Успех подходящего к своему завершению сериала от Netflix за более чем восемь лет своего существования породил множество поклонников и привлёк огромное медийное внимание. Сериал собрал десятки престижных наград, включая премии «Эмми» и Гильдии киноактёров, а только четвёртый сезон посмотрели более 1,3 миллиарда часов за первый месяц. Однако ему не удалось избежать споров об авторском праве.
Пока финальные эпизоды ещё не вышли, а за окном погода напоминает «изнанку», мы расскажем о двух таких крупных спорах. Оба раза истцы утверждали одно и то же: создатели сериала братья Мэтт и Росс Дафферы украли чужую концепцию для своего сериала. Действительно украли, вдохновились или все совпадения случайны – постараемся разобраться в этом материале.
Коктейльная вечеринка и «подразумеваемое соглашение»
В апреле 2018 года режиссёр Чарли Кесслер подал иск против братьев Дафферов. Он утверждал, будто на вечеринке во время кинофестиваля «Трайбека» (Tribeca Film Festival) в 2014 году он рассказал им о своей концепции для будущего сериала Montauk, связанной с городской легендой о секретных правительственных экспериментах, а позднее и вовсе передал Дафферам «сценарий, идеи, сюжет и фильм». По словам Кесслера, братья заинтересовались, предложили «поработать вместе», а затем превратили его идею в сериал, который сначала тоже назывался Montauk.
Но иск Чарли Кесслера строился даже не на нарушении авторских прав. Вместо этого он обвинил Дафферов в нарушении подразумеваемого соглашения между ними. Кесслер не утверждал, что братья скопировали концепцию его произведения. Он настаивал, что в индустрии развлечений существует негласное правило – если кто-то делится с тобой идеей, ты не можешь использовать её без разрешения или хотя бы соответствующей компенсации. И эта неявная договорённость возникает автоматически, когда профессионалы обмениваются концепциями.
Защита братьев Дафферов настаивала, что пятнадцатиминутный разговор на шумной вечеринке нельзя считать полноценным обменом концепцией произведения, а все идеи Кесслера вовсе не были оригинальными и происходили из той же городской легенды о «Проекте Монток» (Montauk Project), которая была общедоступна и без него.
Но самый сильный аргумент был в том, что произведение Дафферов творчески самостоятельно.
Братья Дафферы представили суду переписку ещё от 2010 года, в которой обсуждали концепцию, похожую на «Очень странные дела». В ней даже был сценарий пилотной серии, написанный в 2013 году – ещё за год до встречи с Кесслером. В этом раннем сценарии уже присутствовали ключевые элементы будущего сериала с пропавшим мальчиком, военной базой, на которой проводятся эксперименты, а также монстр из другого измерения.
И вот, за несколько дней до начала судебного процесса в мае 2019 года Кесслер внезапно отозвал иск. После изучения документов 2010 и 2013 годов он признался: «Теперь мне очевидно, что, в чём бы я ни был уверен в прошлом, моя работа не имела ничего общего с созданием «Очень странных дел». Netflix заявил о победе, назвав иск «беспочвенным», а сериал – «прорывным оригинальным творением братьев Дафферов».
Но осталось странное ощущение. Два независимых автора встречаются на вечеринке, оба разрабатывают проекты на основе одной и той же малоизвестной городской легенды, оба изначально называют свои проекты Montauk, и вскоре после встречи один из проектов становится всемирно известным. Как выразился один из комментаторов, «это довольно впечатляющее совпадение, но stranger things have happened (игра слов, что-то вроде «случались и более странные дела»)».
Демогоргон против Чёрных Волков
Второй иск оказался серьёзнее. В июле 2020 года компания Irish Rover Entertainment обвинила создателей «Очень странных дел» в нарушении авторских прав на сценарий сериала «Тотем», написанный Джеффри Кеннеди. На этот раз речь шла о прямом копировании защищённых авторским правом элементов: сюжет, последовательность действий, персонажи, диалоги, настроение (так и заявил: mood), обстановка, а также концепция.
История «Тотема» родилась из личной трагедии Джеффри Кеннеди. Он положил в основу произведения смерть своего друга детства Клинта Остхаймера, который страдал эпилепсией. «Во времена их детства в сельской местности Индианы, – гласил иск, – Остхаймер и Кеннеди постоянно жили под угрозой «личного демона» Остхаймера – эпилепсии, которая создавала «ливни молний» в его мозгу. Эти «ливни молний» в виде эпилептических припадков отправляли его в альтернативную сверхъестественную плоскость, где обитал демон».
В сценарии «Тотема» есть девочка имени Кимимела, или сокращённо Кими, со сверхъестественными способностями. Она помогает друзьям найти портал в альтернативный сверхъестественный мир и сражается там против тёмного духа Азраэля и его армии Чёрных Волков. В «Очень странных делах» есть маленькая девочка по имени Eleven (Одиннадцать), или сокращённо El (Оди), со сверхъестественными способностями. Она помогает друзьям найти портал в Изнанку и тоже сражается там против монстра и его армии Демогоргонов.
Примечательно, что художник Аарон Симс, который работал с Джеффри Кеннеди над концепт-артом «Тотема», позже был нанят Netflix для создания визуальных образов первых двух сезонов «Очень странных дел». Закономерно, что это создало домыслы о возможных заимствованиях между двумя проектами.
Netflix отвергла обвинения, заявив, что «Очень странные дела» – это совершенно иная история, а сходства с «Тотемом» – поверхностные и свойственны общности жанров.
Дело дошло до рассмотрения в суде. Сначала суд должен был провести объективный анализ, сравнивая защищаемые элементы обоих произведений: сюжет, персонажей, диалоги, последовательность событий. Затем необходимо было отфильтровать и отделить всё, что не защищается авторским правом: общие идеи, исторические факты и так называемые scenes-à-faire – обязательные для жанра элементы. К примеру, если в фильме ужасов есть тёмный лес и заброшенный дом, то это типичное жанровое клише, использование которого нельзя признать неправомерным заимствованием из другого конкретного произведения.
Netflix представила детальный анализ, доказывающий отсутствие существенного сходства. Но в январе 2021 года суд отклонил ходатайство о досрочном прекращении дела. Судья указал, что «дополнительные доказательства, такие как показания экспертов, могут помочь ответить на вопрос о существенном сходстве».
Но дело всё-таки разрешилось досрочно и мирно. В августе 2023 года Netflix достиг соглашения со сценаристом «Тотема». «Этот иск был совершенно безосновательным, и мы рады, что можем оставить его позади», — заявил тогда представитель – Netflix.
Какие выводы об этих очень странных авторских правах мы можем сделать?
Авторское право США, России и многих других стран защищает конкретное воплощение идей, но не сами идеи. Нельзя защитить авторским правом саму концепцию «ребёнок со сверхспособностями сражается с монстрами из параллельного мира». Однако ничто и никто не помешает защитить конкретное воплощение этой концепции: имена персонажей, их характеры, специфические повороты сюжета, уникальные визуальные образы.
Проблема в том, что в современную эпоху нередки случаи, когда авторы так или иначе что-то заимствуют друг у друга или берут образы из массовой культуры. Сами братья Дафферы никогда не скрывали влияния Стивена Кинга, Стивена Спилберга, фильмов 1980-х, городских легенд и конспирологических теорий. Для внимательного зрителя «Очень странных дел» очевидно, что многие элементы произведения являются коллажем из референсов на поп-культуру, включая «Кошмар на улице Вязов», «Звёздные войны» и «Молчание ягнят». О чём говорить, если прошлый сезон закончился игрой на гитаре Эдди Мансона одной из самых популярных песен группы Metallica – Master of Puppets.
Поэтому неудивительно, что крупные студии часто отказываются даже открывать незапрошенные сценарии, возвращая их нераспечатанными, чтобы избежать обвинений в краже произведений. Как мы видим, даже неформальные разговоры на вечеринках, случайные встречи на фестивалях и обмен концепциями между коллегами тоже могут обернуться годами разбирательств в суде.
Интеллектуальную собственность можно смело назвать «изнанкой» индустрии развлечений по аналогии с «изнанкой» в «Очень странных делах». В этой «изнанке» речь идёт всё о том же произведении, но в куда более пугающей обстановке. Да, за создателями сериала не бегают Демогоргоны, но отбиваться от исков – это далеко не всегда более приятное занятие.