Найти в Дзене

Изнанка авторского права «Очень странных дел»

Успех подходящего к своему завершению сериала от Netflix за более чем восемь лет своего существования породил множество поклонников и привлёк огромное медийное внимание. Сериал собрал десятки престижных наград, включая премии «Эмми» и Гильдии киноактёров, а только четвёртый сезон посмотрели более 1,3 миллиарда часов за первый месяц. Однако ему не удалось избежать споров об авторском праве. Пока финальные эпизоды ещё не вышли, а за окном погода напоминает «изнанку», мы расскажем о двух таких крупных спорах. Оба раза истцы утверждали одно и то же: создатели сериала братья Мэтт и Росс Дафферы украли чужую концепцию для своего сериала. Действительно украли, вдохновились или все совпадения случайны – постараемся разобраться в этом материале. В апреле 2018 года режиссёр Чарли Кесслер подал иск против братьев Дафферов. Он утверждал, будто на вечеринке во время кинофестиваля «Трайбека» (Tribeca Film Festival) в 2014 году он рассказал им о своей концепции для будущего сериала Montauk, связанной
Оглавление
Изображение: Netflix
Изображение: Netflix

Успех подходящего к своему завершению сериала от Netflix за более чем восемь лет своего существования породил множество поклонников и привлёк огромное медийное внимание. Сериал собрал десятки престижных наград, включая премии «Эмми» и Гильдии киноактёров, а только четвёртый сезон посмотрели более 1,3 миллиарда часов за первый месяц. Однако ему не удалось избежать споров об авторском праве.

Пока финальные эпизоды ещё не вышли, а за окном погода напоминает «изнанку», мы расскажем о двух таких крупных спорах. Оба раза истцы утверждали одно и то же: создатели сериала братья Мэтт и Росс Дафферы украли чужую концепцию для своего сериала. Действительно украли, вдохновились или все совпадения случайны – постараемся разобраться в этом материале.

Коктейльная вечеринка и «подразумеваемое соглашение»

В апреле 2018 года режиссёр Чарли Кесслер подал иск против братьев Дафферов. Он утверждал, будто на вечеринке во время кинофестиваля «Трайбека» (Tribeca Film Festival) в 2014 году он рассказал им о своей концепции для будущего сериала Montauk, связанной с городской легендой о секретных правительственных экспериментах, а позднее и вовсе передал Дафферам «сценарий, идеи, сюжет и фильм». По словам Кесслера, братья заинтересовались, предложили «поработать вместе», а затем превратили его идею в сериал, который сначала тоже назывался Montauk.

Изображение: Netflix
Изображение: Netflix

Но иск Чарли Кесслера строился даже не на нарушении авторских прав. Вместо этого он обвинил Дафферов в нарушении подразумеваемого соглашения между ними. Кесслер не утверждал, что братья скопировали концепцию его произведения. Он настаивал, что в индустрии развлечений существует негласное правило – если кто-то делится с тобой идеей, ты не можешь использовать её без разрешения или хотя бы соответствующей компенсации. И эта неявная договорённость возникает автоматически, когда профессионалы обмениваются концепциями.

Защита братьев Дафферов настаивала, что пятнадцатиминутный разговор на шумной вечеринке нельзя считать полноценным обменом концепцией произведения, а все идеи Кесслера вовсе не были оригинальными и происходили из той же городской легенды о «Проекте Монток» (Montauk Project), которая была общедоступна и без него.

Но самый сильный аргумент был в том, что произведение Дафферов творчески самостоятельно.

Братья Дафферы представили суду переписку ещё от 2010 года, в которой обсуждали концепцию, похожую на «Очень странные дела». В ней даже был сценарий пилотной серии, написанный в 2013 году – ещё за год до встречи с Кесслером. В этом раннем сценарии уже присутствовали ключевые элементы будущего сериала с пропавшим мальчиком, военной базой, на которой проводятся эксперименты, а также монстр из другого измерения.

И вот, за несколько дней до начала судебного процесса в мае 2019 года Кесслер внезапно отозвал иск. После изучения документов 2010 и 2013 годов он признался: «Теперь мне очевидно, что, в чём бы я ни был уверен в прошлом, моя работа не имела ничего общего с созданием «Очень странных дел». Netflix заявил о победе, назвав иск «беспочвенным», а сериал – «прорывным оригинальным творением братьев Дафферов».

Но осталось странное ощущение. Два независимых автора встречаются на вечеринке, оба разрабатывают проекты на основе одной и той же малоизвестной городской легенды, оба изначально называют свои проекты Montauk, и вскоре после встречи один из проектов становится всемирно известным. Как выразился один из комментаторов, «это довольно впечатляющее совпадение, но stranger things have happened (игра слов, что-то вроде «случались и более странные дела»)».

Демогоргон против Чёрных Волков

Второй иск оказался серьёзнее. В июле 2020 года компания Irish Rover Entertainment обвинила создателей «Очень странных дел» в нарушении авторских прав на сценарий сериала «Тотем», написанный Джеффри Кеннеди. На этот раз речь шла о прямом копировании защищённых авторским правом элементов: сюжет, последовательность действий, персонажи, диалоги, настроение (так и заявил: mood), обстановка, а также концепция.

Изображение: Netflix
Изображение: Netflix

История «Тотема» родилась из личной трагедии Джеффри Кеннеди. Он положил в основу произведения смерть своего друга детства Клинта Остхаймера, который страдал эпилепсией. «Во времена их детства в сельской местности Индианы, – гласил иск, – Остхаймер и Кеннеди постоянно жили под угрозой «личного демона» Остхаймера – эпилепсии, которая создавала «ливни молний» в его мозгу. Эти «ливни молний» в виде эпилептических припадков отправляли его в альтернативную сверхъестественную плоскость, где обитал демон».

В сценарии «Тотема» есть девочка имени Кимимела, или сокращённо Кими, со сверхъестественными способностями. Она помогает друзьям найти портал в альтернативный сверхъестественный мир и сражается там против тёмного духа Азраэля и его армии Чёрных Волков. В «Очень странных делах» есть маленькая девочка по имени Eleven (Одиннадцать), или сокращённо El (Оди), со сверхъестественными способностями. Она помогает друзьям найти портал в Изнанку и тоже сражается там против монстра и его армии Демогоргонов.

Примечательно, что художник Аарон Симс, который работал с Джеффри Кеннеди над концепт-артом «Тотема», позже был нанят Netflix для создания визуальных образов первых двух сезонов «Очень странных дел». Закономерно, что это создало домыслы о возможных заимствованиях между двумя проектами.

Netflix отвергла обвинения, заявив, что «Очень странные дела» – это совершенно иная история, а сходства с «Тотемом» – поверхностные и свойственны общности жанров.

Дело дошло до рассмотрения в суде. Сначала суд должен был провести объективный анализ, сравнивая защищаемые элементы обоих произведений: сюжет, персонажей, диалоги, последовательность событий. Затем необходимо было отфильтровать и отделить всё, что не защищается авторским правом: общие идеи, исторические факты и так называемые scenes-à-faire – обязательные для жанра элементы. К примеру, если в фильме ужасов есть тёмный лес и заброшенный дом, то это типичное жанровое клише, использование которого нельзя признать неправомерным заимствованием из другого конкретного произведения.

Netflix представила детальный анализ, доказывающий отсутствие существенного сходства. Но в январе 2021 года суд отклонил ходатайство о досрочном прекращении дела. Судья указал, что «дополнительные доказательства, такие как показания экспертов, могут помочь ответить на вопрос о существенном сходстве».

Но дело всё-таки разрешилось досрочно и мирно. В августе 2023 года Netflix достиг соглашения со сценаристом «Тотема». «Этот иск был совершенно безосновательным, и мы рады, что можем оставить его позади», — заявил тогда представитель – Netflix.

Какие выводы об этих очень странных авторских правах мы можем сделать?

Авторское право США, России и многих других стран защищает конкретное воплощение идей, но не сами идеи. Нельзя защитить авторским правом саму концепцию «ребёнок со сверхспособностями сражается с монстрами из параллельного мира». Однако ничто и никто не помешает защитить конкретное воплощение этой концепции: имена персонажей, их характеры, специфические повороты сюжета, уникальные визуальные образы.

Проблема в том, что в современную эпоху нередки случаи, когда авторы так или иначе что-то заимствуют друг у друга или берут образы из массовой культуры. Сами братья Дафферы никогда не скрывали влияния Стивена Кинга, Стивена Спилберга, фильмов 1980-х, городских легенд и конспирологических теорий. Для внимательного зрителя «Очень странных дел» очевидно, что многие элементы произведения являются коллажем из референсов на поп-культуру, включая «Кошмар на улице Вязов», «Звёздные войны» и «Молчание ягнят». О чём говорить, если прошлый сезон закончился игрой на гитаре Эдди Мансона одной из самых популярных песен группы MetallicaMaster of Puppets.

Поэтому неудивительно, что крупные студии часто отказываются даже открывать незапрошенные сценарии, возвращая их нераспечатанными, чтобы избежать обвинений в краже произведений. Как мы видим, даже неформальные разговоры на вечеринках, случайные встречи на фестивалях и обмен концепциями между коллегами тоже могут обернуться годами разбирательств в суде.

Интеллектуальную собственность можно смело назвать «изнанкой» индустрии развлечений по аналогии с «изнанкой» в «Очень странных делах». В этой «изнанке» речь идёт всё о том же произведении, но в куда более пугающей обстановке. Да, за создателями сериала не бегают Демогоргоны, но отбиваться от исков – это далеко не всегда более приятное занятие.

Подписаться | НБЭИС.РФ