимания. Людмила Гурченко преуспела бы и в роли стилиста, так как верила, что правильный фасон одежды и ее цвет преобразит любую женщину.
Ее осиная талия стала эталоном для всех красавиц Советского Союза — именно она порой и становилась главной в сценических образах. Актриса носила платья силуэта New Look, о которых мечтали все женщины, пиджаки с акцентными плечами и меховые накидки, всегда выбирая в гардеробе индивидуальность. Она и шить начала сама по этой же причине — быть похожей на всех ей казалось невыносимым.
Барбара Брыльска
Барбара Брыльска не была рада свое роли в «Иронии судьбы, или С легким паром!» — героиня казалась ей скучной и невзрачной. Сама польская актриса снималась у себя на родине в обнаженных и раскованных образах, поэтому Наденька была ей не близка. Однако, сама того не осознавая, знаменитость превратила скромное коричневое платье-рубашку и меховую шапку в рыжеватом оттенке своей героини в самые желанные вещи у советских женщин.
Именно благодаря этой картине Брыльска стала иконой стиля в СССР. Отличительная черта ее гардероба — много рубашек, у которых она расстегивала верхние пуговицы, тонкие акцентные шарфы, трикотажные поло и юбки до колена
Эдита Пьеха
Ее называют самой стильной женщиной на советской сцене, которая обладала неповторимым стилем и безупречным вкусом. Весь СССР завидовал ее силуэтным платьям, однако главный акцент в ее образах был отведен крупным брошам в виде цветов. В молодости она мечтала быть похожей на Брижит Бардо и Одри Хепберн, и с этой задачей успешно справился тогда еще начинающий модельер Вячеслав Зайцев, с кем у Эдиты Пьеха сложилась очень теплая и преданная дружба.
Стоило ему лишь один раз сшить для артистки наряд, она моментально влюбилась в творчество дизайнера. Платья с закрытым декольте, пышные рукава, как крылья летучей мыши, много жемчуга и сдержанность — главные особенности гардероба советской красавицы и королевы сцены.
Майя Плисецкая
У знаменитой советской балерины была возможность выезжать в Европу, поэтому вдохновение для своих образов она черпала в гардеробе иностранных красавиц. Майя Плисецкая не могла не стать иконой стиля в СССР: она была свободолюбива как на сцене, так и в гардеробе, разрешая делать себе то, как чувствует сердце. Именно она, одна из первых женщин на сцене, начала тренироваться в танцевальных купальниках, покупая их у фарцовщицы по высокой стоимости. Плисецкая могла экономить на еде и сидеть на строжайших диетах, но никогда не экономила на стиле.
Ее признала сама Коко Шанель: известность балерины принесла ей полезные связи. Так, она познакомилась с Сержем Лифарем, который мечтал ставить хореографию для советского балета. Он-то и познакомил красавицу с величайшим модельером. Она позировала для Vogue, была мечтой многих зарубежных фотографов и музой модельера Пьера Кардена, который шил ей наряды и дарил ей все то, что пожелает душа.
Раиса Горбачева
Стиль Первой леди был близок далеко не всем женщинам: в Советском Союзе Раису Горбачеву недолюбливали — она стала первой, кто был на виду во всем мире. Но зато она была признана за рубежом: Ив Сен-Лоран специально для нее провел модный показ, а Пьер Карден желал шить для нее костюмы с юбкой — визитная карточка ее стиля. Однако вопреки слухам, жена политика шила наряды исключительно в Москве у портных знаменитого Дома моделей.
Ее критиковали за роскошь, шубы из натурального меха, многочисленные туфли и платья — простой народ не мог себе это позволит. Интеллигенция же считала ее поверхностной, раз она так много времени уделяла своей внешности. Вкус и чувство стиля Раисы Горбачевой оценили тогда далеко не сразу.
Личный прорыв, который вдохновляет до сих пор
Но если говорить о личном потрясении, о примере невероятной внутренней силы, выраженной через стиль, то для меня это, безусловно, Майя Плисецкая.
Вот она, женщина за 50 (а затем и за 60, и за 70), которая никогда не играла по чужим правилам. Ее история — это квинтэссенция нашей сегодняшней темы. Она не ждала, пока мода «дойдет». Она сама ехала к ней, вывозя из-за границы не просто вещи, а семена новой эстетики. Танцевальные купальники вместо унылых трико — это был вызов системе. Ее дружба с Пьером Карденом, платья от которого она носила с гордостью наследной принцессы, — это был уровень международной тихой роскоши, недоступной почти никому.
Но главное не в этом. Главное — в ее осанке. В том королевском достоинстве, с которым она носила и скромное пальто, и бриллианты. Она экономила на еде, но никогда — на качестве. Она понимала: ее тело — ее инструмент и ее храм, а одежда — это оправа для шедевра. Ее стиль кричал о свободе, когда вокруг царила унификация. И в этом — вечный урок для нас: ваш стиль начинается не в бутике, а в вашей голове. В смелости быть собой, даже если это «себя» еще не существует вокруг.
Раиса Горбачева стала логичным, но трагичным продолжением этой темы. Она пыталась привить советской элите кодекс взрослой женщины на мировой арене: костюмы с юбкой, качественные ткани, безупречная посадка, внимание к деталям. Ее критиковали за «буржуазность», не понимая, что она просто пыталась говорить на языке этикета, принятом во всем мире. Ее ошибка (или опережение времени) была в том, что она появилась слишком рано. Ее стиль требовал от зрителя такой же образованности и широты взглядов, какой обладала она сама.
Что мы унаследовали от икон эпохи дефицита
Так что же, дорогие мои, мы, современные дамы со вкусом, можем вынести из этого красивого и сложного прошлого?
- Индивидуальность — главный тренд. Гурченко и Плисецкая не боялись выделяться. Они строили свой образ, как строят дом — с фундаментом из самоуважения.
- Качество важнее количества. Одна идеально сидящая вещь от хорошего портного (пусть и сшитая из ткани, привезенной оказией) ценилась выше десяти безликих платьев. Это и есть истинное выглядеть богато.
- Уверенность — лучший аксессуар. Марина Влади в простой рубашке и Майя Плисецкая в платье от Кардена сияли одним и тем же — внутренней силой. Одежда была лишь ее продолжением.
- Умение обыгрывать базу. Рубашка, прямой жакет, юбка-карандаш, платье-футляр — все эти основы мы видим в тех образах. Их делали уникальными поза, взгляд и те самые пресловутые «мелочи»: брошь, шарфик, уголок шляпы.
Эти женщины создавали моду не из чего-то, а вопреки всему. Их гардероб был актом творчества и воли. Сегодня у нас есть все возможности, которые им и не снились. Но главный вопрос остается тем же: хватит ли у нас смелости, ума и чувства меры, чтобы создать свой неповторимый, истинный стиль? Стиль, который через годы будут разбирать наши внучки, как мы сегодня разбираем покрой пальто Марины Влади. Давайте творить свою историю с тем же достоинством.
А чей стиль из той эпохи вам особенно близок, дорогие мои? Может, вы помните, как ваша мама или бабушка, вдохновляясь этими образами, создавала что-то удивительное? Поделитесь вашими историями и мыслями в комментариях — это бесценные крупицы нашего общего стиля.