Найти в Дзене
TehnObzor

Атомная Арктика – В Баренцевом море обнаружено захоронение ядерных отходов времён СССР

Экипаж научно-исследовательского судна «Академик Иоффе» во время очередного выхода в море наткнулся на след холодной войны, который десятилетиями оставался незамеченным. В глубинах Баренцева моря команда зафиксировала захоронение радиоактивных отходов (РАО). Находка эта неслучайна: сейчас в северных широтах полным ходом идёт масштабная программа экологической реабилитации. Специалисты планомерно очищают Арктику от опасного наследия — затопленных контейнеров и элементов с отработанным ядерным топливом (ОЯТ — так называют высокорадиоактивную «начинку», извлечённую из реакторов). Интересно, что опасную находку локализовали в заливе Течений — месте, которое до этого момента считалось «чистым». Ни в современных открытых реестрах, ни в пожелтевших советских описях ядерного наследия этот объект не значился. По сути, учёные столкнулись с очередной «серой зоной», возникшей из-за несовершенства учёта в прошлом веке. Читайте: Новая технология «Росатом» получения лития-7 изменит будущее атомной от
Оглавление

Экипаж научно-исследовательского судна «Академик Иоффе» во время очередного выхода в море наткнулся на след холодной войны, который десятилетиями оставался незамеченным. В глубинах Баренцева моря команда зафиксировала захоронение радиоактивных отходов (РАО).

Находка эта неслучайна: сейчас в северных широтах полным ходом идёт масштабная программа экологической реабилитации. Специалисты планомерно очищают Арктику от опасного наследия — затопленных контейнеров и элементов с отработанным ядерным топливом (ОЯТ — так называют высокорадиоактивную «начинку», извлечённую из реакторов).

Интересно, что опасную находку локализовали в заливе Течений — месте, которое до этого момента считалось «чистым». Ни в современных открытых реестрах, ни в пожелтевших советских описях ядерного наследия этот объект не значился. По сути, учёные столкнулись с очередной «серой зоной», возникшей из-за несовершенства учёта в прошлом веке.

Читайте: Новая технология «Росатом» получения лития-7 изменит будущее атомной отрасли

Тайны залива Течений и поиски «Лихтера-4»

Приоритетной целью миссии числился поиск «Лихтера-4» — это несамоходная грузовая баржа, которую затопили в 1988 году.

Экспедиционное судно ИО РАН ПС «Академик Иоффе» (Источник фото ocean.ru)
Экспедиционное судно ИО РАН ПС «Академик Иоффе» (Источник фото ocean.ru)

Если верить архивным сводкам, внутри корпуса спрятаны 146 контейнеров с твёрдыми радиоактивными отходами и два реактора от атомной субмарины К-22 «Красногвардеец».

Хотя ядерное топливо из них успели выгрузить ещё на берегу, сами реакторы представляют опасность, поэтому их предварительно загерметизировали в свинцовые защитные оболочки.

Россыпь металлических контейнеров с твердыми радиоактивными отходами (ТРО) и гидролокационное изображение баржи «Лихтер-4» с грузом твердых радиоактивных отходов,
полученное с помощью гидролокатора бокового обзора БНПА «Видеомодуль»
на траверзе залива Течений восточного побережья Новой Земли. (Источник фото ocean.ru)
Россыпь металлических контейнеров с твердыми радиоактивными отходами (ТРО) и гидролокационное изображение баржи «Лихтер-4» с грузом твердых радиоактивных отходов, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора БНПА «Видеомодуль» на траверзе залива Течений восточного побережья Новой Земли. (Источник фото ocean.ru)

Интересно, что найти баржу пытались неоднократно — в 2007, 2023 и 2024 годах судами типа «Академик Мстислав Келдыш». Однако арктическая погода и неверные координаты в старых документах (судно безуспешно искали возле ледника Розе) постоянно срывали планы.

В этот раз исследователи сменили тактику: детальный батиметрический анализ рельефа дна позволил обнаружить судно в глубокой впадине, на глубине свыше 100 м.
Сорванная крышка трюма, лежащая у борта баржи «Лихтер-4».
Стоп кадр видеозаписи, полученной с помощью БНПА «Видеомодуль». (Источник фото ocean.ru)
Сорванная крышка трюма, лежащая у борта баржи «Лихтер-4». Стоп кадр видеозаписи, полученной с помощью БНПА «Видеомодуль». (Источник фото ocean.ru)

Мониторинг «Никеля» и опаснейшей К-27

Одним лишь «Лихтером» работа не ограничилась. Команде удалось подтвердить точное местоположение баржи «Никель» в районе острова Колгуев.

АПЛ К-27 у причала (Источник фото ocean.ru)
АПЛ К-27 у причала (Источник фото ocean.ru)

На борту этого объекта находится около 580 тонн опасных отходов, а его координаты оставались приблизительными последние 20 лет. Теперь же судно нанесено на карты с мётровой точностью.

Следом за этим экспедиция переместилась в залив Степового у берегов Новой Земли, где на дне покоится знаменитая АПЛ К-27. Эта лодка уникальная и одновременно пугающая: её реакторы работают на жидкометаллическом теплоносителе (сплав свинца и висмута).

АПЛ К-27 в заливе Степового перед затоплением.
На заднем фоне южный берег залива и распадок, на берег которого
в 2024 и 2025 году предпринимались высадки с целью геолого-геоморфологических исследований. (Источник фото ocean.ru)
АПЛ К-27 в заливе Степового перед затоплением. На заднем фоне южный берег залива и распадок, на берег которого в 2024 и 2025 году предпринимались высадки с целью геолого-геоморфологических исследований. (Источник фото ocean.ru)
Затопленная в 1981 году вместе с невыгруженным ядерным топливом, К-27 официально считается, пожалуй, самым радиационно опасным объектом во всём Мировом океане.

Результаты спектрометрии и планы

Чтобы оценить реальное состояние подводных гигантов, учёные задействовали телеуправляемые аппараты «ГНОМ» и «Аргус».

ТНПА «Аргус» в момент спуска за борт ПС «Академик Иоффе».
На переднем плане виден гамма-спектрометр РЭМ-4-50, закрепленный на левой «лыже» ТНПА. (Источник фото ocean.ru)
ТНПА «Аргус» в момент спуска за борт ПС «Академик Иоффе». На переднем плане виден гамма-спектрометр РЭМ-4-50, закрепленный на левой «лыже» ТНПА. (Источник фото ocean.ru)

На них установили гамма-спектрометры — специальные датчики, способные по излучению распознать конкретные изотопы и понять, не разрушается ли металл.

Обследование принесло обнадёживающие новости: прямых утечек из реакторного отсека К-27 не обнаружено, радиационный фон вокруг лодки не превышает норму.

Что касается зафиксированного изотопа цезия-137, то его следы эксперты сочли лишь поверхностным загрязнением корпуса, которое не говорит о потере герметичности самой защиты.

Схема маршрутов по поиску баржи с ТРО «Лихтер-4». Светлыми отметками показаны объекты- элементы захоронения РАО ТРО-8, обнаруженные в экспедиции ПС «Академик Иоффе»  (70 рейс). Слева показана область, обследованная в 2007, 2023 и 2024 годах по данным архивных источников. (Источник фото ocean.ru)
Схема маршрутов по поиску баржи с ТРО «Лихтер-4». Светлыми отметками показаны объекты- элементы захоронения РАО ТРО-8, обнаруженные в экспедиции ПС «Академик Иоффе» (70 рейс). Слева показана область, обследованная в 2007, 2023 и 2024 годах по данным архивных источников. (Источник фото ocean.ru)

Теперь, когда обстановка ясна, специалисты выбрали место на побережье для возведения автоматической станции. Она будет следить за К-27 в режиме реального времени, чтобы любая угроза экологии Арктики была замечена мгновенно.

Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram

Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU

Наука
7 млн интересуются