Найти в Дзене

Загадочный Восток и величие Запада: Жан-Жозеф Бенжамен-Констан — мастер академизма и ориентализма

В пестром пантеоне французской живописи XIX века, где романтики боролись с реалистами, а импрессионисты ломали каноны, особое место занимает фигура Жана-Жозефа Бенжамена-Констана — художника, чей талант органично соединил строгую академическую школу с пылкой экзотикой Востока. Его имя, сегодня, быть может, менее известно широкой публике, чем у его современников — Мане или Дега, — но в своё время Бенжамен-Констан был признанным авторитетом, любимцем аристократии и уважаемым педагогом, оставившим заметный след в истории европейского искусства. От Тулузы до Парижа: формирование мастера Родившийся 10 июня 1845 года в Париже, Жан-Жозеф Констан рано лишился матери и был отправлен на воспитание к тёте в Тулузу. Именно там, в местной Школе изящных искусств под руководством Жюля Гарипюи, он впервые прикоснулся к живописи. Благодаря поддержке своего учителя, в 1866 году он поступил в Парижскую Школу изящных искусств, где учился у Александра Кабанеля — одного из главных столпов академического

Бенжамен Констант. "Любимица мира". 1879. Национальная галерея, Вашингтон.
Бенжамен Констант. "Любимица мира". 1879. Национальная галерея, Вашингтон.
-2

В пестром пантеоне французской живописи XIX века, где романтики боролись с реалистами, а импрессионисты ломали каноны, особое место занимает фигура Жана-Жозефа Бенжамена-Констана — художника, чей талант органично соединил строгую академическую школу с пылкой экзотикой Востока. Его имя, сегодня, быть может, менее известно широкой публике, чем у его современников — Мане или Дега, — но в своё время Бенжамен-Констан был признанным авторитетом, любимцем аристократии и уважаемым педагогом, оставившим заметный след в истории европейского искусства.

Бенжамен-Констант. Одалиска 1870. Коллекция privee
Бенжамен-Констант. Одалиска 1870. Коллекция privee

Портрет восточной женщины
Портрет восточной женщины
-5

От Тулузы до Парижа: формирование мастера

Родившийся 10 июня 1845 года в Париже, Жан-Жозеф Констан рано лишился матери и был отправлен на воспитание к тёте в Тулузу. Именно там, в местной Школе изящных искусств под руководством Жюля Гарипюи, он впервые прикоснулся к живописи. Благодаря поддержке своего учителя, в 1866 году он поступил в Парижскую Школу изящных искусств, где учился у Александра Кабанеля — одного из главных столпов академического искусства эпохи Второй империи.

Бенджамин-Констант. Терраса в Марокко. 1880 год. Монреальский музей изящных искусств
Бенджамин-Констант. Терраса в Марокко. 1880 год. Монреальский музей изящных искусств
Юдифь
Юдифь
-8

Испания, война и откровение в Марокко

Переломным моментом в художественном становлении Констана стала поездка в Испанию в 1870 году вместе с другом, художником Жоржем Клереном. Там он впервые столкнулся с яркостью южного света, насыщенной палитрой и драматизмом бытовых сцен — всё это впоследствии стало питательной средой для его ориенталистских работ. Возвращение во Францию из-за франко-прусской войны лишь отсрочило дальнейшее путешествие — уже в 1872 году художники отправились в Марокко.

Benjamin-Constant. Judith. 1886. Metropolitan Museum
Benjamin-Constant. Judith. 1886. Metropolitan Museum
Дама с ларцом (Прима Донна Маргарита в Песне драгоценностей из Фауста Гуно)
Дама с ларцом (Прима Донна Маргарита в Песне драгоценностей из Фауста Гуно)

Эта поездка изменила его навсегда. Под жгучим солнцем Северной Африки Бенжамен-Констан нашёл свой художественный голос. Его полотна наполнились драматичными фигурами в ярких одеждах, внутренними двориками с тонкими арками, чувственностью и тайной восточной жизни. Он стал одним из ведущих ориенталистов Франции, наряду с Жаном-Леоном Жеромом и Эженом Делакруа, чьё влияние в ранних работах Констана особенно ощутимо.

Бенджамин-Констант. Портрет мадам Элен Винсент. 1893
Бенджамин-Констант. Портрет мадам Элен Винсент. 1893
Полдень в гареме (Afternoon in the Harem)
Полдень в гареме (Afternoon in the Harem)

От холста к фреске: монументальный поворот

После 1880 года художник постепенно отходит от жанровых сцен и всё больше обращается к монументальной живописи и портрету. Его росписи украшают престижные здания Парижа: Новую Сорбонну, театр Опера-Комик, ратушу — где его знаменитый плафон «Париж, собирающий мир» стал визуальным манифестом республиканского идеала. В этих работах академическая строгость сочетается с декоративной элегантностью, а аллегорические фигуры несут в себе дух просвещения и прославления знания, искусства и национального единства.

-13

Бенжамен Констант. Венецианский дож. 1889. Музей Хаггина, Стоктон
Бенжамен Констант. Венецианский дож. 1889. Музей Хаггина, Стоктон
Послеобеденная истома (Afternoon languor)
Послеобеденная истома (Afternoon languor)

Признание аристократии: портреты папы и королевы

Параллельно Бенжамен-Констан завоевал репутацию выдающегося портретиста. Его мастерство в передаче статуса, характера и внутреннего достоинства модели сделало его востребованным в высших кругах Европы. Особенно прославились его портреты папы Льва XIII и королевы Великобритании Александры — работы, в которых чувствуется не только техническое совершенство, но и тонкое понимание личности изображаемого.

Бенжамен Констант. "Одалиска". 1875. Музей Метрополитен
Бенжамен Констант. "Одалиска". 1875. Музей Метрополитен
Святой Иоанн Златоуст, изгнанный императрицей Евдоксией
Святой Иоанн Златоуст, изгнанный императрицей Евдоксией

В Англии его особенно ценили: британская аристократия находила в его работах идеальный баланс между официозом и индивидуальностью, между парадной репрезентацией и психологической глубиной.

Бенджамин-Констант. Въезд султана Мехмета в Константинополь. 1876. Музей августинцев Тулуза
Бенджамин-Констант. Въезд султана Мехмета в Константинополь. 1876. Музей августинцев Тулуза
Розовый фламинго (The Pink Flamingo)
Розовый фламинго (The Pink Flamingo)

Учитель и академик

Педагогическая деятельность стала ещё одним важным вектором его жизни. В 1888 году он занял должность профессора в знаменитой Академии Жюлиана, сменив Гюстава Буланже. Среди его учеников — многие художники, позже добившиеся международного признания. А в 1893 году Бенжамен-Констан был избран членом Академии изящных искусств — высшей чести для художника Третьей республики.

Бенджамин-Констант. Помощник одалиски. Нью-Йорк. Частная коллекция
Бенджамин-Констант. Помощник одалиски. Нью-Йорк. Частная коллекция
Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. 1900 Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. 1900 Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
-22

Наследие

Умер Жан-Жозеф Бенжамен-Констан в Париже 26 мая 1902 года и был похоронен на кладбище Монмартра — месте упокоения многих гениев французской культуры. Его искусство, стоявшее на стыке традиции и экзотики, академизма и романтической мечты, сегодня воспринимается как уникальный мост между XIX и XX веками. Он не был революционером, но именно благодаря таким мастерам, как он, европейская живопись сохраняла связь с великим наследием прошлого, даже в эпоху бурных художественных перемен.

Жан-Жозеф Бенжамен-Констан – Императрица Теодора в Колизее
Жан-Жозеф Бенжамен-Констан – Императрица Теодора в Колизее
-24

Бенжамен-Констан — художник, чьи полотна приглашают нас одновременно в роскошные залы Сорбонны и в тенистые переулки Марракеша. И в этом — вся суть его таланта: умение видеть поэзию повсюду — от светских салонов до далёких восточных городов.

Все публикации канала увидят только подписчики.