Найти в Дзене

Женские типажи в искусстве- и реальность

Все образы женщины в искусстве- это мужской взгляд на женщину.

Посмотрим, какие роли на протяжении всей истории искусства предлагались женщине, и какой ее видели и отражали мужчины.

Самая древняя, и самая , пожалуй, мАнкая для мужчин

Это архетип " отвергнутая женщина"- страдающая, брошенная мужчиной, обезумевшая от горя- этот типаж до сих пор обыгрывается примерно везде- куда ни ткни- увидишь этот образ- по снегу ,босиком , за уходящим вдаль гордым юным принцем... Откуда "ножки растут, понятно- нет ничего более поднимающего мужскую самооценку, чем мечты о падающих штабелями поклоннцах, страдающих от любви..

Архетип второй- жертва мужских пагубных желаний- настолько попавшая под обаяние ужчины, что она реально становится чудовищем- убийства, подлог и поджог- все, что женщина делает мерзкого и противоправного по сюжету, выступая антигероиней- это от доверия и наивности- обманутая невинность, ставшая монстром- тоже понятно, какие из темных страстишек и фантазий тут обыгрываются- собственная значимость в темном аспекте. То есть мужчина не сам выступает "монстром" и антигероем, но он тот, кто "создает" монстра- почти что бог.

Третий типаж- тиран в женском обличьи- Медичи, Леди Макбет, Баба Яга, в конце- концов)) Да та же Мышь полевая из Дюймовочки- зло в женском обличии- пожалуй, этот типаж хоть немного мне импонирует- он хотя бы не является сателлитом мужских хотелок.

Четветый архетип- Карьеристка- та, что стремится к лучшей жизни, ставя расчет во главу угла- как обычно, циничная, лживая дрянь- " тарелочница", как сейчас бы сказали)))

Пятый архетип- манипуляторша- та, что своей хитростью и ловкостью хочет получить желаемое- еще один, наравне с Тираншей- типаж, который мне импонирует,- хоть и является дополнением к мужчине , но все же за ней, по крайней мере, признают какие то интеллектуальные способности.

И шестой тип- самый, по моему, мерзкий, вскрывающий самые темные фантазии- это женщина в теле девочки- Лолита- часто девочка не физически, а интеллектуально- это почти все "положительные "героини- вялые слабые, глупые, не могущие сказать "кыш" гусю. Но, тем не менее. именно они оказываются катализатором всех событий, двигателем сюжета и причиной всех бед героя. И они же везде исполняют роль тех самых "положительных героинь", в отличии от остальных, отрицательных архтепов.

Седьмой архетип- появившийся, кмк, не столь давно- это Снежная королева- женщина без чувств, без сердца- холодная, недоступная, с одной стороны, и в то же время выступающая как "снимающая" эмоциональное напряжение- с ней не надо проявлять чувства, работать над своим эмоциональным миром- она прекрасна, холодна. Соблюдает правила игры и вполне спокойно живет в паралельной Вселенной с мужчиной. Не закатывая скандалы, не требуя объяснений- это типаж " кукла надувная" И всегда прекрасна- главное, не растопить ее "любовью". Сколько эмоционально тупых, незрелых, втайне пускают слюни на ее холодную, неприступную красоту? И более всего, на ее эмоциональную холодность и не способность "морочить голову", и "выносить мозги", то есть требовать адекватной эмоциональной работы в отношениях .

Выбор ролей для женщины невелик, и не особо привлекателен.

Все, что предлагает нам искусство, совсем не отвечает запросам жизни и тем ролям, которые мы играем в реальности.

-2

А чтобы понять, какие женские типажи есть на самом деле, надо понимать, какие именно женские сценарии формировались в последние хотя бы сто лет..

Возьмем постсоветское пространство- потому что в других странах, в других регионах, будет уже немного другая картина.

Итак, начнем с начала 20-го века- когда технический скачок позволил перейти от сельской жизни к городскоим реалиям- развитие производства- значит, привлечение женских рук, станки и все усложняющаяся техника- значит, грамотность. Грамотность- значит, книги, кино и искусство для всех, а не для пресловутого золотого 1 процента.

Итак, поколение наших бабушек- выдернутые из деревень в города, их жизнь и характер формировались в условиях кризисов, глобальных политических и общественных перемен- они встают у "руля", происходит принудительная феминизация- быстрая, мгновенная практически, и с отрцательным знаком- в условиях голода, войн, она сопровождается запретом на чувства, на витальность- "ни любви, ни тоски, не жалости"- это девиз поколения "железных" женщин- они прошли две войны и революцию- на первый план у них выходит задача " выжить и сохранить потомство" любой ценой- никаких других задач у них просто не было. От постоянного, запредельного стресса все эмоции объявляются не просто ненужными- эмоции опасны- мгновения, потраченные на чувства, могут быть решающими в вопросе выживания. Любое чувство- может привести к тому, что женщина потеряет концентрацию , и это снова может оказаться смертельным. Этот паттерн они передают дочерям- нашим мамам. Поколению, родившемуся во время войны или после- они уже не застали всего ужаса огромной"смерти", накрывшей всех, но они живут в тени ее - они не умеют, не знают как выражать эмоции. Их готовили к жизни как солдат, и этот паттерн они передадут и своим дочерям, то есть нам- у них есть только слово " надо". Их любовь- это что- то материальное- теплая одежда, кусок повкуснее. Они всегда "готовы" к худшему- они живут в огромном напряжении, в постоянном ожидании чего- то ужасного- это фоновое их состояние.. Они знают, что надеятся не на кого, и они готовы все тянуть на себе- работу, мужей, детей. Все их слабости, все их болезни, вытеснены на уровень бессознательного. У них никогда ничего не болит . И они не чувствуют ни себя, ни своего тела. Секс- это не радость, а наказание, ведущее к ужасным последствиям- или лишний рот, или аборт в условиях советской карательной гинеколгии и акушерства.. Но никаких психических отклонений, никаких неврозов нет и в помине- все они благополучно "завернуты" в обертку заботы и переданы дальше, дочерям- то есть нашему поколению.

Это мы- Поколение с ключом на шее- гиперответственные- рано повзрослевшие- ведь "маме некогда", впитавшие с молоком матери что мы всем должны( ну ты же девочка), взрощенные под кнутом отрицательного подтвержения и стимула, с заботливо посеянным внури нас неврозом , еще ощущающие на наших худеньких детских шейках тиски наших железных бабушек- запрет на эмоции- не плачь, не проси, не жалуйся.. Мы оказались в ловушке вечного " нельзя", это не для меня, моя очередь- последняя. В то же время- мы те, кто надеется только на себя. Кто крепко стоит на ногах. Кто привык сам решать все проблемы- от воспитания детей до покупки автомобиля и починки крана-внутренне алмазной силы, но очень неуверенные внешне- мы словно не можем найти свое место, не понимая, что же отразит нас правдиво- ни один фильм, ни одна книга , ни картина не даст правдивого образа женщины ни одного из трех поколений...

Лишь на наши неврозы, переданные нам матерями, накладываются неврозы мужчин, которые нашли отражение в современных книгах и фильмах.

Образ такой героини, хоть немного совпадающий с реальностью- никогда не сможет быть удачно продан, и значит, никогда не сможет стать популярным.