Найти в Дзене
Уроки из села

Почему учителя «злые»?

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Ирина Александровна, и я веду блог «Уроки из села» здесь, в Дзене, и одноименный телеграм-канал. Здесь мы говорим о школе без розовых очков и глянцевых фильтров: о настоящей жизни учителя, о детях, о бумажной работе и о тех маленьких ежедневных победах, которые и составляют большую педагогику. Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из самых стойких и болезненных стереотипов. Стереотипе, который каждый из нас приносит из детства и который часто мешает увидеть истинную картину. Речь пойдет о «злом» учителе. 👩‍🏫 Вспомните свои школьные годы. Наверняка был такой педагог, чей строгий взгляд заставлял замирать весь класс, а резкая интонация отбивала всякое желание шуметь. Со стороны это легко можно было принять за злость, недоброжелательность, даже за личную неприязнь. Но что, если мы посмотрим на эту ситуацию с другой стороны — из-за того самого учительского стола? Что, если это вовсе не злость? Давайте разбираться вместе. Представьте себе на
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Ирина Александровна, и я веду блог «Уроки из села» здесь, в Дзене, и одноименный телеграм-канал. Здесь мы говорим о школе без розовых очков и глянцевых фильтров: о настоящей жизни учителя, о детях, о бумажной работе и о тех маленьких ежедневных победах, которые и составляют большую педагогику.

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из самых стойких и болезненных стереотипов. Стереотипе, который каждый из нас приносит из детства и который часто мешает увидеть истинную картину. Речь пойдет о «злом» учителе. 👩‍🏫

Вспомните свои школьные годы. Наверняка был такой педагог, чей строгий взгляд заставлял замирать весь класс, а резкая интонация отбивала всякое желание шуметь. Со стороны это легко можно было принять за злость, недоброжелательность, даже за личную неприязнь. Но что, если мы посмотрим на эту ситуацию с другой стороны — из-за того самого учительского стола? Что, если это вовсе не злость? Давайте разбираться вместе.

👻 Маска №1: «Профессиональный щит», или Когда строгость — это инструмент

Представьте себе на минуту, что вы не просто ведете урок. Вы — режиссер, дирижер и пожарный в одном лице. Ваша сцена — класс, где собрались двадцать, а то и тридцать ярких, энергичных, абсолютно разных личностей. Ваша задача — не просто выдать информацию, а сделать так, чтобы ее услышали, поняли и запомнили. В таких условиях тихое, ласковое «ребята, давайте успокоимся» работает с тем же успехом, как попытка потушить костер стаканом воды.

И вот тут на сцену выходит та самая «строгость». Это не эмоция. Это профессиональный, почти хирургический инструмент.

Это голос, который одним тоном останавливает начинающийся хаос у дальней парты. Это четкий, не терпящий возражений взгляд, который возвращает блуждающее внимание к доске. Это жест, устанавливающий тишину. Учитель вынужден надеть эту «маску» не потому, что ненавидит детей или свой предмет. Вовсе нет. Он делает это, потому что иначе просто невозможно создать рабочую атмосферу. Без четких границ и предсказуемых правил пространство урока превращается в шумный базар, где страдает главное — возможность учиться для всех.

Эта кажущаяся холодность — на самом деле проявление ответственности. Это защита учебного процесса от срыва. Это способ дать понять: здесь есть рамки, внутри которых ты в безопасности, можешь творить, задавать вопросы и ошибаться. Но эти рамки охраняются. Жестко и бескомпромиссно. Потому что альтернативы просто нет.

🪫 Маска №2: «Эмоциональное короткое замыкание», или Крик уставшей нервной системы

А теперь давайте снимем с учителя плащ супергероя и посмотрим на обычного человека. Человека, чья работа — это непрерывный, высокоинтенсивный контакт с людьми. Вспомните, как вы устаете после важных переговоров или шумного праздника с кучей родственников. Вам нужна тишина и покой, чтобы восстановить силы.

А теперь умножьте это ощущение на пять уроков в день, каждый день, неделя за неделей. Учитель не имеет права на «несварение» эмоций. Ему нельзя сказать на третьем уроке: «Знаете, дети, я сегодня не в ресурсе, давайте просто посидим тихо». Он должен быть всегда «включен»: энергичен, внимателен, эмоционально устойчив.

Но ресурс нервной системы не безграничен. Представьте себе стакан, который постоянно наполняется каплями стресса: сорвавшийся план урока, внезапная проверка, тройка в дневнике способного ученика, сложный разговор с родителем на перемене, десяток непроверенных тетрадей в сумке, отчет к концу дня. Капля, капля, капля... И в какой-то момент стакан переполняется. Происходит то самое «короткое замыкание».

Резкий окрик, раздраженная реплика, беспощадная оценка — это редко бывает спланированной «злостью». Чаще всего это спонтанный выплеск накопившейся усталости. Это сбой системы, которая работала на пределе слишком долго. Ребенок, который в этот момент вертится или забыл тетрадь, становится не причиной, а лишь последней каплей. Это не оправдание, а объяснение. Учитель потом будет жалеть и корить себя за этот срыв, но в момент, когда нервная система кричит «SOS», контролировать себя почти невозможно.

🛡️ Маска №3: «Броня от чужих ожиданий», или Почему нельзя быть просто добряком

Есть еще один, менее очевидный, но очень важный слой. Учитель — это человек, зажатый в тисках колоссальных и зачастую противоречивых ожиданий. Он находится на пересечении требований администрации, запросов родителей, собственных профессиональных амбиций и, конечно, потребностей детей.

От него требуют идеальных результатов, но при этом хотят, чтобы он был всепрощающим другом. От него ждут соблюдения всех норм и программ, но осуждают за недостаток творчества. Он должен быть мягким и демократичным, но при этом его класс должен побеждать в олимпиадах и показывать высочайшую дисциплину. Попробуйте быть удобным для всех в этих условиях! Это невозможно.

И тогда строгость становится броней. Защитой от размывания профессиональных границ. Если учитель будет всегда и со всеми только добр и мягок, его очень быстро перестанут воспринимать всерьез. Дисциплина рухнет, авторитет испарится, а требования начнут игнорировать. Иногда быть жестким — это единственный способ донести простую мысль: «Я — профессионал, здесь мы работаем, и у нас есть общая цель».

Это тяжелая ноша — постоянно балансировать между ролью «доброго наставника» и «требовательного эксперта». И та самая «злость» порой прорывается именно в моменты, когда этот баланс нарушается: когда учителя пытаются в чем-то обвинить, не разобравшись, или когда его профессиональное решение ставят под сомнение безосновательно. Это защитная реакция человека, которого утомило постоянное давление.

💡 Заключение: Взгляд из-за учительского стола

Так почему же учителя «злые»? Как вы уже поняли, чаще всего — они вовсе не злые. За этой маской скрывается усталость, гигантская ответственность, профессиональная необходимость и желание сделать свое дело хорошо. Настоящие учителя не злые. Они — реалисты с большим сердцем, которое иногда приходится защищать стальными доспехами строгости.

В следующий раз, увидев или вспомнив «строгого» педагога, попробуйте разглядеть не злого персонажа из детских страхов, а человека на сложной работе. Человека, который, возможно, просто очень устал в тот день. Или человека, который ценою своей «непопулярности» сохранил в классе порядок, позволив учиться всем. Это не значит, что хамство или несправедливость надо терпеть. Нет. Но это значит, что за простым ярлыком может скрываться целая история, которую стоит попытаться понять.

📢 Давайте обсудим!

А как вы думаете? Интересно узнать ваше мнение — оно поможет нам всем лучше понять друг друга.

  1. Вопрос для всех: Вспомните своего самого строгого учителя. Как вы относитесь к нему сейчас, спустя годы? Понимаете ли вы теперь мотивы его поступков?
  2. Вопрос для родителей: Как вам кажется, что самое сложное в работе современного учителя? С каким вызовом вы бы точно не справились на его месте?
  3. Вопрос для коллег-педагогов: А что добавили бы вы в этот список «масок»? С каким внутренним состоянием еще можно спутать злость?

Пишите ваши мысли в комментариях — самые интересные обсудим в отдельном посте!

И если вам близка такая честная, без прикрас, но с любовью к делу — буду рада видеть вас среди читателей моего канала «Уроки из села». Подписывайтесь здесь, в Дзене, и на наш телеграм-канал. Вместе будем разбираться в тонкостях самой удивительной профессии на свете.