Найти в Дзене

Искусство или халтура? Разбор скандальной скульптуры в Троицке Челябинской области

В Троицке Челябинской области разгорелась дискуссия, вышедшая далеко за пределы локального градостроительства. Скульптор Александр Тимофеев предложил городу безвозмездный дар - арт-объект «Семья солдата СВО». Казалось бы, благородный порыв. Но когда жители увидели эскизы и предварительные фото, 70% опрошенных категорически высказались против. Почему искренняя инициатива столкнулась с жестким неприятием? Дело не в самой идее увековечить память героев, а в исполнении, которое многие сочли оскорбительным. Давайте разберемся, где проходит грань между «я художник, я так вижу» и откровенной профессиональной непригодностью. Первая реакция горожан была эмоциональной. Люди посчитали предложенный монумент неэстетичным, а некоторые - кощунственным по отношению к семьям погибших. Глава города Дмитрий Гатов, опираясь на мнение большинства, отказался от установки. И здесь возникает главный вопрос: имеет ли право общество диктовать художнику условия? В обсуждениях всплыл интереснейший аргумент, котор
Оглавление

В Троицке Челябинской области разгорелась дискуссия, вышедшая далеко за пределы локального градостроительства. Скульптор Александр Тимофеев предложил городу безвозмездный дар - арт-объект «Семья солдата СВО». Казалось бы, благородный порыв. Но когда жители увидели эскизы и предварительные фото, 70% опрошенных категорически высказались против.

Фотография Троицке Челябинской области фото из сети
Фотография Троицке Челябинской области фото из сети

Почему искренняя инициатива столкнулась с жестким неприятием? Дело не в самой идее увековечить память героев, а в исполнении, которое многие сочли оскорбительным. Давайте разберемся, где проходит грань между «я художник, я так вижу» и откровенной профессиональной непригодностью.

«Не кухня, а кладовка»: почему зритель не поверил автору

Первая реакция горожан была эмоциональной. Люди посчитали предложенный монумент неэстетичным, а некоторые - кощунственным по отношению к семьям погибших.

  • «Вглядитесь в лица, особенно ребёнка. Нет души в этой скульптуре», - пишут пользователи соцсетей.
  • «Это выглядит как сюрреализм из подворотни», - вторят им другие.

Глава города Дмитрий Гатов, опираясь на мнение большинства, отказался от установки. И здесь возникает главный вопрос: имеет ли право общество диктовать художнику условия?

Скульптура нефтяников в Жирновске Мастерская скульптора "Галатея" фото из личного архива
Скульптура нефтяников в Жирновске Мастерская скульптора "Галатея" фото из личного архива

Двойные стандарты: певец, танцор и скульптор

В обсуждениях всплыл интереснейший аргумент, который ставит всё на свои места. Почему-то в изобразительном искусстве мы привыкли искать оправдания неудачам, прикрываясь сложными терминами, тогда как в других сферах критерии предельно жесткие.

Представьте ситуацию: Вы приходите на концерт, а певец начинает откровенно фальшивить. Или танцор балета путается в ногах и падает на сцене. Что сделает публика? Его освистают или, как минимум, поднимут на смех. Никто не скажет: «Ну, он так слышит ноты, это его авторское прочтение».

Это называется - халтура.

Артист, прежде чем выйти к зрителю, годами тренируется, проходит жесточайший отбор, стирает ноги в кровь. Зритель видит только финальный блеск - идеальное выступление. Пот, слезы и неудачные дубли остаются за кулисами.
В случае же с троицким памятником создается ощущение, что нам показали «черновик», репетицию, которую зритель видеть не должен. Скульптор просто взял материал и слепил «как пошло». Тот факт, что это сделано из бетона, не отменяет необходимости владения анатомией и композицией.

Пикассо, Пиросмани и велосипедное седло

Защитники подобных работ часто апеллируют к истории искусств: «А как же примитивизм? А Пикассо?». Действительно, «Портрет грузинки» Нико Пиросманишвили ушел с молотка в Лондоне почти за 200 миллионов долларов. Казалось бы, вот он - аргумент. Многие скажут: «Я нарисую правильнее, но мне и тысячи рублей не заплатят».

Но здесь мы вступаем на тонкий лёд философии и большого рынка.

  1. Пикассо начинал с классики. Прежде чем деконструировать форму, он в совершенстве овладел академическим рисунком. Он нарушал правила, зная их, а не от незнания.
  2. Аукционная цена - это не всегда про искусство. Это вопрос престижа, антиквариата, раскрученного имени и маркетинга.
  3. Контекст. Велосипедное седло с помойки можно продать за миллионы, если поместить его на крутой аукцион, сделать гламурное оформление и влить бюджет в рекламу. Народ бывает разный, и маркетинг творит чудеса.

Однако памятник в городском сквере - это не лот на Sotheby’s и не экспонат в галерее современного авангарда. Это общественное пространство. Здесь важен не хайп и не инвестиционная привлекательность «имени», а понятность, уважение к теме и элементарное мастерство.

В нижневартовском сквере Матери на пересечении улиц Омской и Мусы Джалиля открыли скульптуру в честь материнства. Работа Мастерской скульптора "Галатея"
В нижневартовском сквере Матери на пересечении улиц Омской и Мусы Джалиля открыли скульптуру в честь материнства. Работа Мастерской скульптора "Галатея"

Технический провал или стиль?

Если отбросить философию, остаются факты. Работа с бетоном требует не только вдохновения, но и жесткого соблюдения технологий. Опытные мастера, работы которых можно увидеть, например, на сайте Мастерской скульптора "Галатея", подтвердят: без мастер-модели лезть сразу в чистовой материал нельзя. На ютуб канале ознакомьтесь с подробным фильмом из 11 частей: как изготавливается качественная скульптура из бетона.

Работа Мастерской скульптора "Галатея"
Работа Мастерской скульптора "Галатея"

В Троицке этот риск не оправдался. Получилось то, что получилось: нарушение пропорций, отсутствие пластики и «жизни». Это не примитивизм, целью которого является возвращение к чистому, детскому восприятию. Это недостаток ремесленных навыков, который попытались выдать за готовый продукт.

Заключение: что мы выбираем?

История с памятником «Семья солдата СВО» стала отличным маркером зрелости общества. Люди отказались принимать «дар», качество которого вызывает вопросы.

В финале хочется задать риторические вопросы, над которыми стоит подумать каждому:

  • Искусство ради искусства или искусство для людей?
  • Кто определяет грань между шедевром и халтурой - критик с аукциона или простая мать солдата, проходящая мимо памятника?
  • Достаточно ли одного желания автора («я так вижу»), чтобы занять место на городской площади?

Возможно, скульптору, как и начинающему певцу, стоит еще «порепетировать» в мастерской, прежде чем выходить на большую сцену.

А вы согласны с тем, что к скульпторам нужно предъявлять такие же жесткие требования, как к артистам балета? Или художник имеет право на ошибки? Подписывайтесь на наш канал, будем разбираться в тонкостях искусства скульптуры вместе!