В Троицке Челябинской области разгорелась дискуссия, вышедшая далеко за пределы локального градостроительства. Скульптор Александр Тимофеев предложил городу безвозмездный дар - арт-объект «Семья солдата СВО». Казалось бы, благородный порыв. Но когда жители увидели эскизы и предварительные фото, 70% опрошенных категорически высказались против.
Почему искренняя инициатива столкнулась с жестким неприятием? Дело не в самой идее увековечить память героев, а в исполнении, которое многие сочли оскорбительным. Давайте разберемся, где проходит грань между «я художник, я так вижу» и откровенной профессиональной непригодностью.
«Не кухня, а кладовка»: почему зритель не поверил автору
Первая реакция горожан была эмоциональной. Люди посчитали предложенный монумент неэстетичным, а некоторые - кощунственным по отношению к семьям погибших.
- «Вглядитесь в лица, особенно ребёнка. Нет души в этой скульптуре», - пишут пользователи соцсетей.
- «Это выглядит как сюрреализм из подворотни», - вторят им другие.
Глава города Дмитрий Гатов, опираясь на мнение большинства, отказался от установки. И здесь возникает главный вопрос: имеет ли право общество диктовать художнику условия?
Двойные стандарты: певец, танцор и скульптор
В обсуждениях всплыл интереснейший аргумент, который ставит всё на свои места. Почему-то в изобразительном искусстве мы привыкли искать оправдания неудачам, прикрываясь сложными терминами, тогда как в других сферах критерии предельно жесткие.
Представьте ситуацию: Вы приходите на концерт, а певец начинает откровенно фальшивить. Или танцор балета путается в ногах и падает на сцене. Что сделает публика? Его освистают или, как минимум, поднимут на смех. Никто не скажет: «Ну, он так слышит ноты, это его авторское прочтение».
Это называется - халтура.
Артист, прежде чем выйти к зрителю, годами тренируется, проходит жесточайший отбор, стирает ноги в кровь. Зритель видит только финальный блеск - идеальное выступление. Пот, слезы и неудачные дубли остаются за кулисами.
В случае же с троицким памятником создается ощущение, что нам показали «черновик», репетицию, которую зритель видеть не должен. Скульптор просто взял материал и слепил «как пошло». Тот факт, что это сделано из бетона, не отменяет необходимости владения анатомией и композицией.
Пикассо, Пиросмани и велосипедное седло
Защитники подобных работ часто апеллируют к истории искусств: «А как же примитивизм? А Пикассо?». Действительно, «Портрет грузинки» Нико Пиросманишвили ушел с молотка в Лондоне почти за 200 миллионов долларов. Казалось бы, вот он - аргумент. Многие скажут: «Я нарисую правильнее, но мне и тысячи рублей не заплатят».
Но здесь мы вступаем на тонкий лёд философии и большого рынка.
- Пикассо начинал с классики. Прежде чем деконструировать форму, он в совершенстве овладел академическим рисунком. Он нарушал правила, зная их, а не от незнания.
- Аукционная цена - это не всегда про искусство. Это вопрос престижа, антиквариата, раскрученного имени и маркетинга.
- Контекст. Велосипедное седло с помойки можно продать за миллионы, если поместить его на крутой аукцион, сделать гламурное оформление и влить бюджет в рекламу. Народ бывает разный, и маркетинг творит чудеса.
Однако памятник в городском сквере - это не лот на Sotheby’s и не экспонат в галерее современного авангарда. Это общественное пространство. Здесь важен не хайп и не инвестиционная привлекательность «имени», а понятность, уважение к теме и элементарное мастерство.
Технический провал или стиль?
Если отбросить философию, остаются факты. Работа с бетоном требует не только вдохновения, но и жесткого соблюдения технологий. Опытные мастера, работы которых можно увидеть, например, на сайте Мастерской скульптора "Галатея", подтвердят: без мастер-модели лезть сразу в чистовой материал нельзя. На ютуб канале ознакомьтесь с подробным фильмом из 11 частей: как изготавливается качественная скульптура из бетона.
В Троицке этот риск не оправдался. Получилось то, что получилось: нарушение пропорций, отсутствие пластики и «жизни». Это не примитивизм, целью которого является возвращение к чистому, детскому восприятию. Это недостаток ремесленных навыков, который попытались выдать за готовый продукт.
Заключение: что мы выбираем?
История с памятником «Семья солдата СВО» стала отличным маркером зрелости общества. Люди отказались принимать «дар», качество которого вызывает вопросы.
В финале хочется задать риторические вопросы, над которыми стоит подумать каждому:
- Искусство ради искусства или искусство для людей?
- Кто определяет грань между шедевром и халтурой - критик с аукциона или простая мать солдата, проходящая мимо памятника?
- Достаточно ли одного желания автора («я так вижу»), чтобы занять место на городской площади?
Возможно, скульптору, как и начинающему певцу, стоит еще «порепетировать» в мастерской, прежде чем выходить на большую сцену.
А вы согласны с тем, что к скульпторам нужно предъявлять такие же жесткие требования, как к артистам балета? Или художник имеет право на ошибки? Подписывайтесь на наш канал, будем разбираться в тонкостях искусства скульптуры вместе!