Правило веры и образ кротости, воздержания учителя
яви тя стаду твоему яже вещей Истина.
Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая.
Отче священноначальниче Николае,
моли Христа Бога спастися душам нашим
(тропарь святителю Николаю Чудотворцу)
Как можно явить ответную любовь святителю Николаю? Для чего нам даются такие примеры, как этот угодник Божий? Что говорит о святом Николае посвящённый ему тропарь? Об этом рассказал наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополит Святогорский Арсений в день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 2021 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшний день, братья и сестры, мы празднуем день памяти угодника Божия, которого, наверное, каждый из нас знает с самого раннего детства. Николай Чудотворец — кому не известно это имя? Не только люди воцерковлённые, посещающие службы в храмах Божиих, но даже люди, не ходящие в церковь, слышали и знают это имя. А добродетельная жизнь святителя Николая получила продолжение и в таких персонажах Западной Европы, как Санта-Клаус или Пер-Ноэль.
И мы, братья и сестры, сегодня отмечаем память этого дивного чудотворца, но помним, что он был таким же человеком, как и мы с вами, но прожил на земле так, что мы уже 1700 лет не можем забыть его добродетельной жизни.
Время жизни святителя Николая — это конец III века, первая половина IV века. Что это за время было? Время жесточайшего гонения Диоклетиана на христиан, о котором мы вспоминали недавно в связи с памятью святой великомученицы Варвары. Тогда императору докладывали о том, что с христианством в его империи покончено.
Родители святителя Николая Чудотворца были люди знатные, говорит предание церковное, и очень долгое время были бездетны. И когда они уже достигли пожилого возраста, Господь утешил их единственным сыном, имя которому они дали Николай.
Родители святого Николая были знатные и богатые, но дорожили основным своим богатством, которое есть духовная жизнь и христианство.
Из чего следуют такие выводы? Гонение на христиан было страшное, его можно назвать тотальным истреблением. Мало того, язычников поощряли, что если они доносят на своих соседей, что те христиане, имущество последних переходило к доносчикам. Такое материальное поощрение за доносы на христиан было. И родители святителя Николая были знатные, но знали, что в любой момент их богатство и достояние может быть у них отнято только за то, что они христиане.
***
Впоследствии, после смерти родителей, святитель Николай раздаёт имение своё нищим. Именно к этому времени относится пример милосердия святителя Николая, о котором знают все. Когда обедневший богач задумал отдать своих троих дочерей на блуд, чтобы этим зарабатывать на жизнь, святитель Николай решил спасти эту семью от погибели и нравственной, и вечной, духовной. Зная, как богатому человеку, хоть и обедневшему, тяжело принять милостыню прямо, он тайком ночью подбрасывает узелки с золотом. И отец выдаёт сначала одну, потом вторую, потом третью дочь замуж. И уже в третий раз он не спал, думая, кто же этот благодетель, который так безвестно, не стремясь стяжать себе за это похвалу или какую-то благодарность, помогает их семье в такой беде и горе. Отец притаился ночью и, услышав, как упал третий мешочек с золотом, выскочил из дома — и увидел тогда ещё молодого священника Николая. Отец в слезах, упав на колени, благодарил его за эту милостыню. А тот умолял никому не рассказывать об этой его тайной добродетели.
С тех пор существует традиция в день святителя Николая детям давать подарки — так взрослые хотят подражать милосердием, любовью святителю Николаю Чудотворцу. А любовь к людям у него исходила из той любви к Богу, которая привита ему была родительским воспитанием. Тогда любовь к Богу была жертвенная, исповедническая, а подчас венчалась мученичеством, потому она была искренняя, твёрдая.
Как говорят святые отцы, любящий Бога любит и Его творение. И святитель Николай, любя Бога, также любил и людей. Его милосердие не знало пределов и границ. И церковная история сохранила множество примеров различной помощи святителя Николая людям, которые он сотворил во время земной жизни. Но и по отшествии в вечность святитель не перестаёт творить дивные славные чудеса, помогая людям, так что слово «чудотворец» для святого Николая стало именем собственным.
***
«Правило веры» — этими словами начинается тропарь святителю Николаю. Святитель был правилом веры. Воспитанный в твёрдом, чистом Православии, в хранении истин Православия, он выступал на Первом Вселенском Соборе, защищая чистоту Православия от арианского лжеучения, последователи которого отвергали Божество Иисуса Христа.
Но не только в этом, братья и сестры, он был правилом веры. Предание церковное говорит, что святитель Николай был страдалец за веру и претерпел тюремное заключение. А проведённые уже в наше время исследования его святых мощей, покоящихся в Бари, показали, что святитель перенёс побои: у него была сломана рука, искривлена переносица носа, так что ясно, что ему был нанесён сильный удар справа… То есть тюремное заключение включало в себя также издевательства, побои и пытки, которые применяли в то время язычники к христианам, стремясь сломить их, заставить служить идолам, исповедовать языческое нечестие.
***
«Образ кротости». Образом кротости является святитель Николай Чудотворец. Что такое кротость? Это когда человек, полагаясь на волю Божию, с терпением и со смирением переносит все тяготы жизненные: скорби, болезни, злобу и ненависть по отношению к нему, обиды. Это когда человек не только не мстит за злобу и нанесённые ему обиды, а прощает, благодушествует, старается молиться за таковых людей и благотворить им. Вот это называется кротостью. Кротость — это подражание Христу Спасителю, Который, будучи распятым на Кресте, молился о Своих распинателях: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят» (смотр. Лк. 23:34). А когда Его брали в Гефсиманском саду и горячный Пётр ножом урезал ухо архиереевому рабу, который пришёл со стражей брать Христа на мучения, то Господь исцеляет этого раба, а Петра увещевает: «Вложи нож в ножны, вси бо прие́мшии нож ноже́м поги́бнут» (смотр. Мф. 26:52; Ин. 18:11). И в другом месте Священного Писания мы читаем: «Любите враги ваша, — говорит нам Христос, — благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас» (смотр. Мф. 5:44). И святитель Николай Чудотворец, будучи кротким, в жизни своей исполнял эти слова Христовы, потому что они для него были жизнью. Они для него были не просто словами, написанными на страницах, но были руководством в его жизни.
***
Милосердие. Сколько милостыни сотворил святитель Николай Чудотворец? Мы знаем о том, как во время голода в Мирах Ликийских он явился многим купцам, вёзшим на судах пшеницу, и просил их повернуть эти суда к пристани города. И они, приплыв и узнав, что город испытывает голод, снизили цену на хлеб, и многие были избавлены от голода.
Он являлся во время бедствий на море плавающим на кораблях, так что мореплаватели почитали его своим покровителем.
Святитель Николай Чудотворец был милосердным, потому что Господь учит в Евангелии: «Будьте милосердны, яко и Отец ваш Небесный милосерд есть» (смотр. Лк. 6:36). Господь, по милости Своей, проливает дождь и на добрые, и на злые. И солнце по Его велению светит и на благия, и на недобрые.
Подражая Богу и следуя словам Христовым, святитель Николай Чудотворец воплотил то, о чём скажут потом святые отцы. Святитель Григорий Богослов сказал: «Никогда человек не бывает так похож на Бога, как когда творит дела милосердия». А святитель Иоанн Златоуст ещё более похваляет милосердие, говоря: «Милосердие — мать любви. И самый краткий путь ко спасению — это милосердие, потому что человек милостивый вскоре достигает высоты Царства Небесного».
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7). Этой милости от Бога святитель Николай жаждал и своей душе, и других старался своим примером научить этой добродетели.
***
«Воздержания учителя яви тя стаду твоему» — говорится в тропаре. Кротость и воздержание, или кротость с аскетизмом, святителя Николая Чудотворца дали ему состояние чистоты, девственности, похваляемой Богом и святыми угодниками Божиими.
Господь явил святителя Николая для всего христианского стада словесных овец, и те, взирая на пример этого великого в угодниках Божиих, во многом ему старались подражать и подражают, и подчас вверяют трудности своей земной жизни помощи святителя Николая Чудотворца.
Сегодня даже в бедных сельских храмах много народа, благодарного народа. Сегодня мы благодарим Бога в первую очередь, потому что, как, опять же, сказано в тропаре, явила святителя Николая народу Божьему «вещей Истина», то есть Христос Бог, Который есть полнота истины.
***
«Сего ради [святитель Николай] стяжал смирением высокая». Каким смирением? Смирением ради Христа, смирением Христоподражательным он воспринял «высокая». Что именно, какую высоту воспринял? Высоту благодати Божьей. Невозможно, братья и сестры, быть добродетельным без благодати. Это благодать творит в человеке добродетели, они, как награды, даются человеку от Бога. Но прежде есть подвиг смирения. Это о нём сказано, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).
***
«Нищетою богатая» воспринял святитель Николай. Какой нищетой? Можно, конечно, вспомнить, как он раздал имение своих родителей, ни к чему земному не привязываясь, а стараясь через это имение приобрести добродетель милосердия, милостыни и нищелюбия. Он приобрёл эти добродетели, они определённо составляют богатство его души. Но здесь о другой нищете говорится. О нищете духовной. Когда мы поём заповеди блаженств в начале Литургии, там есть такие слова — это первые слова: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Понимаете теперь, о какой нищете и о каком богатстве говорится в тропаре святому Николаю? О нищете духовной и о богатстве Небесного Царства.
Что это за нищета духовная? Это когда человек говорит: «Всё, что есть во мне доброе, то от Бога, а я ничего не имею своего». По словам святых отцов, что бы мы ни делали, в каких бы аскетических подвигах ни упражнялись, какие бы посты мы на себя ни накладывали, сколько бы правил ни вычитывали — всё это ноль. Всё, что мы ни творим, подчас, может, даже самомнительно творим (мол, вот какой я добродетельный!) — всё это ноль. А ценность этот ноль приобретает тогда, когда Господь оценивает наши не окраденные самомнением, тщеславием, хвастовством добродетели ставит перед нулём или единичку, или двойку — и ноль становится 10 или 20. А может, Господь поставит и две либо три цифры к этому нулю, оценив наши труды и подвиги, творимые во смирении, с осознанием: я ничего пред Богом не имею доброго.
Помните, как в Евангелии Господь говорит: «Когда тебя ударят по правой щеке, подставь левую» (смотр. Мф. 5:39)? А ведь бить по правой щеке очень неудобно. Если мы бьём правой рукой, то мы всегда по левой щеке будем попадать. А чтобы ударить по правой щеке, это надо руку вывернуть. Некоторые святые отцы, объясняя эти слова евангельские, говорят: «Ударят тебя по правой щеке — это если тебя начнут хвалить, возносить за твои добродетели, за твою правильную жизнь. Но ты подставь левую — вспомни грехи свои и беззакония. И сразу станешь на место».
Я вспоминаю слова владыки Алипия (схиархиепископ Алипий (Погребняк). — Ред.), который говорил: «Когда на ум приходит тщеславный помысел о собственной добродетели и начинаешь себя сравнивать с кем-либо, то ты всегда себя сравнивай не с худшими, а с лучшими, и тогда сразу станешь на место». Сравнишь себя с Николаем Чудотворцем — и понимаешь, что да, ты архиерей, но разве ты можешь равняться со святителем Николаем Чудотворцем? Или со святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским, или со святителем Спиридоном Тримифунтским, или с Феодосием Черниговским?.. И понимаешь, что ты далёк от высоты архиерейского служения. И так же в каждой добродетели. Если начнёт тщеславный помысел окрадывать нашу душу, начнёт этот червь, самомнение, угрызать добродетели, то мы тогда должны себя сравнивать с лучшими… Как и наш народ учил, есть пословица: «Молодец среди овец, а против молодца — сам овца». Наш народ подчас святоотеческие мудрости вкладывал в простые поговорки, которые легко запоминались и давали пользу и правильное понимание жизни в Боге и с Богом, правильное состояние духовного человека.
***
И вот мы с вами, братья и сестры, сегодня святителя Николая Чудотворца вспоминаем. Этот человек был просто совокупностью добродетелей, их у него действительно такое богатство было!
И недаром в акафисте святителю Николаю интересные слова есть: «Радуйся, богатство, бедне живущим на земли Богом данное». Святитель Николай — это наше богатство, потому что мы в той же Церкви, в которой был и он. И если Церковь научила его и показала нам образ, каким может быть человек в Церкви, — то что́ нам мешает? Ничего, кроме нашей лености, самооправдания, безразличия — когда мы, совершая грех, машем рукой и говорим: «Все так живут»… Нет, не все. Святитель Николай так не жил. И вот тут, в таких якобы самооправдывающих рассуждениях надо себя останавливать вот такими примерами. Чтобы приходить в состояние нищеты духовной, осознание собственного недостоинства по сравнению с таковыми светильниками, как Николай Чудотворец.
***
Интересный случай, связанный с другим величайшим угодником Божиим, святым Иоанном Предтечей. О нём Христос сказал: «Нет большего из рождённых жёнами нежели Иоанн Креститель» (смотр. Мф. 11:11). На иконе Страшного Суда, который мы видим на иконостасах перед собою, изображён сидящий на престоле Господь, справа от Него стоит Божия Матерь, умоляя за род людской, а слева — святой Иоанн Предтеча.
И вот однажды один муж молился Иоанну Предтече, прося его о каком-то земном деле. Иоанн Предтеча явился этому мужу, который, видно, был добродетельный и достойный сего явления, и сказал: «Ну что ты меня просишь о земных делах? Я всю жизнь в пустыне прожил и в мирских делах мало что понимаю. Проси Николая Чудотворца. В этих делах о́н скорый помощник». То есть святой Иоанн Предтеча отсылает человека к святителю Николаю, показывая, что этот угодник Божий по-особому с теплом отнесётся к твоей просьбе и исполнит твоё дело.
Недаром в апокрифических сказаниях есть такой случай. Один раб Божий попал в Небесное Царство и, любя святителя Николая Чудотворца, уж очень хотел его видеть. Но не нашёл его среди святых и в расстроенных чувствах обратился к милосердному Творцу: «Господи, ну покажи мне хоть, какой он, святитель Николай!» И призвал Господь святителя Николая. Через некоторое время явился угодник Божий, в простых, холщовых ризах, которые были забрызганы грязью. И спросил его Господь милостиво: «Где же ты был?» И святитель Николай, смиренно и кротко стоя пред Богом, ответил: «Да там у крестьянина воз застрял, я помогал ему его из грязи вытащить».
Вот такие, братья и сестры, народные сказания о святителе Николае говорят об особой любви народа к угоднику Божию. Мы даже не понимаем, что он жил в Малой Азии, даже не был из нашего Отечества родом. Но насколько этот угодник Божий родной нам! Потому что христианин в любом народе христианин, так как, подражая Богу, он через это делается для людей таким, что потом его вспоминают и говорят: «Ангел был, а не человек!» — не думая, какой он национальности был, на каком языке говорил. Не национальность человека и не то, на каком языке он разговаривает, определяют человека, а полнота добродетелей во Христе в душе его. Вот что делает человека человеком и дорогим для нашего сердца.
***
Мы сегодня, братья и сестры, вспоминаем сего угодника Божьего, святителя Николая Чудотворца. Множество сегодня молитв святителю Николаю возносится, от многих храмов, монастырей, соборов, наполненных людьми, которые с любящим сердцем пришли ответить на любовь угодника Божьего своей любовью и этим исполнить слова апостола: «Поминайте наставники ваша… и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (смотр. Евр. 13:7).
«В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (Пс. 111:6–7). И мы видим это, братья и сестры, исполненное на святителе Николае Чудотворце. 1700 лет сей угодник Божий поминается и почитается нами.
И мы, братья и сестры, сегодня, молясь святителю Николаю, постараемся в чём-то быть подражателями его добродетелей. Кто может милостыню подать — подать милостыню. Кто может простить обиду — то сделать это благое дело. Кто может на зло добром ответить, кто может примирить враждующих сегодня, кто может сегодня подать духовную милостыню, помолившись за кого-то, — всё это будет в подражание святителю Николаю Чудотворцу и принято и им самим, и Богом Всемогущим.
Потому для нас и даются таковые примеры — чтобы мы, углебшие во грехе, не оправдывали себя примерами греховности в нашем обществе, видя вокруг себя те или иные беззакония или жизнь, не соответствующую званию не то что христианина, но — человека.
Мы должны сегодня, братья и сестры, иметь примером для подражания святителя Николая — и его кротость, и его смирение, и его нищету духовную, и его всепрощение, и его любовь к творению Божию и любовь к Богу. И да поможет нам Господь хоть малое что-то, но сотворить сегодня в память об этом угоднике Божием. И эта творимая нами добродетель как раз и будет показателем нашей любви к святителю Николаю Чудотворцу, деятельной, подражательной любви, а не любви лишь на словах, как бы высоки эти слова ни были.
Не высотой слов славился святитель Николай Чудотворец. После него не осталось ни богословских трудов, ни каких-то проповедей записанных… Делами прославился, в памяти народной остался добродетельной своею жизнью. Вот и мы, братья и сестры, будем помнить слова Христовы: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16) всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
🎬 Смотреть проповеди митрополита Арсения
Информация о подаче записок с именами для молитвенного поминовения