02.11.2025
Долго поспать не удалось. Легли мы в полпервого. А уже в 5 утра назойливая трель будильника, поющего голосом Масяни из мультика, вытащила из сна. Спали всего 4,5 часа, но что делать. Нам нужно сегодня улететь на самолёте в Луклу.
Продолжение. Предыдущая часть здесь:
Казалось бы, чего проще – нас есть билеты на рейс, отбывающий в 7.30, подходи с билетами и улетай. Но это правило действует в обычных аэропортах. Здесь же всё не так. Главная проблема ещё и в том, что до этого из-за нелетной погоды 4 дня рейсов в Луклу не было! Вообще ни одного. Человек заселяющий нас в отель вчера вечером это подтвердил. Соответственно, все не улетевшие в те дни, будут стремиться улететь сегодня. Даже отбросив часть путешественников, что купили дорогие билеты и улетели на вертолетах, и тех, кто решил добираться до начала трека к Эвересту по земле, желающих попасть в самолет будет вагон и маленькая тележка.
Оделся, воткнул в розетку чайник и вышел на улицу - поглядел на небо. На небе блестят звезды, ни облачка. Значит погода лётная. Ура!
На форуме Винского мнения о том, кого сажают на борт в приоритете, тех у кого билеты на сегодня, или тех, кто не улетел в предыдущие дни, разделились. Но общая рекомендация была такая – прийти в аэропорт пораньше, протиснуться ближе к окошку свой авиакомпании и настойчиво совать билеты служителям.
Вылет из аэропорта Раменчап
Попили чаю, собрались и в 5.30 вошли на территорию аэропорта. Благо от отеля идти было метров 200. Тут уже стояла немаленькая толпа, кто-то группами. Кто-то по одиночке. Очереди как таковой нет, а наблюдается броуновское движение из туристов, гидов и служителей аэропорта.
Классических стоек регистрации тоже нет, но есть окошки с названиями авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Луклу – Summit Air, Sata Air, Tara Air. Наша компания - Summit Air.
Перед окошком стоят большие напольные весы для взвешивания багажа. Рядом стоит служитель с бейджиком Summit Air. Даю ему в руки распечатки наших билетов. Он их принял и передал в окошко другому служителю. Смотрю тот их проглядел и кивает. Распечатки возвращаются нам, служитель говорит, мол, стойте тут и ждите. Ок, стоим, ждем.
Заодно наблюдаю процесс взвешивания грузов. Взвешивают рюкзаки не по одному – а сразу всей группы, наваливая рюкзаки и ручную кладь в кучу. На одного человека допускается 15 кг груза. Если перевес – нужно доплачивать. Вроде как по 1 USD за килограмм. В основном проходят большие группы по 5-7, а то и 10 человек. Одиночек практически нет. Но вдруг рядом с нами появился молодой человек. Спросил, на какое время идет регистрация, отвечаю, что не знаю, и что тут всё вообще как-то непонятно. У него билет на 6.15, но на часах уже 6.30, а пока ещё ни одного самолета не вылетело. Хотя, как я понял, уже пару рейсов сформировали. Немного поболтали с парнишкой, оказалось он из Сербии, зовут Душан, путешествует в одиночку.
В соседней очереди замечаем ребят, которых видели ещё в самолете летевшем из Шаржди. Мы обратили на них внимание потому, что у парня и девушки, были точь-в-точь такие же ботинки как и у нас с Наташей. У девушки малиновые, а у парня серые, фирмы Asolo. Пока я стоял у окошка с билетами, Наташа познакомилась с этой девушкой, её звали Настя. Они «прорываются» на самолет компании Tara Air.
В 6.45 со взлетной полосы доносится шум винтов, наконец-то вылетел первый рейс. Далее самолеты стали взлетать и садиться довольно активно.
Около 7 утра служитель машет мне рукой и просит распечатки и паспорта. Не мешкая протягиваю документы в окошко, и через пару минут получаем посадочные. После чего взвешивают наш багаж. Общий вес на троих меньше 45 кг, на рюкзаки и ручную кладь наклеивают бирки и говорят идти в зал ожидания. Смотрю на посадочные – отмечен вылет в … 6.15.
Хмм… У нас вообще –то билеты были на 7.30. Ха-ха. Судя по всему принцип: кто первый подал билеты, тот и улетел, работает. Не зря почти полтора часа стоял рядом с окошком.
Проходим в зал ожидания. Досмотр тут забавный – проходим с рюкзаками, спрашивают – ничего запрещённого не везете? Нет, не везем. Проходите… Большие рюкзаки оставляем, их кидают на тележку. Ручная кладь, с собой, как обычно. Тут есть небольшое кафе – решили перекусить, хоть чем то, а то с утра ведь только чай поили. Цены вполне гуманные – взяли 2 омлета по 200 рупий и 2 чая по 70. Людмила сказала, что в кафешке за пределами аэропорта (она туда сходила, пока я стоял с билетами), цены таки же.
Улетел рейс на 6.00. Наш должен быть следующий. И точно, не успели мы доесть наши омлеты, как на посадку заходит очередной самолетик с логотипами Summit Air. Чехословацкий самолет L-410, которые весьма активно использовались (да и до сих пор используются) в России на северах и Дальнем Востоке.
Тут вообще летают только маленькие самолётики, эдакие летающие маршрутки на 18-20 человек. Кроме L-410, ещё здесь можно увидеть канадский DHC – 6, немецкий Dornier Do 228, швейцарский Pilatus PC-6.
Из самолета оперативно выгрузили пассажиров и багаж, и минут через 15 уже объявили нашу посадку.
Мест в посадочном талоне не указано, садишься на свободное место. К сожалению, мы оказались в конце очереди, за нами только серб Душан. Поэтому занимали места по остаточному принципу. К окошкам не попали.
Взлетели в 7.50. Самолетик разбегается по полосе, взлет и вот под нами уже плывут зеленые холмы. Удивило ,что все холмы покрыты домиками, разбросанными в беспорядке по склонам. Еще несколько минут, самолет поднимается над негустыми облаками и слева по борту появляются сверкающие на солнце белоснежные гималайский вершины. Отсюда я первые воочию увидел Эверест и другие восьмитысячники!
Зрелище, конечно, захватывающее! Какой-то непалец, сидящий слева у окошка взял мой телефон и снял видео, за что ему большое спасибо!
Лукла
Полет длился всего 19 минут. Не успел я насмотреться на гималайские вершины, как самолетик пошел на посадку и в 8.19 колеса коснулись бетона полосы в Лукле. Пробег по короткой полосе, резкий разворот и винты остановились. Мы прибыли.
Вообще аэропорт в Лукле считаемся одним из самых опасных в мире. Взлетно-посадочная полоса этого аэропорта протяжённостью всего 527 метров расположена под уклоном в 12 % на отметке 2860 метров над уровнем моря. Один торец полосы находится прямо на краю обрыва, уходящего в семисотметровую пропасть, а другой - у подножья четырёхтысячеметрового хребта.
Аэропорт был возведен в 1964 году под личным контролем сэра Эдмунда Хиллари. Первоначально планировалось разместить его на более удобных, ровных сельскохозяйственных территориях. Однако сопротивление местных фермеров, не желавших расставаться со своими угодьями, вынудило Хиллари перенести строительство на нынешнее местоположение. Для приобретения необходимого участка Хиллари выкупил землю у представителей народности Шерпа за сумму в 2650 долларов США. Кроме того, шерпы активно участвовали в возведении сопутствующей инфраструктуры аэропорта.
Существует любопытная история о том, что Хиллари выражал неудовлетворенность качеством и плотностью грунта, использованного для взлетно-посадочной полосы (ВПП). В связи с этим, он якобы приобрел местный алкоголь и попросил шерпов выполнить традиционный танец с активным топаньем ног, чтобы уплотнить и выровнять основание будущей полосы. Примечательно, что само покрытие ВПП оставалось грунтовым и не было заасфальтировано вплоть до 2001 года.
Официальное признание вклада первооткрывателей Эвереста состоялось в январе 2008 года, когда аэропорт был переименован в честь Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, что стало данью уважения их общему вкладу как в покорение вершины, так и в создание этой воздушной гавани.
В аэропорту мы были буквально «атакованы» местными портерами, которые искали работу. Но мы нанимать портеров не планировали, быстренько вышли из этой толчеи и, отойдя чуть в сторону, решили понаблюдать за взлетом – посадкой самолетов. Зрелище, действительно очень увлекательное.
Небольшой ролик о взлете самолет из аэропорта Луклы можно посмотреть здесь:
Наблюдая на самолётами, услышали методичное позвякивание. Оглянулись - на нас двигался караван навьюченных яков. Так мы впервые встретили этих животных, можно сказать, символ Гималаев.
Зашли в посёлок. Вдоль нешироких улиц, не знающих автотранспорта, со всех сторон тянулись торговые лавки и кафешки. На вторых-третьих этажах зданий размещаются отели и хостелы.
И тут я почувствовал легкое головокружение и некоторую слабость в ногах. Вот те раз – неужели уже сказалась высота? Попутчицы же мои чувствовали себя хорошо.
Найдя какой-то пятачок, остановились, чтобы переодеться и перепаковаться. Нужно было спрятать куртки и надеть ходовые термухи с длинным рукавом, и убрать маленькие рюкзачки - ручную кладь - в большие. Заходить в кафе мы не стали – завтрак, хоть и скудный, был относительно недавно. Голоден никто не был. На выходе из посёлка увидели трехэтажное «офисное» здание, к окошкам которого протянулись очереди.
Здесь продают билеты и пермиты на вход национальный парк Сагарматха. В одно окошко стоит за пермитом, во втрое – за билетом в парк. Здесь же к нам снова подошёл серб Душан и пристроился к нашей мини группе.
Для оформления разрешений потребовались наши паспорта и номера непальских телефонов. Ну и также заплатить по 3000 за пермит и билет, итого по 6000 рупий с человека.
После покупки билетов и пермитов, идем в третье, крайнее левое по ходу окошко и регистрируемся в туристической полиции. Здесь спросили, сопровождает ли нашу группу гид или портер. На ответ, что нет, просто кивнули головой. Хотя официально, начиная с апреля 2023 года для выхода н маршрут требуется гид-проводник, на основные треки в парке Сагарматха пускают без гидов.
Вообще более подробно на эту тему я рассуждал в своей статье:
Первый день треккинга. Идем до Монджо
Потратили на все эти бюрократические процедуры почти полчаса. В 9.30 вышли на трек окончательно. О Луклы дорога идет вниз и значительно сбрасывает высоту. Идти хороши и приятно. Дорожка отличная, широкая, ровная. На спусках-подъемах везде каменные ступени.
Местами и сама дорожка вымощена булыжником. Народу идет много: и трекеры, и портеры, и просто местные жители. Времена встречаем караваны вьючных животных.
Я шёл и болтал на английском языке с сербом. Молодой парень 22х лет. Сказал, что хочет быстренько добежать до базового лагеря, а ас акклиматизацией у него все хорошо, ибо в его деревня в Сербии находится на высоте около 3000 м. Также сказал, что у его семьи свой бизнес по производству окон и дверей, а он работает типа трэвел-менеджера и катается по разным странам. Что ж, хорошее занятие, особенно когда особых финансовых проблем в семье нет. Отметил еще, что очень любит русских и Россию и хочет в следующем году приехать к нам на своем автомобиле. Заодно посетить и Петербург.
В 10.15 сделали первую остановку в деревне Nachipan. Получается за 45 минут прошли 3,2 км от Луклы, что ж, отличный темп. Н идет всё-таки пока в основным вниз. Тут я понял, что больше не чувствую никакого головокружения, ни слабости. Быстрое движение под рюкзаком поставило все на свои места. Акклиматизация началась.
В 11.20 прошли Ghat, купили воду в ларьке за 150 рупий и остановились на отдых у ступы. Сидим, пьем воду, болтаем. Мимо проходит женщина, с рюкзаком. Тоже, видно, что идет одна без портеров и гидов. Смотрит на меня и произносит на чистом русском языке – Вы Кеша?
Знаете, я конечно, удивился. Вот кто меня может знать в Непале? Но тут она представилась, и всё стало понятно. Оказалась, что это Татьяна – TanyT, с форума Винского. Мы активно общались в ветке про Непал перед поездкой. И там я написал, что на треке меня можно будет узнать по старой армейской кепке-афганке. Написал, скорее в шутку. Но… именно по этой кепке, которую я таскаю в походы уже лет 20, Татьяна меня и узнана в Непале! После мы с ней ещё несколько раз встречались и общались и на треке, и в Намче Базаре, и в Катманду.
12.20 прошли большую деревню Phakding.
Затем пересекли по подвесному мосту реки и сразу за мостом зашли в кафе Sunrise Garden Lodge на обед. Сбросили уже намявшие спину рюкзаки, заказали еду и отдыхали около часа.
Цены здесь уже не такие дешёвые: мо-мо 700/900. Дал Бат 800/1000, жареный рис с яйцом 900, пицца 900. Мы взяли рис с картошкой и яйцом - 900, пирог яблочный 600, 3 лимонных чая 600 (по 200).
В 13.30 пошли дальше. Идем и наслаждаемся видами, тропа очень живописная.
Через час пути после обеда дошли до небольшого поселения Бенкар. Здесь зашли в один из лоджей, чтобы «взять» геокешерский тайник. Просили работницу и она нам принесла большой сундучок с «сокровищами».
Примерно в 15.30 мы дотопали до посёлка Монджо (Monjo). Это была наша цель на сегодня. Стали искать где остановиться. И хотя я искал, рекомендуемый кем-то из путешественников на форуме Винского Будда Лодж, но мы, почему-то до него недошли, и поддавшись уговорам, заселились в расположенный прямо на центральной улице Namaste Hotel&Lodge.
Стоимость проживания была 500 рупий за номер с туалетом и розеткой в комнате. И видом м из окна на реку в глубоком ущелье. Это был наш первый лодж на треке, забегая вперед, сразу скажу, что бывают лоджи и получше. Но в целом, одну ночь переночевать вполне можно.
Сразу попросили дать нам по стакану лимонного чая, посидели в соловой. Немного отдохнули и пока не стемнело прошли прогуляться по посёлку. Хотели подняться в расположенный на склоне монастырь, но оказалось, что вход в него после 17 часов закрыт. А на часах уже было 17.30.
Вернулись в отель, заказали ужин. Взяли ДалБат и Спринг Роллы.
Спринг Роллы(что-то типа жареных пирожков с начинкой), оказались довольно перченые; съели кое-как.
Отбой в 20.30.
Продолжение следует:
Начало повествования тут:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!
Ещё мои статьи про Непал: