Добро пожаловать на искрометный Dzen-канал Сети домашних шоурумов "Русский Звук", посвященный аудиотехнике.
Напоминаем Вам о наших сайтах:
На них Вы можете найти информацию об ОТЕЧЕСТВЕННОЙ аудиотехнике и приобрести продукцию российских мастеров!
Сегодня у нас очередная статья с просторов интернета, для ознакомления нашей Дорогой публики.
Отдельно отмечаем, что мнение Сети домашних шоурумов "Русский Звук" может не совпадать с мнением авторов статьи.
Итак, поехали!
Почему цифровой звук детальнее и натуральнее, а также ближе к звуку живых инструментов, нежели аналоговый звук винила?
1. Высокая точность и отсутствие искажений (в идеале)
Бесконечная копируемость без потерь: Цифровая копия WAV или FLAC — это точная бит-в-бит копия оригинала. 1000-я копия будет идентична первой. Аналоговая лента или мастер-диск при каждом копировании теряет качество, добавляет шумы и искажения.
Отсутствие нелинейных искажений: Хорошая цифровая система не добавляет гармонических искажений, интермодуляции, wow- flutter (колебания скорости). Винил же — это царство аналоговых искажений: игла не может физически идеально повторить сложнейшую бороздку, особенно на высоких частотах и громких участках.
Идеальные частотные характеристики: Цифровой звук может иметь абсолютно ровную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) от 0 Гц до 22.05 кГц (для CD). У винила АЧХ сильно зависит от картриджа, тонарма, предусилителя, настройки. Часто высокие частоты подчеркнуты, низкие могут "гулять".
Вывод: Если цель — максимально точно донести до слушателя то, что было записано на мастер-ленту или в цифровом аудиофайле, то современный высококачественный цифровой тракт справляется с этой задачей почти идеально. Винил вносит свою, пусть и приятную, но окраску.
2. Более широкий динамический диапазон
Динамический диапазон CD: ~96 дБ. Этого достаточно, чтобы передать шепот и раскат грома без фонового шума.
Динамический диапазон винила: на практике редко превышает 60-70 дБ на самых тихих местах, и то маскируется шипением. Чтобы длинные иглы не выскакивали из бороздок, низкие частоты записываются в моно, а общая громкость ограничивается. Современные ремастеры для винила часто дополнительно "сплющивают" динамику.
Это значит, что цифровой носитель может точнее передать задуманную звукорежиссером динамику — контраст между тихими и громкими моментами.
3. Детальность на тихих фрагментах
В тихих пассажах на виниле вы всегда слышите фон — шипение самой грампластинки (шум поливинилхлорида), пыль, щелчки. Цифровой звук в формате без сжатия (например, CD) в тишине абсолютно чист. Это позволяет рассмотреть мельчайшие детали акустики помещения, дыхание музыканта, штрихи на струнах — то, что на виниле будет погребено под слоем собственного шума носителя.
4. Субъективное восприятие "как есть"
Возможно, ваши уши и мозг интерпретируют чистоту, детальность и отсутствие посторонних артефактов (шипение, треск) как большую натуральность. Вы слышите музыку, а не музыку + звук носителя. Для вас "натурально" — это чистота оригинала, а не добавленные "теплые" гармонические искажения, которые многие воспринимают как "ламповость" и "жизнь".
А теперь подойдем к вопросу от обратного!
Почему аналоговый звук винила детальнее и натуральнее, а также ближе к звуку живых инструментов, нежели цифровой звук?
1. Природа звука: непрерывная волна против "лестницы"
Аналог (винил): Звуковая волна физически вырезана в бороздке. Игла, двигаясь по ней, воспроизводит непрерывное изменение сигнала. Это максимально близко к тому, как звук распространяется в природе — непрерывной волной.
Цифра: Звук "разрезается" на микроскопические фрагменты (сэмплы) и измеряется по высоте (квантуется). Получается ступенчатая аппроксимация волны. Теоретически (теорема Котельникова), если сэмплирование выполнено правильно, ступеньки сглаживаются и волна восстанавливается. Но для многих критиков сам факт "разрезания" и последующего "склеивания" — это вмешательство в целостность сигнала.
Вывод: Аналоговое представление звука физически аналогично исходной волне, а не ее математической модели. Это создает фундаментальное ощущение непрерывности и естественности.
2. "Теплые" искажения vs. "Жесткие" артефакты
Аналоговые искажения: Это в основном четные гармоники (2-я, 4-я, 6-я). Они являются октавами основного тона и воспринимаются ухом не как ошибка, а как обогащение тембра, придание "теплоты", "плотности", "объема". Именно такие искажения дают ламповые усилители и магнитная лента. Они подсвечивают мелкие детали, делая их более осязаемыми.
Цифровые артефакты: Ошибки в цифре (особенно в эпоху ранних CD и при низкокачественном сэмплировании) — это нечетные гармоники, щелчки, клиппинг и аliasing (ложные частоты). Они звучат резко, неприятно и неестественно для уха, "режут" слух и маскируют настоящие детали.
Даже если современный цифровой звук почти идеален, для многих в его основе лежит "подозрение" на возможную жесткость.
3. Динамика и "воздух"
Аналоговая динамика: На виниле динамический диапазон меньше, но он непрерывный и аналоговый. Переходы между тихим и громким звуком плавные и естественные. Кроме того, на высококачественной аналоговой аппаратуре можно услышать т.н. "микро-динамику" — тончайшие нюансы в атаке инструмента, в вибрато голоса. Эти нюансы иногда теряются при оцифровке из-за квантования.
Цифровая "стена" и сжатие: Ранние цифровые АЦП/ЦАП (аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи) могли создавать эффект "кирпичной стены" на пределе динамики. Главная же беда — коммерческий мастеринг для цифры (Loudness War), где динамику сжимают, чтобы сделать трек громче. Это убивает жизнь и натуральность. Винил физически не позволяет так сжимать звук — игла выскочит из бороздки.
4. Психологическая и тактильная составляющая
Это не просто "эффект плацебо", а важная часть восприятия.
Ритуал: Достать пластинку, очистить ее, поставить иглу — это настраивает на вдумчивое, сфокусированное прослушивание. Мозг переключается в режим "важное событие".
Тактильность: Вы держите в руках физический носитель, на котором механически вырезана звуковая волна. Это создает прямую, почти мистическую связь с музыкой и музыкантами.
Отсутствие "парадокса выбора": Вы не переключаете трек каждые 30 секунд. Вы слушаете альбом как цельное произведение, раскрывая его глубину.
5. Субъективное восприятие "живого" звука
Когда вы слушаете живой инструмент в комнате, вы слышите не только чистый тон. Вы слышите сложный коктейль из:
- Основного тона.
- Обертонов (призвуков).
- Транзиентов — сверхкоротких, но важных всплесков в начале звука (щипок струны, удар по мембране).
- Акустики помещения (отражения, реверберация).
С чисто инженерной точки зрения, качественный цифровой звук (Hi-Res, CD) точнее и с меньшими потерями передает записанный исходный сигнал, чем винил. Он обладает большей детальностью, шире динамический диапазон, отсутствием фонового шума и посторонних артефактов.
Но восприятие "натуральности" и "жизненности" — субъективно. Оно формируется не только техническими параметрами, но и культурным контекстом, психологией, личным опытом и даже физиологией слуха.
Аналоговая цепь, со своими плавными искажениями и непрерывностью, часто лучше передает эту сложную, "грязную" и живую ткань натурального звука. Цифра же, стремясь к чистоте, может ее "проредить" и "отполировать".
Философия двух подходов
- Цифровой звук стремится к точности передачи данных ("что записали, то и воспроизвели"). Его идеал — прозрачное окно в студийный контрольный зал.
- Аналоговый звук (винил) — это точность передачи ощущения. Он добавляет к сигналу ту самую "аналоговую сказку" — комплекс гармоник, плавность, физическую связь с носителем — которая для многих слушателей и является синонимом натуральности, тепла и жизни.
Кто вы?
- Ваше ощущение абсолютно валидно для цифровой парадигмы: если вы цените чистоту, точность и детальность, то цифровой звук будет для вас более натуральной репрезентацией исходной записи. Вы предпочитаете "окно", через которое почти не видно стекла (цифра), а не "окно" со красивым, цветным витражом, который меняет картину снаружи (винил).
- Ваше ощущение абсолютно верно для аналоговой парадигмы. Вы слышите не "меньше деталей", а другие, более естественно поданные детали. Вы слышите не "искажения", а обогащение гармонической палитры, которое мозг интерпретирует как близость к сложному, "неидеальному" звуку живого мира.
Итог
Поэтому в мире аудиофилов есть место и для цифровых перфекционистов, и для аналоговых эстетов. Истина, как всегда, где-то посередине: лучшие системы стремятся взять детальность и точность цифры и добавить к ней плавность и естественность хорошего аналога.
Поэтому спор "цифра vs. аналог" — это не спор о том, кто прав, а о двух разных философиях восприятия музыки. Винил — для тех, кто ценит путешествие с его уникальным ландшафтом; высококачественная цифра — для тех, кто ценит скорость и точность прибытия в пункт назначения.
Список использованной литературы, обязательной к прочтению
- Shannon, C. E. (1948). «A Mathematical Theory of Communication». The Bell System Technical Journal.
- Kotelnikov, V. A. (1933). «О пропускной способности «эфира» и проволоки в электросвязи» (рус.).
- Zwicker, E., & Fastl, H. «Psychoacoustics: Facts and Models».
- Journal of the Audio Engineering Society (JAES), Journal of the Acoustical Society of America (JASA).
- Meyer, E. Brad, and David R. Moran. (2007). «Audibility of a CD-Standard A/D/A Loop Inserted into High-Resolution Audio Playback».
- Stuart, J. Robert. (2015). «Coding for High-Resolution Audio Systems».
- AES. (2015). The New Stereo Soundbook (3rd Edition). — Энциклопедия по стереозвуку.
- Rumsey, F., & McCormick, T. (2014). Sound and Recording: Applications and Theory.
- Huber, D. M., & Runstein, R. E. (2017). Modern Recording Techniques (9th Edition).