Она внезапно покинула кинематограф в расцвете карьеры. Решила больше не продолжать, потому что ей было обидно и больно за то, как с ней поступили.
Наталья Вавилова, милая и немного заносчивая Александра из фильма "Москва слезам не верит". Помните ее? У Натальи были и другие роли, но самой заметной стала именно эта... вместе с Алексеем Баталовым и Верой Алентовой. Все говорило о том, что у Натальи будет много замечательных проектов, но она внезапно ушла, из-за досадной неприятности. Какой же была та роковая ошибка, которая погубила карьеру актрисы из "Москва слезам не верит"?
26 января 1959 года - день рождения Наташи Вавиловой. Отец - дипломат, мать- домохозяйка. Благополучная московская семья с хорошим достатком - редкость в те времена. У неё было трое сестёр и брат. Наталья была самой младшей, потому получила много заботы и внимания. Родители предполагали, что девочка станет сотрудницей Министерства иностранных дел, как ее папа, однако судьба распорядилась иначе.
Семья жила рядом со студией «Мосфильм». Однажды 14-летнюю девушку заметили в магазине сотрудники студии, работавшие над проектом режиссёра Юлии Солнцевой. Их привлекли ее красота, выразительные глаза и аристократичные черты лица. И Наташе предложили пройти кастинг, но девушка немного напугалась и сказала, что подумает.
А вот родители согласились с участием дочери в съемках, мол, пусть попробует, это же временно. Таким образом, в 1974 году Наталья дебютировала на экране в картине «Такие высокие горы», сыграв там школьницу. Спустя некоторое время Наталья почти забыла о своем первом опыте в кино, полагая, что предложений больше не поступит.
Однако на «Мосфильме» оценили её талант и пригласили снова. Через пару лет после дебюта ассистент Владимира Меньшова нашел её в школе и предложил главную роль в фильме «Розыгрыш», на роль застенчивой девочки Таи, которую обожал герой Дмитрия Харатьяна. Фильм получил известность, а игра Натальи вызвала восторг критиков, предсказавших ей большое будущее.
Но родители, опасаясь за судьбу дочери, они категорически запретили Наташе дальнейшее участие в съемках. Папа отправил девочку на подготовительные курсы при МИДе и строго-настрого запретил посещение киностудии. А Наталья, скрывая это от семьи, продолжала занятия в театральной мастерской при ВГИКе.
Вскоре режиссёр Владимир Меньшов вновь обратился к актрисе с приглашением на роль в картину «Москва слезам не верит». Родители на этот раз вновь выступили против. Они взяли под контроль каждый шаг девушки, запрещая общаться с коллегами и режиссерами. Если бы не настойчивость Владимира Меньшова, то Александрой могла бы стать другая девушка.
Но Меньшов с Алексеем Баталовым пришли к Вавиловым. Убедили родителей в том, что у дочери большой актёрский потенциал. Актриса наконец получила родительское благословение на эти съемки. Это вмешательство в судьбу Натальи, открыло перед ней путь в большой кинематограф. Оно было важным и для истории отечественного кино, ведь фильм получил международное признание, завоевал премию «Оскар».
Закончив школу, Наталья поступила во ВГИК. Однокурсники вспоминают ее как серьезную, замкнутую и спокойную девушку. Параллельно учебе она снималась в кино, причем сразу в главных ролях. К примеру, это фильмы: «Вторжение», «Шофер на один рейс», «Ученик лекаря». В ее фильмографии 22 работы.
Карьера шла в гору. До одного случая. В возрасте 27 лет Наталья получила предложение от режиссера Юрия Борецкого. Он снимал историческую драму «Николай Подвойский». Там Наталье нужно было ездить верхом. Наталья этого не умела, потому стала ходить на курсы в конную школу. Упражнялась почти 2 месяца, пока не научилась твердо держаться в седле
После этого она приступила к съемкам. Все получалось хорошо. Пока однажды не произошла путаница с лошадьми, и вместо специально подобранного спокойного скакуна актрисе привели лошадь с больной спиной. Животное резко поднялось на дыбы, когда Наталья забралась на нее и сбросила незадачливого седока.
Наталья упала и больно ударилась спиной. Пришлось на месяц задержаться в больнице. Руководство картины попросило актрису держать происшествие в секрете, обещали дождаться выздоровления и не отдавать роль другому человеку:
"Наташа, не говори, пожалуйста, как это произошло. Иначе нас всех уволят. А мы тебя будем ждать, сколько нужно: год, два. В этой роли видим только тебя“.
Наталья поверила этому обещанию, спокойно лечилась. Но когда вернулась на съемочную площадку, оказалось, что продюсеры заменили ее другой актрисой - Еленой Борзовой, продолжив съемки, ей же сказали:
"Извини, студия план не выполняет, мы взяли другую актрису".
Этот инцидент сильно ударил по самооценке и уверенности Вавиловой. Потеря доверия подействовала очень больно. Ходили слухи, что в тот период Наталья была беременна, но из-за полученных повреждений лишилась ребенка. После случившегося актриса ощущала подавленность. Она чувствовала неуверенность в собственных силах, разочаровавшись в профессиональной среде. Именно тогда Вавилова захотела завершить карьеру.
Преодолеть тяжелые испытания и справиться с депрессией Наталье помогла поддержка мужа, режиссера Самвела Гаспарова, Они вместе отправились в вояж по Европе. Наталья смогла отвлечься от всех московских забот и тревог. Несколько месяцев пара наслаждалась совместным отдыхом, забывая обо всем остальном.
Вернувшись домой, Самвел приложил усилия, чтобы вернуть Наталье веру в собственные силы и профессиональный талант. Благодаря поддержке мужа, через четыре года перерыва Вавилова снова появилась на экранах в фильме своего супруга «Стервятники на дорогах» (1990).
Первоначально планировалось снять две серии картины, но нехватка финансирования привела к выходу только первой части. К сожалению, дальше она продолжать не решилась и в итоге последним фильмом Натальи стала драма «Дело Сухово-Кобылина» (1991), после чего она окончательно оставила профессию актрисы. По словам мужа, ее звали, но она сама не шла:
"Ей предлагали роли, очень часто. Но то проституток играть, то в „мыльных сериалах“. Ничего, что бы Наташу заинтересовало. Она ведь серьезная актриса и женщина"
Кстати, Самвел, который был старше Натальи на 21 год, обратил на нее внимание на премьере фильма «Москва слезам не верит». Он стал ухаживать, покорил сердце молодой актрисы. Разница в возрасте не помешала созданию крепкого брака. Муж относился к работе жены спокойно, восхищаясь ее дарованием и способностями.
Гаспаров оказался в кино случайно. Его бросила первая жена, и расстроенный мужчина отправился в Москву, намереваясь с горя потратить там все свои сбережения. Но встретил студентов ВГИКа и известного режиссера Михаила Ромма, который рекомендовал Гаспарову попробовать себя в режиссуре, заметив в нем способность интересно рассказывать истории.
К сожалению, детей у Самвела и Натальи не было. Может причина в возрасте Гаспарова - ведь они поженились, когда ему было 42 (ну это не возраст, конечно, но все же). А может, причиной бесплодия стало падение с лошади и потеря беременности, хотя актриса никогда об этом не рассказывала. Свою материнскую теплоту она направляла на приемную дочь мужа, Нину, а также на многочисленных племянников и их потомков.
Самвел обеспечил жене комфортную жизнь. Дом на Рублёвке, интерьер и сад который создавала сама Наталья, позже сменился большой квартирой в городе, поскольку путь к дому занимал много времени. Еще у них было жилье в Болгарии, на берегу моря, куда они ездили каждый год отдыхать. Уже долгое время Наталья не появляется в интервью и не участвует в новых проектах. О семейной жизни иногда рассказывал сам Самвел.
Они прожили счастливо вместе более сорока лет, вплоть до весны 2020-го. Гаспаров скончался в возрасте 81 года. Долгое время он страдал от гастрита, а пандемия добавила осложнений. Причем пара заразилась COVID-19 одновременно. Если Наталья перенесла инфекцию вполне благополучно, то пожилому Самвелу справиться с болезнью не удалось.
Актриса долгое время плохо себя чувствовала, на звонки не отвечала. потом немного оправилась. Сегодня Наталья продолжает жить в той же квартире в столице вместе с питомцем, собачкой по имени Бой. Она ведет тихий образ жизни, не дает интервью и занимается благотворительностью.
А вам нравится Наталья Вавилова?