Найти в Дзене

Как в Воронеже реставрируют книги

Сотрудники центра Никитинской библиотеки рассказали о секретах своей работы и показали уникальное оборудование

Региональный центр консервации и реставрации библиотечных фондов Воронежской области находится в библиотеке им. Никитина. Он открылся в 2023 году. В центре кипит работа: там действуют две мастерские и собственная химическая лаборатория.


– Мы открылись по проекту Российской государственной библиотеки, – рассказала заведующая центром Ольга Александровна Железнякова. – Дело в том, что в 2020-м году она организовала мониторинг, и выяснилось, что 25% редких ценных документов, которые хранятся в библиотеках разных регионов, нуждаются в срочной реставрации. И, если в ближайшее время с ними ничего не сделать, утрата будет невосполнимой. Ведь это около трёх или трёх с половиной миллионов документов.

Поэтому Российская государственная библиотека, при финансовой поддержке Министерства культуры, реализует проект по открытию таких центров в регионах. Сейчас их уже десять, а в этом году ещё должны открыться центры в Курске, Екатеринбурге и Иркутске.


Чем может заболеть книга и как её вылечить
В лаборатории на столе стоит новенький микроскоп – с его помощью определяют структуру бумаги. Есть и чашки Петри – маленькие плоские сосуды с прозрачными крышками. Если специалист подозревает, что книга заражена плесенью, то с листов снимают пробу и выращивают микроорганизмы в чашке Петри, используя раствор. «Заболевшую» книгу обрабатывают биоцидом. Если же в чашке ничего не вырастает, это значит, что книга «здорова». Такую книгу достаточно лишь очистить от пыли. Делать это необходимо, потому что пыль вредна не только для человека, но и для книг: её твёрдые частицы повреждают бумагу, а мягкие, из-за своей способности впитывать влагу, создают условия для размножения микроорганизмов.

-3


Чистят книги с помощью специальной обеспыливающей машины – она находится в соседнем помещении. Внутри прозрачного ящика – мягкие вращающиеся щётки-валики, похожие на те, которые используются на автомойках, только намного меньше. Книга едет между ними по движущейся ленте и автоматически поворачивается, чтобы щётки очистили её со всех сторон. Если книга очень старая и хрупкая, то специалист чистит каждый лист вручную кисточкой. Для этого в лаборатории есть массивный вытяжной шкаф. Чтобы пыль не разлеталась по помещению, а сразу попадала в вентиляцию, книгу чистят в рабочем боксе этого шкафа.

-4

Тот самый шкаф
Этим занимается специалист по превентивной консервации. Так называют меры по замедлению старения книг – создание особых условий для их хранения.

-5

– Все наши издания должны храниться в соответствии с ГОСТом, при температуре +17 градусов, плюс-минус два градуса. Если условия не соответствуют, то велика вероятность, что книги будут быстрее разрушаться. Например, при повышенной влажности книга, скорее всего, будет заражена плесенью. А при повышенной температуре или нарушении светового режима бумага пожелтеет, – объяснила Ольга Александровна.

– Специалист по превентивной консервации проверяет режим хранения в библиотеке: температурно-влажностный, санитарно-гигиенический, световой. У нас есть логеры – это такие приборы, которыми измеряют показатели температуры и влажности в хранилище. Внутри логера – карта памяти. Мы автоматически задаём период измерений (например, каждые десять минут или каждый час), расставляем логеры в хранилище и в итоге видим, как меняется температурно-влажностный режим. Если на улице влажно, то показания снимаются чаще. Если условия в помещении приближены к ГОСТовским, достаточно снимать показания один-два раза в день.

Для чего замораживать книги?
– Здесь у нас морозильный ларь, – показывает Ольга Александровна. – Посетители всегда ему удивляются и говорят: наверно, тут сотрудники хранят мороженое и пельмени! На самом деле в ларе замораживают книги, пострадавшие при авариях, а точнее – при залитии водой. Если повреждён большой массив документов и мы не можем обработать их все сразу, то каждая книга оборачивается в плёнку и помещается в морозильный ларь. Потом, конечно, их потребуется досушивать, но лишнюю влагу он убирает. Так что если дома вы сильно залили водой книгу, а времени на просушку нет, то можно завернуть её в пакет и положить в морозилку. Потом, когда будет время, нужно вынуть её и проложить бумагой, чтобы она вытянула влагу.

-6


За всё время существования центра пользоваться морозильным ларём, к счастью, не приходилось. Рядом с ларём – сушильный шкаф.– Некоторые коллеги пользуются им для того, чтобы «старить» бумагу. Её помещают туда, и там она из-за повышенной температуры желтеет. Иногда «состаренную» бумагу используют при реставрации, чтобы сохранить аутентичный вид книги, но мы стараемся так не делать. Ведь неизвестно, с какой скоростью будет разрушаться такая бумага. Если это произойдёт быстро, то сама реставрация потеряет смысл. «Состаривание» бумаги лучше использовать, когда мы создаём новодел и стилизуем его под старину.


Можно ли мыть бумагу?
– В лаборатории определяют кислотность бумаги, – продолжила заведующая центром. – Например, газетная бумага – низкого качества, в ней много древесной массы, и она будет кислой. Со временем кислотность повышается. Кислая бумага становится хрупкой и может разрушиться, поэтому её нужно особым способом промывать в воде. Это делают в реставрационной мастерской.Промытую бумагу сушат и выравнивают с помощью пресса, а после этого она попадает на стол к реставраторам. На реставрационном столе есть специальный экран-подсветка, позволяющий увидеть мелкие разрывы и трещины.

-7

– Есть книги, с которыми приходится возиться неделю, а на другие уходит всего один день. Смотря какие произошли разрушения, – поясняет одна из сотрудников реставрационной мастерской, переплетающая старинное нотное издание. – Каждая тетрадь книги восстанавливается отдельно.
Потом все они собираются, сшиваются в книжный блок – книга собирается заново, делаются переплётные крышки и обложка.

– Вся листовая реставрация проводится на влажной бумаге. Промыли, просушили, отпрессовали – и снова намочили специальным пульверизатором, – добавляет другая сотрудница. – Клей для реставрации обязательно должен быть обратимым. Чтобы можно было, если что, намочить документ и растворить клей без вреда. Например, силикатный клей – необратимый, а мучной и мездровый – обратимые. Мы варим клей сами, как это делали и в XIX веке, но добавляем нипагин: он подавляет рост бактерий.

– А вот – блендер, чтобы делать бумажный смузи, – показывает Ольга Александровна. – С помощью такой бумажной массы заполняются утраты в документе. В мастерской реставрируют документы разных лет – и середины XIX века, и советской эпохи. Нередко здесь оказываются даже современные издания.

Старинный утюг и кирпичи с ручками
Иногда в реставрации используются подручные материалы – например, строительную или москитную сетку. Между двумя сетками кладут документ, если он сильно повреждён, и промывают в специальной ванне.

-9


В переплётной мастерской стоят промышленные и самодельные тиски, резаки, новые механические прессы. А вот пресс-папье – утяжелители, которые кладут поверх стопок бумаги, – сделаны из обычной тротуарной плитки. Издалека такой утяжелитель похож на кирпич с прикреплённой к нему дверной ручкой-скобой. По словам сотрудников, в качестве пресс-папье удобно использовать и старинные чугунные утюги: у переплётчиков они на вес золота.

-10


– Пока я не начала работать здесь, не задумывалась, сколько существует видов войлока: и юртовый, и шинельный... Мы используем рояльный войлок, потому что у него плотная структура, – рассказала Ольга Александровна. – Делаем такой бутерброд: доска, войлок, лист бумаги, войлок, доска – и под пресс. Войлок оттягивает на себя влагу и не оставляет отпечатков на бумаге.Почти все материалы для переплётов – коленкор, бумвинил, флизелин, мраморная бумага – российского производства.

Книги-памятники
Рядом, в помещении фазовой консервации, делают контейнеры для книг, изданных до 1830 года. Эти книги считаются памятниками и требуют особенно бережного отношения. Контейнер внешне похож на подарочную коробочку, но сделан из специального бескислотного картона. На ощупь листы такого картона напоминают листья мать-и-мачехи: одна сторона – почти тёплая, другая – холоднее. Внутри контейнеров сохраняется нужный уровень влажности, они защищают книгу от внешних воздействий, поэтому их называют микроклиматическими. Чтобы их вырезать, используется специальное устройство – большой планшетный плоттер с настраиваемыми параметрами, в зависимости от формата книги.

-11

Здесь есть и аппарат, позволяющий аккуратно и крепко спаять прозрачную плёнку с помощью ультразвука. Это специальная инертная плёнка, в которую помещаются отдельные листы – например, «Авторское свидетельство на изобретение» 1935 года (в нём описана новая разновидность водо- и жиронепроницаемой бумаги).

-12


Для того, чтобы восстанавливать книги, нужно получить образование художника-реставратора. Но среди сотрудников центра есть и филологи, и менеджеры, и геологи – все они окончили специальные курсы и стали профессионалами своего дела. Ольга Александровна с гордостью показывает их награды.

Посетить центр консервации и реставрации можно по Пушкинской карте, также возможно групповое посещение по предварительной договорённости с центром (тел. 255-35-41).