Найти в Дзене
Бельские просторы

Завтрак Васнецова

В пять часов утра, как всегда, пробило подъём. Завтрак – главная трапеза дня. Завтрак должен быть плотным, но лёгким. Существует ГОСТ завтрака в лагерях, в детских садах, а что есть человеку уже или ещё свободному от расписания и воспитания? Ещё за неимением лучшего завтрак можно отложить на завтра. На то он и завтрак, что можно с вечера о нём не думать, а можно наоборот думать и лелеять эту мысль, ворочая во рту остатки ужина, высасывая все соки из кусочка колбаски. Завтра точно будет лучше, завтрак точно будет, а дальше как-нибудь что-нибудь. Таким настроением сосредоточенного обдумывания пронизана картина Васнецова. На полотне изображён юноша, хотя однозначно его возраст не описать. Перед ним чистая – во избежание слова «пустая» – тарелка, бутылка из-под чего-то молочного и кусок хлеба. Взгляд юноши направлен вниз, выражение лица задумчивое и серьёзное. Он кажется погружённым в свои мысли, далёким от мирских забот. Его фигура занимает центральное место в композиции, однако всё равн

В пять часов утра, как всегда, пробило подъём. Завтрак – главная трапеза дня. Завтрак должен быть плотным, но лёгким. Существует ГОСТ завтрака в лагерях, в детских садах, а что есть человеку уже или ещё свободному от расписания и воспитания? Ещё за неимением лучшего завтрак можно отложить на завтра. На то он и завтрак, что можно с вечера о нём не думать, а можно наоборот думать и лелеять эту мысль, ворочая во рту остатки ужина, высасывая все соки из кусочка колбаски. Завтра точно будет лучше, завтрак точно будет, а дальше как-нибудь что-нибудь.

Таким настроением сосредоточенного обдумывания пронизана картина Васнецова. На полотне изображён юноша, хотя однозначно его возраст не описать. Перед ним чистая – во избежание слова «пустая» – тарелка, бутылка из-под чего-то молочного и кусок хлеба.

Взгляд юноши направлен вниз, выражение лица задумчивое и серьёзное. Он кажется погружённым в свои мысли, далёким от мирских забот. Его фигура занимает центральное место в композиции, однако всё равно всё наше внимание нет-нет да и соскальзывает на чистую тарелку. Тут мне внезапно пришла в голову мысль провести параллель с «Витязем на распутье», знаменитой картиной другого Васнецова. Герой завтрака тоже словно на распутье, только не перед камнем на стыке дорог, а перед белеющей тарелкой и целым кусочищем хлеба. Может, он думает: «Сейчас или на потом?» Может, он думает: «Себя иль коня?» – коня вообще нет, но есть пара сапог, они неплохие, их жалко менять.

И он повторит: «Потеряю себя. Смогу ли я выдержать этот урок?»

Тёмные, приглушённые тона доминируют, создавая ощущение сдержанности и, возможно, некоторой мрачности. В нём отсутствуют какие-либо признаки роскоши или излишеств, что подчёркивает скромность обстановки и простоту жизни. Солженицын писал один день Ивана Денисыча, а я хочу почитать один день жизни героя завтрака.

Окружающая обстановка не даёт никакой конкретики и при этом остаётся сугубо реалистичной. Художник старательно вырисовывает деревянные венские стулья (дизайн номер четыре), чтобы их точно-точно узнали. Однако стулья такие в каждом советском углу, и мы снова не можем однозначно сказать, находится ли герой у себя дома. Да и кто у себя дома расстилает чёрную скатерть?!..

В целом картина передаёт атмосферу суровой простоты и концентрации на главном. Она отражает реалистичный взгляд на жизнь и подчёркивает важность обычных моментов, таких как завтрак. Завтрашний день неизбежно наступает. С рассветом надо двигаться в путь. Вечером остаётся лишь только дожидаться утра и желательно даже на время уснуть.

Пройдёт день. Ничем не омрачённый, почти счастливый.

Дороги ложатся под ноги ковром,

И в кожу врезается солнечный дым

когда он вернётся в пустующий дом,

поймёт, что вернулся до дрожи живым.

Автор: Екатерина Железова

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого!