Найти в Дзене

Суть метода Л.Н. Алексеевой

Подготовила Людмила Довгаль Занятия по гармонической гимнастике всегда проходят в легкой и непринужденной атмосфере, стимулирующей творческую активность участниц. Л.Н. Алексеева определяла роль педагога как «режиссера радости». Это значит, что преподаватель не просто передает знания или навыки, а целенаправленно создает особую атмосферу на занятиях. Задача — выстроить эмоциональный фон так, чтобы каждая участница чувствовала себя комфортно, испытывала положительные эмоции и воспринимала процесс погружения в материал как нечто приятное и вдохновляющее. Улыбка, добрые слова, поддержка и одобрение помогают привить любовь к свободному движению! В качестве музыкальной основы Л.Н. Алексеева подбирала короткие музыкальные этюды – Черни, Шитте, Хеллер, Бах, Гайдн, Сен-Санс, Брамс, Шопен, Прокофьев и другие великие композиторы. Гимнастический этюд — словно мини‑спектакль. Он рождается на стыке музыки и движения, где каждое положение тела становится штрихом к общей картине. Будь то коротки
Оглавление

Подготовила Людмила Довгаль

Часть I. Философия занятий

Занятия по гармонической гимнастике всегда проходят в легкой и непринужденной атмосфере, стимулирующей творческую активность участниц.

Л.Н. Алексеева определяла роль педагога как «режиссера радости». Это значит, что преподаватель не просто передает знания или навыки, а целенаправленно создает особую атмосферу на занятиях. Задача — выстроить эмоциональный фон так, чтобы каждая участница чувствовала себя комфортно, испытывала положительные эмоции и воспринимала процесс погружения в материал как нечто приятное и вдохновляющее. Улыбка, добрые слова, поддержка и одобрение помогают привить любовь к свободному движению!

Атмосфера занятия как у «режиссера радости» — легкая, творческая и вдохновляющая.
Атмосфера занятия как у «режиссера радости» — легкая, творческая и вдохновляющая.

В качестве музыкальной основы Л.Н. Алексеева подбирала короткие музыкальные этюды – Черни, Шитте, Хеллер, Бах, Гайдн, Сен-Санс, Брамс, Шопен, Прокофьев и других классиков.

Гимнастический этюд — словно мини‑спектакль. Он рождается на стыке музыки и движения, где каждое положение тела становится штрихом к общей картине. Будь то короткий музыкальный фрагмент или маленькое произведение — всё наполняется образами, оживает в пластике, рассказывает историю через гармонию линий и ритма. И вот мы уже видим первобытных охотников, преследующих добычу, или сказочных сильфид, олицетворяющих стихию воздуха. Проходим путь от персонажей древнегреческой мифологии до страстных испанок, ведущих экспрессивные диалоги.

Гимнастический этюд как мини-спектакль: история, рассказанная через гармонию музыки, линии и ритма.
Гимнастический этюд как мини-спектакль: история, рассказанная через гармонию музыки, линии и ритма.

Все этюды традиционно сопровождаются устными комментариями педагога, которые звучат непосредственно в процессе выполнения. Это не просто пояснения или команды — это особый диалог с участницами, формирующий целостное восприятие упражнения.

Особую ценность представляют сохранившиеся до наших дней комментарии Л.Н. Алексеевой — создательницы системы гармонической гимнастики. Эти слова, отточенные годами практики, стали настоящей классикой методики. Они не просто передаются из поколения в поколение — их бережно сохраняют и неизменно используют на занятиях как эталонный образец.

Почему это важно?

Сохранение традиции. Оригинальные комментарии Алексеевой — часть исторического кода системы. Они связывают современных занимающихся с истоками метода, поддерживая преемственность.

Точность передачи смысла. В этих фразах закодированы ключевые акценты: как «прожить» движение, где сделать паузу, на что обратить внимание. Их нельзя заменить произвольными аналогами без потери сути.

Эмоциональный резонанс. Слова Алексеевой обладают особой энергетикой. Они проверены временем: многие ученицы вспоминают, как одно точное замечание меняло восприятие целого этюда.

Методическая надежность. Эти комментарии — результат многолетней шлифовки. Педагог может опираться на них, зная, что каждый оборот речи уже доказал свою результативность.

Часть II. Структура урока

Занятие традиционно начинается с марша или бега по кругу — это не случайный ритуал, а продуманный методический прием. Его значимость для общей гимнастики неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, в том числе П.Ф. Лесгафт, основоположник научной системы физического воспитания.

Марш или бег по кругу помогают собрать внимание группы, задать единый темп и ритм занятия, выстроить пространственную ориентацию, поднять настроение и создать чувство единства группы.

При этом марш плавно включает нагрузку: разогревает мышцы и суставы, активизирует кровообращение и дыхательную систему.

После вводной части следуют упражнения с четко определенными гимнастическими задачами — каждое направлено на проработку конкретных мышечных групп. При составлении комплекса соблюдается принцип дозирования:

  • распределять нагрузку по целевым группам мышц;
  • чередовать этюды: начинать с простых, постепенно увеличивая сложность;
  • балансировать динамику (соблюдать цикл напряжение-расслабление, комбинировать интенсивные и спокойные упражнения);
  • варьировать эмоциональный фон (сочетать веселые и лиричные этюды).

Такой подход обеспечивает гармоничную проработку тела без перегрузки. Участники выполняют серию этюдов, которые следуют друг за другом в определенной последовательности.

Последовательность этюдов:

Начинают с махов ногами (батманов), продолжают приседаниями (плие), а затем идет комплекс для корпуса, ребер, бедер и ног (тандю).

Базовые элементы: от махов (батманов) к комплексным движениям (тандю).
Базовые элементы: от махов (батманов) к комплексным движениям (тандю).

Далее – коронное Алексеевское упражнение «Волна», основа гармонии.

Начинаем с легкого подъема на полупальцы, затем по формуле «колени-бедра-живот-грудь-голова» в едином плавном, циклично повторяемом движении последовательно задействуем разогретые ранее группы мышц.

На этом этапе исчезает ощущение усталости, накопленной за день.

Затем выполняем подвижный, обязательно веселый этюд, включающий в качестве основного элемента несложные поскоки. Он развивает пластику и выразительность движений, снимает эмоциональный стресс и поднимает настроение.

После этого необходимо восстановить дыхание и насытить организм кислородом, для чего существуют специальные дыхательные упражнения.

---

Следующий этап продолжается в «партере»: лежа, сидя, стоя на коленях.

В основе этюдов для пресса активно использованы упражнения хатха-йоги.

Они целенаправленно воздействуют на гибкость и подвижность позвоночника и укрепляют мышцы пресса, а также способствуют профилактике целого комплекса заболеваний ЖКТ и не только. Однако, выполнение самих упражнения хатха-йоги требует предварительного достижения определенного состояния, «очищения сознания» от любых мыслей, что в нашей городской действительности доступно только в результате медитаций, техникой которых овладеть сложно. В противном случае они, как минимум, не приносят пользы.

У Алексеевой это превращено в «танец, но лежа на полу» под ритмичную музыку и веселые «команды» педагога, йоговские позы либо слитно связаны между собой, либо чередуются с другими движениями, выполнять которые полезно и приятно. Такой темп и эмоциональный фон не оставляет возможности думать о чем-либо постороннем, да и музыка в определенной степени является заменой медитативных техник.

Работа в партере: «танец на полу» на основе хатха-йоги.
Работа в партере: «танец на полу» на основе хатха-йоги.

---

Следующий этап – это этюды для позвоночника и шеи, также включающие элементы хатха-йоги, но сидя и стоя на коленях.

Завершается этот блок игровой формой дыхательной йоги — такие упражнения не только способствуют расслаблению, но и служат профилактикой респираторных инфекций за счет активизации дыхательных процессов.

В начале урока были задействованы крупные группы мышц, в середине — переходим к работе более мелкой мускулатуры: упражнения для спины, шеи, рук и ног, этюды на координацию, постановочные танцевальные этюды.

И наконец, участницы распределяются по кругу и начинается чередование «бегучих» и «ходячих» этюдов, под которые задействована вся площадь зала.

Завершение урока

Когда динамичная часть урока позади, наступает время для мягкого завершения.

Сначала следует восстановить дыхание — это важный мост между интенсивной нагрузкой и финальным этапом.

Затем мы переходим к упражнениям, которые требуют особой, довольно сложной координации — отрабатываем точность движений.

Не забываем о растяжке: она дарит мышцам приятное расслабление и улучшает подвижность суставов.

И наконец, завершаем занятие этюдами, которые не только стабилизируют душевное равновесие, но и оставляют у участников светлое, радостное впечатление от урока.

Мягкое завершение: растяжка, дыхание и ощущение гармонии.
Мягкое завершение: растяжка, дыхание и ощущение гармонии.

Вот так красиво и гармонично мы заканчиваем наш урок!