Когда мы впервые увидели "Армату" на Красной площади, у многих захватило дух. На какой-то момент даже могло показаться что, вот оно - самое настоящее будущее! Необитаемая башня, бронекапсула, радары как у реактивного истребителя. Но тут грянул 2022 год, и суровая реальность внесла свои жесткие коррективы в красивые чертежи конструкторов...
Выяснилось, что танковые дуэли "лоб в лоб", для которых создавались эти монстры прорыва, это скорее большая редкость, чем правило.
Что до главных врагов, то действительно главными врагами стальных машин стали копеечные жужжалки и ПТУРы, бьющие откуда не ждали. А "Армата"... она революционная, да, спору нет, но сложная, дорогая и, будем откровенны, пока не массовая.
Так что глядя на все это безумие, продиктованное реалиями сегодняшнего времени на заводе "Уралвагонзавод" сделали ход конем. Вместо того чтобы пытаться завалить российские войска "золотыми" Т-14, они поступили куда рациональнее... чего же они там такого надумали? Давайте скорее разбираться!
Давайте с конца... Почему именно Т-80? Ведь у нас есть "рабочая лошадка" Т-72 и мощный Т-90М "Прорыв".
Как оказалось, все куда проще, чем мы могли подумать, ведь все дело в сердце машины. Т-80 - это единственный российский танк с газотурбинным двигателем.
И как я писал буквально в предыдущей статье, тот запускается в любой мороз буквально за секунды (и как все мы знаем, что даже дизелю нужно время на прогрев), и в то же время он невероятно резвый. Для тактики "выскочил, ударил, убежал", лучше попросту не придумаешь.
Но мало кто знает, что была у "восьмидесятки" и ахиллесова пята, это, конечно же, сильная уязвимость экипажа. Боекомплект находился рядом с людьми, и при пробитии брони шансов выжить у бойцов оставалось совсем немного.
Вот тут-то в игру и вступают наработки от нашей драгоценной "Арматы", как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Конструкторы стряхнули пыль с проектов глубокой модернизации (эксперты условно называют эту машину "Т-100" или развитием темы "Бурлак"). Идея проста и гениальна одновременно: оставить сверхбыстрое шасси, но кардинально переделать башню. Б - безопасность.
Сделать ее либо необитаемой, либо максимально изолировать людей от боеприпасов, спрятав экипаж в защищенную капсулу внутри корпуса.
Прилетит в башню, да железо не слабо так погорит, но самое главное, что сам экипаж останется жив... Согласитесь, звучит более чем логично?
Искусственный интеллект, как второй член экипажа
Увы, но даже самая толстая броня не спасет, если не видишь врага. Современный бой, это самый настоящий хаос. Командиру танка нужно следить за картой, слушать эфир, управлять боем и при этом крутить башкой на все 360 градусов, высматривая противнючие жужжалки.
Не удивительно, что после работы в таких условиях человеческий мозг попросту "закипает".
Поэтому в новую модернизацию внедряют элементы искусственного интеллекта, обкатанные на Т-14. Нет, танк пока что не стреляет сам (хотя мог бы). ИИ работает как внимательнейший штурман.
Система сама анализирует картинку с камер и тепловизоров. Она "видит" замаскированную пехоту, технику или летящий ПТУР раньше человека и подсвечивает командиру самую опасную цель.
"Слева гранатометчик!" - сигнализирует компьютер.
И пока командир только поворачивает голову, башня уже автоматически доворачивается в сторону угрозы. Это те самые доли секунды, которые отделяют жизнь от верной погибели.
Но самая "вкусная" часть, это, конечно же, защита. За последние пару лет наши инженеры проделали работу, на которую в мирное время ушли бы целые десятилетия.
Новый танк (будь то модернизированный Т-80БВМ или перспективный прототип) выходит из цеха уже упакованным в тот самый "мангал" - специальную решетчатую конструкцию, прикрывающую крышу башни.
Более того, танк теперь едет в самом настоящем невидимом куполе. Речь о системе РЭБ (например, "Волнорез" или его аналоге). Небольшие антенны-грибки на башне глушат сигналы управления вражеской техники. А все эти камикадзе, подлетая к машине, попросту теряют связь и падают, не причинив никакого вреда.
Добавьте сюда новую динамическую защиту в "мягком" корпусе (специальные мешки со взрывчаткой), которые вешаются на борта и спасают от кумулятивных струй, и тогда вы получите настоящего броненосца.
Говорят, в конструкцию уже сегодняшних танков внесли больше сотни изменений, и что самое главное - каждое из них продиктовано реальным боевым опытом.
Так что же в итоге? Мы отказываемся от "Арматы"? Конечно же, нет. Т-14 - это танк будущего, и его время еще обязательно придет. Но техника нужна здесь и сейчас.
Возрождение производства Т-80 с новой "начинкой" - это прагматичное и жесткое решение. База есть, запчасти имеются, экипажи обучены. Использование газотурбинной платформы позволяет создать уникальный класс техники, который по "мозгам" и защите не уступает зарубежным образцам, а по маневренности и вовсе оставляет их глотать пыль.
Танки не умирают, как предрекали многие эксперты. Они попросту трансформируются, превращаясь в высокотехнологичные гаджеты весом под 46 тонн. Только и всего.
Интересно, а как вы считаете, правильная ли это стратегия - выжимать максимум из платформы Т-80, или нужно было бросить все силы на массовый выпуск дорогой "Арматы", несмотря на все риски? Пишите свое мнение в комментариях, давайте обсудим!
Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые материалы о нашей технике.