Европа не раз предпринимала попытки христианизации пруссов, особенно после принятия Польшей христианства в 966 году. Самой известной попыткой такого рода стала миссия монаха-бенедиктинца, епископа пражского Адальберта. В преддверии 1000 года, с которым в тогдашней Европе многие связывали "второе пришествие Христа" и "страшный суд", Адальберт решил совершить миссионерское путешествие в Пруссию. В 997 году он прибыл в тогда еще кашубский Гданьск, взяв там в попутчики двоих монахов, отправился на лодке в Пруссию и вскоре высадился на берег в районе Самбийского полуострова. В землях пруссов Адальберт провел 10 дней. Сначала пруссы, приняв Адальберта за торговца, встретили его дружелюбно, но, поняв, что он пытается им проповедовать, стали прогонять прочь. Учитывая, что Адальберт прибыл со стороны Польши, являвшейся тогда главным врагом пруссов, нетрудно понять, почему пруссы посоветовали Адальберту убираться туда, откуда пришел. В конце концов, монах забрел в священную рощу пруссов, которые восприняли как богохульство. За свою роковую ошибку Адальберт был заколот копьем. Это произошло в ночь на 23 апреля 997 года рядом с нынешним поселком Береговое (Калининградская обл., неподалеку от г. Приморск). Тело погибшего миссионера выкупил великий князь польский Болеслав I Храбрый.
В нынешнем городе Зеленоградск Калининградской области находится бывшая лютеранская кирха Святого Адальберта (ныне Спасо-Преображенский собор).
В Калининграде находится бывшая Капелла Святого Адальберта (ныне православный храм Архангела Михаила).
Епископ Адальберт совершил величайшую из глупостей: в землю пруссов отправился один, без военной охраны. Более того, он пришел проповедовать во время языческого собрания в одном из святилищ Самбии. Разумеется, местный жрец - Криве - отрубил ему голову прямо на языческом жертвеннике. А народ тут же поднял его тело на копьях, смеясь, что так епископ будет ближе к своему Богу.
Несмотря на неудачу миссии Адальберта, попытки христианизации пруссов не прекратились. В 1008 или 1009 году в Пруссию отправился миссионер-архиепископ Бруно Кверфуртский тоже без оружия и охраны. Как и Адальберт, Бруно был убит пруссами. Это произошло 14 февраля 1009 года на стыке трех стран: Пруссии, Руси и Литвы.
В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против пруссов. Большой вклад в уничтожение пруссов внес знаменитый рыцарь Конрад Мазовецкий, чьи земли граничили с прусскими. Но пруссы не сдавались и отвечали еще более жестким сопротивлением. Так что князь решил избавиться от головной боли и переложить борьбу с язычниками на рыцарей Тевтонского Ордена, уступив им Хелминскую землю в безвозмездное пользование на 20 лет.
Миссионерская активность католиков вызвала ответную языческую реакцию. Пруссы захватывают и сжигают монастыри (в Оливе и Древенице). Но единственными преимуществами пруссов были их многочисленность и любовь к земле предков. Но в борьбе за свободу этого было недостаточно.
Первое столкновение пруссов с Тевтонским орденом - битва при Сиргуне в 1233 г. - завершилось победой крестоносцев. Вскоре (в 1235 г.) к победителям присоединяются польские рыцари из Добжина. В стратегически важных пунктах на побережье Помезании и Натангии крестоносцы закладывают замки Эльбинг (1237) и Бальгу (1239).
Рыцари первый удар нанесли в Вармию - в сердце прусской территории. Они ударили по вармийскому замку Хонеду и стерли его с лица земли. На его месте рыцари возвели свой каменный и неприступный замок - крепость Бальгу (1238 - 1241 гг.). Пруссы организовали осаду и блокаду Бальги, возведя вокруг нее укрепления Скрандокалнс (у современного поселка Знаменка Багратионовского района Калинининградской области), Партегаль (у пос. Московское), городище у поселка Тимирязеве (Петр из Дусбурга, 1997) и пос. Сосновки. Несмотря на применение пруссами осадных сооружений, победа здесь осталась за Орденом. В следующем году сопротивление пруссов вспыхнуло с новой силой. Этому способствовали как успех литовцев в борьбе под Шауляем в 1236 г. (поражение Литовского ордена, несомненно, вдохновило пруссов), так и союзнические действия полоцкого князя Святополка. Практически вся Пруссия к 1243 г. была, за исключением пяти замков, очищена от крестоносцев.
В 1242 г. против тевтонцев восстала вся Пруссия. Восстание длилось 7 лет и закончилось подписанием мирного договора. В обмен на вечный мир пруссы разрешили рыцарям построить замок в вармийском городке Лидсбарке и в Бранево, но мир не продлился и года. Крестоносцы хотели извести язычество под корень. В 1249 г. вспыхнуло новое прусское восстание, а в 1260 - третье. Вождь вармийцев Глаппо даже сумел отбить замок Бранево. Но ему не удалось захватить Бальгу. Осенью того же 1260 года разгорелось Великое прусское восстание, которое продолжалось 14 лет и закончилось полной и безоговорочной победой Тевтонского ордена. Большая часть прусских племен были окончательно сломлены, обескровлены, обезглавлены, этнически уничтожены, обезличены, раздавлены морально и не имели впредь никогда и никакой возможности сопротивляться Ордену. Это пока еще не касалось скальвов, надровов и ятвягов, но спустя несколько лет их ждала та же участь.
После разгрома остатков прусского ополчения в восточной части Самбии Оттокар II по дороге домой в Богемию отправился к устью р. Преголи (прусск. - Прейгара). Как пишет Петр фон Дусбург, король "...прошел до горы, на которой ныне стоит замок Кунигсберг, задумав там с братьями (рыцарями Ордена) воздвигнуть замок для защиты веры" (Петр из Дусбурга, 1997). Так, на месте прусского городища Твангсте по велению Оттокара II, оставившего для этого немалые материальные средства, был заложен Кенигсберг.
Даже во время восстания строительство замков не прекращалось. Тевтонцы возвели замок Бранденбург, рассекавший силы вармийцев и натангов. Он стоял точно посередине между Бальгой и Кенигсбергом.
В 1260 г. Эрмландский епископ Ансельм фон Мейан, посоветовавшись с магистром Тевтонского ордена в Пруссии Хартмундом фон Грюнбахом, принял решение срубить Священный дуб пруссов в Ромовэ, дабы покончить навсегда с идолопоклонническими традициями племен. Но топоры немецких рыцарей ни в какую не брали этот дуб. Его удалось срубить только после прочтения специальной молитвы Ансельмом. Именно это событие впоследствии и легло в основу названия города топоров - Heiligenbeil (в переводе с немецкого "Священный топор") - ныне г. Мамоново.
На месте священного дуба брат-священник Петрус фон Зор по решению братии закладывает монастырь Пресвятой Троицы. Но и тут духи былого святилища не угомонились. Братья-монахи с ужасом жаловались устроителю, что в стенах монастыря поселился сам Люцифер. Из Германии вызвали экзорциста, который отлил 7-сантиметровый крест из самого высокопробного золота. К кресту крепился держатель в виде треугольника. На этом держателе священнослужитель написал какие-то тайные слова и зарыл его вместе с крестом под краеугольным камнем храма. И только после этого "нечистая" сила со своим предводителем покинула это место навсегда. Монастырь был разрушен поляками во время Войны всадников в 1520 году.
С 1708 года эти земли стали принадлежать баронскому роду фон Килитц цу Гросс-Вальдек. Он и демонстрировал руины монастыря, от которого к тому времени оставались только лишь часть стены. Под этой стеной и был найден золотой крест с загадочными надписями на треугольном держателе. Барон передал реликвию в дар городу Альтштадту - одной из трех независимых частей "Тройного" города.
Долгое время находка хранилась в Королевском замке. С основанием в 1844 году Общества по изучению древностей "PRUSSIA" надписи пытались расшифровать, но тщетно. Крест с держателем бесследно исчез после Второй мировой войны вместе с другими музейными ценностями.
Стихийно происходило крушение прусской корнфедерации. Отдельные земли пруссов находились под руководством своих военных вождей. Фактически единым военным и гражданским властителем был талантливый полководец Геркус Манто. Отдельные победы пруссы продолжали одерживать. Например, в битве при Сиргуне в 1271 г. Однако такие сражения были лишь результатом отдельных и неожиданных для Ордена набегов народных ополчений на далекие расстояния. В 1273 г. после разгрома своего войска Геркус Манто был настигнут крестоносцами и казнен. Повешенный, он был пронзен мечом. Как считает литовский историк Ромас Батура, прусский герой погиб на берегу р. Ауксине (ныне - р. Голубая), у центрального святилища пруссов в Надравии - у Ромовэ.
Пытаясь взять Бранденбург, вождь вармийцев Глаппо попал в плен и в 1273 году был повешен. Оставшись без руководителя, восставшие постепенно сдавали позиции и через год прекратили сопротивление. Другие прусские земли продолжали сопротивление до 1283 года после занятия крестоносцами Ятвягии и выхода их к литовской границе, пролегавшей по р. Неман.
Двадцать лет, на которые Хелминская земля была отдана в управление тевтонцами, давно закончились, но тевтонские рыцари не собирались возвращать полякам их земли. Напротив, они захватили польские территории, лежащие южнее земель пруссов. И в Вармии, и в других землях пруссов начиналась поголовная христианизация и ассимиляция населения: на западе - с германцами, на востоке - с поляками. Через несколько веков о прусском языке напоминали только старые названия городов и сел.
Однако, в борьбе пруссов есть позитивные моменты. Их сопротивление заметно ослабило скорость продвижения Ордена на восток, дав возможность создать единственное в истории средневековой Европы языческое государство - Литовское княжество (источник: Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. - М.: "Индрик", 2003).
К концу XVII - XVIII в. прусский язык исчез. А Пруссия стала прочно ассоциироваться с Германией (источник: Хранители сердца Пруссии // Загадки истории, № 47, 2016).
Таким образом, в XIII в. под предлогом христианизации пруссов их земли завоевал Тевтонский Орден. Первые отряды рыцарей появились в Пруссии в 1230 году - уже после того, как Папа Римский в 1218 году издал буллу, приравнивающую крестовый поход в Пруссию к крестовым походам в Палестину.
Начался процесс заселения прусских земель немецкими колонистами, которые селились около основанных рыцарями замков. Эти замки и возникшие под их защитой города послужили главными опорными пунктами германизации коренного населения. вокруг замков растут города, в которые съезжаются переселенцы. Начало городу Торн как раз дал замок, самым первым построенным тевтонцами. По мере продвижения на север крестоносцы закреплялись все прочнее. К 1238 году относится первое упоминание замка Бальга, а к 1255 году и Кенигсберг. Основной причиной успеха тевтонских рыцарей стала раздробленность прусских племен.
Основой причиной успеха тевтонских рыцарей стала раздробленность прусских племен. Воевавшие на стороне тевтонских рыцарей пруссы крестились, а их примеру следовали пользовавшиеся меньшим авторитетом в своих общинах люди.
Племенная знать на язык завоевателей перешла примерно к исходу XIV века, но сельское население еще долго оставалось этнически прусским (за исключением северных и южных областей будущей Восточной Пруссии). В результате смешения населения на территории Восточной Пруссии шел активный процесс этногенеза. Так возникла новая этническая группа - немцы-пруссаки.
Временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709 - 1711 годы, когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей прусского языка. Однако, нельзя забывать, что часть населения Пруссии переселялась на территории Великого Княжества Литовского. Сегодня эти земли входят в состав современной Белоруссии. Другая часть пруссов смешалась с литовским этносом (источник: Жаворонков А. Древние пруссы - расцвет и падение // proza.ru).