От автора крутого психологического триллера "Аут" роман совсем иного плана - мифологическое фэнтези, в основу которого легла легенда о первом мужчине и первой женщине среди синтоистских богов. До них японские первые боги были существами не антропоморфными, то бишь внешних проявлений себя не имеющими.
Есть в японской мифологии сюжет о начале всего, где супруги-боги Идзанаги и Идзанами творят мир и других богов. Точнее творят они с помощью копья Аменонухоко Японские острова. А богов рожают, как обычные мужчина и женщина - акт наслаждения и муки родов. Это были одни из самых первых богов, имеющих материальное воплощение в виде прекрасных мужчины и женщины. Боги, олицетворяющие любовь и сам акт творения. Боги, ставшие супругами, пройдя обряд свадебной церемонии дважды, так как первый оказался неудачным, ибо был нарушен порядок - первой заговорила Идзанами, а это всегда должен делать мужчина. Они жили долго и счастливо, породив много богов стихий. Пока не случилось страшное - при рождении бога огня Кагуцути Идзанами получила ожоги, не совместимые с жизнью. Тут, видимо, символизировалась сама женская доля, как дальше в мифе и то, что женщине от века в век приписывалось не только в Японии. Идзанами отправилась в Ёми-но куни, японский потусторонний мир, куда отправляются души тех, кто не простил, кто бесконечно о чем-то сожалел, а теперь будет сожалеть действительно бесконечно. Идзанаги в ярости и горе покрушив всё мечом и создав из гнева своего ещё несколько богов, отправился в итоге за любимой женой. Но опоздал. Да ещё и нарушил запрет супруги смотреть на неё, увидев возлюбленную в виде жутко непрезентабельном - её тело уже разлагалось и поедалось червями. Долго ждала Идзанами, а не дождавшись благоверного вкусила таки яств Ёми-но куни и тем самым потеряла возможность остаться прежней и вернуться в мир живых. Поздно пришёл Идзанаги.
Далее гнев разочарованной и разозленной женщины, бегство Идзанаги, камень, разделяющий с времен той ссоры мир мертвых и живых, а также клятвы: Идзанами пообещала уничтожать по 1000 людей каждый день, на что бывший супруг её поклялся рожать по 1500 детей тоже ежедневно.
И вот в чем загвоздка... Её отметила автор "Хроник богини" - а где же справедливость? Почему женщине вся темная сторона, а мужчине вся светлая? И очень занятно, что Идзанаги ухитрился родить сам, да не кого-нибудь, а саму Аматэрасу, прекрасную богиню солнца. А с ней ещё и богов Луны и бури. Правда, в процессе очищения от скверны, полученной при встрече с Идзанами. В общем, нет тут никакой справедливости. Нацуо Кирино решила на эту тему порассуждать, написав историю богов-супругов в виде новой легенды с продолжением, где рассказала свою версию того, как бы жили все те долгие тысячелетия разделенные разными мирами божественные супруги и чем бы кончили. Сама легенда не изменена, но акценты расставлены, так как у неё это не просто рассказ о богах-творцах и том, что случилось, а притча со смыслом - как случилось и почему. И почему пострадала одна Идзанаги, превратившись из богини Творения в богиню Смерти.
Да, тут женская обида сильна. Очень сильна. Эта тема основная, для раскрытия её автор вводит ещё одну сюжетную линию - судьбу девушки по имени Намима, которой не повезло родится на маленьком юго-восточном острове, очень далеком и мало кому известном. Острове, ставшим первой землей, куда по преданию впервые ступили боги, сотворив острова. Острове настолько ничтожном по размеру, что люди живут там в постоянном голоде. Но именно люди этого острова изменили всё - даже положение дел в паре Идзанами и Идзанаги.
Намима - будто не дитя острова, она не желает примириться с уготованной ей участью. Ей судьбой было предназначено стать мико тьмы, тогда как её старшая сестра, прекрасная Камику, стала жрицей света. Было бы интересно разобрать историю Намимы подробнее, но без спойлеров это сделать невозможно. Скажу только, что это тоже, как и в случае Идзанами, история, которую смог продолжить только мужчина. И причиной всего стал мужчина, сотворив зло ради выживания своей семьи и любви к первой красавице острова. Вечная моральная дилемма. Этическая "проблема вагонетки".
Судьба Намимы похожа на судьбу Идзанами - её тоже предали. И вот тут интересно, как показаны богиня и человек. Как человек всё равно оставляет себе любовь и умеет прощать, в то время как боги - нет. Человек может жертвовать и выбирать путь, осознавая свои действия, делая выбор. Богу же нет дела до смертных, как Идзанаги сеял семя своё в самых красивых женщин и исчезал. Его дело сделано. А уж как там эта женщина с ребенком будет жить, на что дитя растить, его не касается. Но не в этом ли путь творца - дарить любовь и жизнь, а дальше мы уже должны как-то сами?
Велика женская обида на род мужской. Велика ненависть - порождение предательства. Велика плата за эгоизм. И очень страшен бывает выбор. А судьба частенько любит зло шутить. Но Нацуо Кирино добра к своим героям. Не ко всем, но всё же будущее сложилось так, как хотелось бы той, кого погубили в шаге от исполнения мечты. Но мечта осталась жить и воплотилась в судьбе потомка. И даже Идзанаги прозрел.
Всё прекрасно. Вроде. Но нет. Идзанами автор не щадит, как не щадит никого сама богиня, продолжая убивать по 1000 человек ежедневно, даже узнав, что в мире живых больше не работает клятва её супруга. Не умеющий прощать, не принимающий чужого раскаяния остается у автора в виде неизменном - в вечной тоске и тьме Ёми-но куни.
Некая двойственность здесь проглядывается. Обида вроде справедлива, месть свершилась и мстившая была в праве своём, но сколько было в итоге разрушено. Но не это ли путь к необходимым переменам? Месть и её цена. Обида и прощение. Свет и тьма. Всё очень сложно. Всё слишком переплетено и взаимосвязано. Но:
Почему всего стало по паре? Да просто одного было недостаточно. В какой-то момент стало ясно, что когда две части сливаются воедино, рождается что-то новое; что ценность одного проявляется, когда есть противоположная ценность, и от того, что есть обе ценности, рождается смысл.
Интересная книга. Но очень женский взгляд. Даже третья часть, написанная от лица Идзанаги, всё равно ощущается женской. Но тем не менее это не любовные глупости, а действительно размышление на очень важные темы. Да и, как мне кажется, только женщина могла так написать об обиде. И при этом так сомневаться в том, что она должна длится вечно, а также о цене, о соразмерности нанесенной обиды и расплаты за неё. И этот древний миф тут отлично вписан, лучшей основы для поднимаемых автором тем, наверно, и не найти. Жаль, что местами было очень нудно и встречалось много повторений. Последнее, впрочем, объяснимо, так как и Намиму, и Идзанами вечно гложут одни и те же мысли и чувства. Но в целом впечатления от книги положительные. И подумать было над чем.
Спасибо за внимание!
За книгу огромное спасибо Надежде Арсеновой.)