Как и обещал в предыдущей статье, хочу заочно поспорить с президентом по поводу его оценки фильма «Баллада о солдате», данной им в ходе разговора с Сокуровым, когда Путин сказал, что это: "фильм о любви к Родине и к маме". Коротко и безапелляционно. Никто из членов СПЧ не возражал, не поправил президента (ещё бы…), а может, все придерживаются того же мнения. В том числе, профессионал, кинорежиссёр Сокуров.
Похоже, президент только это разглядел в том фильме.
Я понимаю, не всем дано разбираться в искусстве во всём его многообразии, ценить его, как разбирался и ценил Сталин. Который не только любил театр - оперу, драматические спектакли (рассказывают, неоднократно смотрел в МХАТе пьесу «Дни Турбиных» Михаила Булгакова), - внимательно следил за новинками отечественного кинематографа, любил и хорошо знал классическую и современную ему литературу.
И если бы только это. Он и сам в юности писал стихи. Причём такие, что
«В 1901 году грузинский общественный деятель Михаил Келенджеридзе составил пособие по теории словесности, где приводились примеры лучшей грузинской литературы - от Руставели до князя Ильи Чавчавадзе. В этот ряд классиков попал и юный Сосо Джугашвили со стихотворением "Старец Ниника".
Спустя шесть лет Келенджеридзе издал "Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности". Там было помещено еще одно стихотворение Джугашвили, уже другое - посвященное поэту Рафаэлу Эристави.
В 1916 году в грузинском учебнике "Родное слово" его составитель Я. Гогебашвили опубликовал стихотворение "Утро", подписанное И. Дж-швили».
Может, и благодаря этому вниманию, и любви к искусству фактического главы государства, в годы правления Сталина в СССР произошёл расцвет отечественной культуры и искусства.
Доказательством этого расцвета и внимания власти к культуре и искусству в стране служит перечень тех, кому были вручены Сталинские премии в тяжёлое военное и первое послевоенное время.
Предлагаемая читателям цитата взята из публикации на канале Захара Прилепина:
«…вспомнил про вручение 1946 года, когда Прокофьев получил в один день сразу 3 премии первой степени, две из них в соавторстве, но не дать было невозможно: все за шедевры мирового уровня, которые не потеряли своей актуальности по сей день.
Индивидуально за восьмую фортепианную сонату: это одна из самых играемых сонат Прокофьева, входит в обязательный репертуар любого состоявшегося пианиста. И за Пятую симфонию, которая входит в основной симфонический репертуар оркестров всего мира.
Далее: за музыку балета «Золушка», каждый день идет в каком-нибудь театре мира. А также за музыку к гениальному фильму Эйзенштейна «Иван Грозный» (1 серия) - шедевр на все времена.
Мне стало интересно, кто еще в тот год получил. Надо сказать, что в тот день было два награждения, 1943-44 и отдельно за 1945 годы.
Итак, только композиторы: Шапорин, Мясковский, Хачатурян (за гениальную Вторую симфонию), Глиэр (за концерт для голоса с оркестром), Свиридов (за трио), Шостакович (II степень, за трио), Новиков (за песни — это автор «Смуглянки» и «Тульской оборонной»), Кабалевский, Блантер («В лесу прифронтовом», «Песня военных корреспондентов»), Хренников (как автор музыки к фильму «В шесть часов вечера после войны»).
Исполнительское искусство: пианисты Гилельс и Игумнов, дирижёры Голованов, Мравинский, Свешников, Александров, как руководитель ансамбля, певицы Давыдова и Максакова.
Режиссеры: Завадский, Хмелев, Образцов (кукольный театр), Роом, Арнштам, Чиаурели, Донской, Эрмлер, Райзман - и это, не считая вышеупомянутых Эйзенштейна и Пырьева. И, кстати, Михоэлс.
Балет: мать-основательница мировой балетной педагогики Ваганова, Сергеев, Лавровский, Захаров.
Проза: Каверин («Два капитана»), Симонов («Дни и ночи»), Фадеев («Молодая гвардия»), Катаев («Сын полка»).
Поэзия: Твардовский («Василий Теркин»), Лозинский (перевод «Божественной комедии»), Антокольский («Сын»), Сурков («Бьется в тесной печурке огонь").
Драматургия: Маршак «Двенадцать месяцев»
Живопись: Пластов, Верейский, Налбандян, Герасимов, Авилов («Поединок на Куликовом поле» из учебников нашего детства).
Скульптура: Мухина, Вучетич.
Архитектура: оформление станций метро, красота которых до сих пор шокирует иностранцев (новые ролики в интернете появляются каждый день). II степень команде Щусева за внутреннее оформление Мавзолея (незабываемое мощное суровое ощущение детства).
Из публикации другого канала:
«Деньги на премии брались из личных гонораров Иосифа Виссарионовича за опубликованные труды. Сталин печатался огромными тиражами (как и труды Ленина). Сталинская премия – это не только деньги, но и почет для ученных и деятелей культуры».
А тут простенькая, поверхностная оценка выдающегося фильма: "фильм о любви к Родине и к маме".
Понятно, что не каждому дано понимать и ценить искусство, тем более самому писать стихи. Зато в спорте человек, столь поверхностно оценивший талантливый и выдающийся фильм, добился заметных, немалых результатов: в юности – в дзюдо, ближе к старости – в хоккее. Тоже не каждому дано.
Поэтому и решил заочно не согласиться с оценкой президента.
Не сомневаюсь, что он смотрел этот фильм. Хотя бы роду своих официальных обязанностей во время работы (службы) в ГДР.
И из увиденного он понял, что фильм только «о любви к Родине и к маме»?
А, на мой взгляд, этот фильм, как никакой другой вместил в себя рассказ о разных сторонах войны, о фронте и о том, что было связано с войной в тылу.
Судите сами.
В начале кинорассказа о судьбе юного русского, советского, солдата Алёши Скворцова мы, зрители, видим фронтовую повседневность: бой – может, слегка сюжетно приукрашенный авторами, – когда главный герой, 19-летний красноармеец-связист из чудом подвернувшегося ему под руку противотанкового ружья подбивает два вражеских танка.
Не знаю, как на такое чудесное везение реагировали ветераны, видевшие фильм.
Но чего только на войне не бывает:
«Дмитрий Романович Овчаренко — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. 13 июля 1941 года в одиночку вступил в бой против 50 гитлеровских солдат и офицеров, с помощью топора и гранат уничтожил 21 из них, включая двух офицеров».
Кстати, звание Героя парню присвоили 9 ноября 1941. Многим ли давали в те дни награды?..
А дальше в фильме – дорога Алёши Скворцова в краткий отпуск домой. Командование собирается представить его к ордену, но Алексей просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с матерью и починить в доме крышу.
И вот, во время этого пути домой девятнадцатилетнего рядового солдата мы узнаём многое о том, чем и как жила страна, чем жили и какими были люди в военные годы. Ещё раз смогли оценить, чего стоила народу, каждой семье, каждому человеку Победа в той войне.
В начале пути, на фронтовой дороге Алёша встречает роту солдат, идущих к фронту. Один из них, узнав, что парень проедет через его город, уговаривает отпускника забежать к жене, к родным, сообщить, что он жив. А солдаты, сослуживцы уговаривают старшину выдать Алёше из их нормы пару кусков мыла, простого хозяйственного мыла, для подарка родным их однополчанина.
В следующем куске фильма авторы рассказывают о том, как война калечила людей, попавших в её жернова, не только физически, но и морально, и как одни сохраняли любовь, верность, а другие предавали своих близких, предавали свою любовь.
В поезде, идущем в сторону тыла вместе с отпускником, из госпиталя едет солдат с ампутированной ногой. Он, большой, красивый, но ставший калекой, боится ехать домой, боится на костылях, без ноги встречи со своей красавицей женой. И уже готов телеграммой сообщить ей, что не приедет, но телеграфистка кричит на него, обвиняет его в подлости, в предательстве жены.
И искалеченный войной солдат решается ехать домой.
Эпизод встречи этих двух людей – один из сильнейших в фильме. Одиноко стоящий на перроне, на костылях одноногий солдат в шинели и прибежавшая к поезду женщина, радующаяся возвращению мужа, пусть и на костылях.
И смущающаяся своих рук, огрубевших от металла, который она обрабатывает на заводе, куда пошла работать. Пытающаяся прижаться к любимому, и от непривычки случайно задевающая его костыль, когда они уходят с перрона.
И сколько таких семей, покалеченных войной, было в те годы. Сколько женщин, несмотря ни на что, любили, ждали своих близких, сохраняя им верность.
А дальше авторы рассказывают о шкурниках, мерзавцах, которые тоже попадались в те годы. И о порядочных, честных людях, не дававших творить зло негодяям.
В товарный вагон воинского состава Алёшу посадил часовой за банку тушёнки, предварительно рассказав Алексею, какой «зверь» его командир, лейтенант, начальник эшелона.
На одной из остановок в вагон забирается девушка Шура. Неожиданно увидев Алёшу, она чуть было не прыгает с движущегося поезда. Даже свои вещи успевает выбросить в открытые двери вагона. Шура торопливо рассказывает, что едет в госпиталь к своему жениху-раненному лётчику.
Обнаружив её, часовой, издевательски намекая на некие отношения между «пассажирами», требует от Алёши ещё две банки тушёнки.
Но тут появляется тот «злой» лейтенант, который, разобравшись в ситуации, требует вернуть тушёнку Скворцову, позволяет ему с Шурой остаться в вагоне, а часовому объявляет очередное взыскание.
Зло наказано, добро торжествует.
В нынешние времена тип, подобный часовому, несомненно, преуспевал бы.
На одной из остановок Алёша выходит за водой и случайно отстаёт от поезда.
До следующей станции он добирается на попутной машине с пожилой женщиной-шофёром.
Вновь авторы, хоть и в небольшом эпизоде, рассказывают о том, каких сил, напряжения от всего народа потребовала Победа над врагом, завоевавшим пол-Европы.
Невозможно представить, чтобы где-нибудь во Франции или Голландии, женщины того же возраста, что и та немолодая шофёр, шли на заводы, садились за баранку и, не досыпая, не доедая, в холод и в жару по много часов работали ради общей Победы.
Алёша не успевает на свой поезд.
На станции он снова встречает Шуру, которая решила дожидаться его и сошла с поезда.
Они отправляются к жене того случайно встреченного солдата, чтобы передать ей подарок от мужа.
Но по указанному солдатом адресу дом разбомбили. А жена солдата теперь, оказывается, живёт с другим мужчиной.
Авторы фильма показывают ещё одну сторону войны: предательство, женскую измену.
Изменившая мужу женщина и сама понимает, что поступила подло по отношению к своему мужу, воющему на фронте. Она смущена приходом двух молодых людей.
Судя по обстановке в её новом доме, её на это толкнула не любовь к новому человеку, а бытовые «плюшки» от мужика, неплохо устроившегося в тылу. Поэтому-то её оставляет равнодушным подарок мужа – какое-то мыло.
Испытывают потрясение от узнанного и Алёша с Шурой.
Они уходят, но Алексей ещё на лестнице подъезда передумывает, возвращается и забирает подарочное мыло, зло бросая его в свой вещмешок.
Отец обманутого женой солдата временно размещён вместе с пострадавшими соседями в школьном спортзале. Алёша с Шурой идут туда, передают ему мыло, вызвав бурную радость у оставшихся бездомными людей.
Алексей рассказывает престарелому, больному отцу о смелости и доблести его сына, обещает передать ему привет. Отец же просит Алексея не говорить сыну правду о его жене…
Солдатский отпуск стремительно и неотвратимо подходит к концу. Пути Алёши и Шуры, в которых пробуждается их первая, чистая, юношеская любовь, расходятся.
На прощание девушка признаётся, что у неё никого нет, что она едет к тёте и что выдумала про жениха-лётчика. Толком, не попрощавшись, не обменявшись адресами, Алёша догоняет тронувшийся поезд.
В пути он вспоминает Шуру, сожалеет о том, что не признался девушке в любви.
В поезде попутчиками у Скворцова – беженцы с Украины, едущие в эвакуацию на Урал.
Ночью поезд внезапно останавливается у разрушенного моста и подвергается налёту фашистских бомбардировщиков. Алёша спасает от гибели нескольких пассажиров с детьми, но немало их, в том числе ровесница парня, охотно разговаривавшая с ним, рассказывавшая ему по-украински об их мытарствах, были похоронены у того моста, разделившего людей на живых и мёртвых.
И вновь авторы поведали зрителям ещё об одной стороне жизни в тылу во время войны. Поведали об эвакуации, которая коснулась миллионов людей, живших в западных районах страны.
Единственное замечание к авторам фильма: на дворе лето 1943 года, судя по погонам у военных, а беженцы только эвакуируются с Украины на Урал. Но, как уже упоминалось, на войне бывало всякое.
Может быть, эта небольшая натяжка как раз и связана с желанием авторов показать войну с разных сторон.
И, наконец, после всех перипетий, Алёша приезжает в родную деревню на попутном армейском грузовике. В деревне пусто, мамы дома нет, все работают.
Наспех встретив работавших на полях соседей и среди них свою мать, не успев и поговорить толком, он уезжает на фронт, пообещав ей вернуться с войны.
В последних кадрах фильма на фоне одинокой фигуры матери, ждущей на дороге сына, голос за кадром говорит:
«Вот и всё, что мы хотели рассказать о нашем друге Алёше Скворцове. Он мог бы стать замечательным гражданином, он мог бы строить или украшать землю садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом!».
А нам: «фильм о любви к Родине и к маме».
Бесспорно главный герой, Алёша Скворцов, любил свою Родину, хотя в фильме она ни разу не упоминается. Он жизнь за неё отдал.
Несомненно, он нежно и трепетно любил мать, к которой добирался на протяжении всего фильма, помогая по дороге другим. А при встрече обращался к ней только на «Вы» и называл только «мамой».
Но фильм этот – о цене нашей Победы, о величии и воле народа, отдававшего фронту своих сыновей и мужей, с огромным напряжением работавшего в тылу для её достижения.
О верности своему долгу, преданности своим любимым и о случаях предательства, измены им.
О чести и подлости, шкурничестве.
О первой, чистой и светлой юношеской любви.
О памяти тех, кто спас нашу Родину и весь мир от гибели.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – желательны.