Керамические, фарфоровые, металлические и не только – в музее Калтанского городского округа в Кемеровской области выставили более 700 фигурок лошадей. Все скакуны лишь часть огромной коллекции Тимофея Федотова из Новокузнецка. Он посвятил себя коллекционированию лошадей в самых разных исполнениях, и сегодня его собрание насчитывает более 1600 экземпляров, каждый из которых несет в себе уникальную историю и значение. Для сибиряка это не просто увлечение, а способ сохранить и передать культурное наследие, вдохновить людей и напомнить о важности сохранения ремесел, которые почти исчезли.
Тимофей Сергеевич увлекся коллекционированием лошадей в 2002 году – по восточному календарю это был год Лошади, когда на прилавках магазинов можно было встретить много сувениров этого символа года. Но первая статуэтка лошади, сделанная из мрамора, попала к нему в руки не из магазина, а от бабушки. Спустя несколько лет история повторилась: он получил в подарок металлический подсвечник, выполненный в форме этого грациозного животного. Тогда у него возникла идея собрать по одной лошадке из разных материалов. С тех пор сибиряк не смог остановиться, и на сегодняшний день его коллекция насчитывает 1648 экземпляров.
Что примечательно, в коллекции практически нет подарков. Он разыскивал мастеров, которые могли бы выполнить из того или иного материала фигуру лошади.
«Когда у меня собралось более ста статуэток, я решил их систематизировать. Записывал, откуда они взялись, кто их изготовил, из каких материалов и с какой целью. Это положило начало не просто коллекции, а настоящему исследованию. Я собирал не только предметы, но и сведения об их истории. Информацию о них я находил в интернет-каталогах. Некоторый материал собирал из журналов, в том числе где публиковались статьи о произведениях искусства и их авторах», – рассказывает Тимофей Федотов.
Копилки, визитницы, подсвечники и даже зажигалки – многие предметы носят утилитарный характер, но все же большинство этих лошадок сделаны для забавы. Каждый из скакунов – со своей историей. Среди представленных экспонатов можно найти лошадь, собранную из бывших в употреблении подков, головоломку в форме лошади и магниты для холодильника. Однако эти предметы отражают современные тенденции. Особую ценность представляет советский фарфор, который становится все более редким и претендует на статус антиквариата.
Отдельная серия этой коллекции посвящена скакунам Кузбасса. В ней собраны самые разные лошадки от веселых и комичных до грациозных, выполненных из дерева, шерсти, стекла и даже проволоки. Нашлось место и карболитовым шахматам – одни изготовлены на одном из заводов Кемеровской области, другие схожи с сибирскими, но попали в коллекцию сибиряка из Орехова-Зуева. Как говорит коллекционер, они очень похожи, лишь с небольшими отличиями. Некогда здесь поселился и «Конь в пальто». Его Тимофей Сергеевич приобрел у кузбасского мастера Аркадия Варганова. Впрочем, забавных скакунов в человеческой одежде наберется целый табун. Ровно столько же и лошадей –музыкантов и героев из сказок.
При выборе фигурок для своей коллекции Тимофей Сергеевич придерживается строгих критериев. Он тщательно отбирает экспонаты, чтобы его коллекция была не просто собранием предметов, а настоящей историей, которая рассказывает о жизни, искусстве и культуре. Лошадь должна быть изображена как лошадь, а не как пегас, единорог или зебра. В экспозиции может быть только одна лошадь, за исключением троицы: конь, кобыла и жеребенок. Картины, тарелки, ложки, колокольчики, елочные игрушки и подсвечники должны содержать изображение лошади в полный рост или только ее голову. Лошадь-музыкант может быть изображена с любым музыкальным инструментом, а елочные игрушки должны быть только в виде этого животного, без наездника. Подкова может изображать одну лошадь в полный рост или голову, а подсвечник — двух лошадей. Наездники на фигурках обязательно должны быть верхом на лошади и не могут стоять рядом.
Впервые свою коллекцию лошадей Тимофей продемонстрировал в январе 2014 года в Центре культуры и творчества в Новокузнецке. Выставка прошла с большим успехом. С того времени лошадки Тимофея Федотова путешествуют по городам Кемеровской области и радуют зрителей своей грацией и красотой. В экспозиции обычно представлены фарфоровые, глиняные кони, чердачные куклы, вырезанные из дерева и слоновой кости. Своеобразным символом коллекционного табуна является конь, собранный из четырех подков, которые когда-то «носила» лошадь.
В начале декабря выставочный зал «Музей» Калтанского городского округа открыл выставку, посвященную наступающему году Лошади по восточному календарю. В ней представлено больше 700 фигурок лошадей, выполненных в разных техниках из самого различного материала. Здесь можно также увидеть подковы, подсвечники, посуду, чеканку с силуэтами лошадей. В канун Нового года представлены елочные украшения в форме коней.
Как говорит Тимофей Сергеевич, даже часть его коллекции вызывает большое удивление у кузбассовцев – в одном месте собрано столь много лошадей. «Выставки вызывают особый интерес, так как здесь представлено множество работ, объединенных одной темой. Многие, особенно те, кто жил в советское время, вспоминают фигурки, популярные тогда. Молодежь не так увлечена этим, но люди среднего возраста хорошо помнят, как дорого стоили эти изделия. Каждая фарфоровая статуэтка была символом статуса, и ее наличие в доме свидетельствовало о хорошем вкусе и достатке», – говорит коллекционер.
Любопытно, что увлечение Тимофея Федотова далеко от его профессии. Сам сибиряк работает в строительной сфере и, казалось бы, не имеет непосредственного отношения к искусству. Но интерес к истории каждого экземпляра в его коллекции побуждает его к поиску новых и даже случайным образом притягивает новые находки. «Когда я работал на заводе по производству эмалированной посуды на Кузнецком металлургическом комбинате в Новокузнецке, мы занимались масштабной реконструкцией производственных помещений. В процессе демонтажа старых полов я наткнулся на удивительную находку — старую подкову, покрытую толстым слоем пыли и грязи. Она лежала глубоко под бетонным покрытием, и ее присутствие там стало неожиданностью для всех нас. Оказалось, что в довоенное время на территории завода активно использовались гужевые повозки, запряженные лошадьми. Они служили основным средством транспортировки для перевозки материалов, сырья и продуктов питания между цехами и складами. Подкова пролежала под землей много десятилетий, прежде чем ее обнаружил я. Находка заставила задуматься о том, как много интересного и важного может скрываться в самых неожиданных местах», – рассказывает Тимофей Сергеевич.
Для новокузнецкого коллекционера каждая фигурка – это не просто предмет из керамики, металла или дерева. Это воплощение чьих-то жизненных событий, чувств и переживаний. Он убежден, что каждая работа мастера уникальна, так как она создавалась с определенными мыслями и эмоциями. «И в этом есть уникальность каждой работы, ведь она не похожа на другие и несет в себе частичку души мастера, его чувства, переживания от пережитого им жизненного события, который решил запечатлеть в данной работе и передать потомкам свои чувства и сопереживания, – уверен сибиряк. – И поэтому коллекция – это мысли и чувства мастеров, собранные и представленные для обозрения в нужном месте и в нужное время».
Коллекционер стремится сохранить историю ремесел, которые когда-то были широко распространены, но сейчас почти забыты. Он изучает биографию авторов, историю заводов и мастерских, а также техники, которые использовались для создания фигурок.
Это позволяет ему не только собрать уникальную коллекцию, но и сохранить важные элементы культурного наследия. Одним из результатов этой работы стала книга «Образ коня в народных ремеслах Кузбасса», которая посвящена коллекции Тимофея Федотова. Она стала ценным источником информации для искусствоведов, музейных работников – этнографов, историков и всех, кто интересуется народным искусством Кузбасса. Она позволила по-новому взглянуть на знакомые предметы, открыть для себя удивительный мир кузбасской культуры, в котором конь занимает почетное место.
В планах у собирателя – умножать свой табун. «После многих лет коллекционирования я пришел к выводу, что моя главная задача – это сохранение истории ремесел, которые были потеряны и забыты всеми», – говорит Тимофей Сергеевич. А значит, сибиряки смогут увидеть в музеях новые экспонаты – не просто предметы декоративно-прикладного искусства, а живые свидетельства мгновений жизненных событий, застывшие в форме лошади.
Фотографии из фотоархива Тимофея Федотова и музея Калтанского городского округа