Найти в Дзене

Ежедневно в Норильске дефицит рейсовых автобусов на линиях составляет почти 25%, а количество безбилетников приближается к 80%

Социальные сети и мессенджеры в Норильске пестрят жалобами на работу общественного транспорта. Горожане в мороз, метель и стужу вынуждены пологу стоять на улице, либо толпиться в теплых остановках в ожидании заветного автобуса, в который еще нужно будет попасть. «В 40-градусные морозы, под ледяным ветром, мы, наши дети, наши пожилые и больные родители, вынуждены стоять на улице по 30-40 минут. Вы хоть раз чувствовали, как у ребенка на глазах замерзают слезы? А мы видим это каждый день. И да, тёплые остановки есть далеко не везде – это не просто недоработка, это плевок в лицо людям, выживающим в условиях Крайнего Севера», - пишут возмущенные норильчане (орфография и пунктуация автора сохранена). Согреться в автобусе не получится. Температура в них ненамного превышает уличную. Два года назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обращала внимание местных чиновников на проблему , но теплее в автобусах не стало. Ситуацию с коллапсом общественного транспорта на прямой линии прокоммент
Оглавление
Бюджет не в состоянии финансировать транспорт Норильска, пассажиры платить не желают
Бюджет не в состоянии финансировать транспорт Норильска, пассажиры платить не желают

Социальные сети и мессенджеры в Норильске пестрят жалобами на работу общественного транспорта. Горожане в мороз, метель и стужу вынуждены пологу стоять на улице, либо толпиться в теплых остановках в ожидании заветного автобуса, в который еще нужно будет попасть.

«В 40-градусные морозы, под ледяным ветром, мы, наши дети, наши пожилые и больные родители, вынуждены стоять на улице по 30-40 минут. Вы хоть раз чувствовали, как у ребенка на глазах замерзают слезы? А мы видим это каждый день. И да, тёплые остановки есть далеко не везде – это не просто недоработка, это плевок в лицо людям, выживающим в условиях Крайнего Севера», - пишут возмущенные норильчане (орфография и пунктуация автора сохранена).

Согреться в автобусе не получится. Температура в них ненамного превышает уличную. Два года назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обращала внимание местных чиновников на проблему , но теплее в автобусах не стало.

Ситуацию с коллапсом общественного транспорта на прямой линии прокомментировал губернатор Красноярского края Михаил Котиков. Глава региона все списал на нехватку водителей.

В дефиците и простое

Водители ответили губернатору практически мгновенно, разместив пост в местном паблике:

«Передайте нашему мэру, водителей не нужно искать, они есть и будут. Для этого нужно создавать условия труда. Водители работают на убой в графике 6/1, чтобы получить зарплату 170т, в Мосгортранс нету классности водителей, тут же придумывают все, чтобы не платить. Обманывают на заработной оплате труда. Любого инвалида принимают на работу с улицы, они через яму не могут проезжать, вы хотите, чтобы людей возили в пургу. Запчастей нет от слова совсем, а если и есть, надо каждому ноги помыть, чтобы их поменяли. По документам все меняют вовремя, а в реальности все в магазине продается”.

По состоянию на начало декабря текущего года в МУП «Норильский транспорт» (НПОПАТ) не хватает 88 водителей. В итоге из 203 автобусов в парке в рейсы в лучшем случае выходит 90 – в первую смену и 65—во вторую. При этом средний плановый выпуск зимой 112 и 78 соответственно. Да и вышедшим на линию еще нужно отработать положенные часы без эксцессов. По словам исполняющего обязанности заместителя начальника Управления дорожно-транспортной инфраструктуры — начальника транспорта и транспортной инфраструктуры Администрации города Норильска Виктора Клявлина, из 187 единиц городского транспорта большого класса, 86 – возрастом до 7 лет, 94 – «пробегали» от 8 до 13 лет, а 40- уже «старички», которым исполнилось от 13 до 19 лет. Средний же возраст подвижного состава – 7,5 лет.

В итоге так нужный городу общественный транспорт простаивает в рембоксах.

Получается замкнутый круг, — машины есть, но работать на них не кому, а частые поломки и сложности с ремонтом только усугубляют ситуацию. Вот и приходится латать расписание на скорую руку и как придется.

Заяц на зайце

Зайдем, с другой стороны, финансовой. Не секрет, что общественный транспорт в Норильске, да и в целом по стране, — убыточный. В бюджете города на 2026 год, который уже утвержден, общая сумма расходов на организацию пассажирских перевозок составит более 1,88 млрд рублей, а доходы по маршрутным перевозкам прогнозируются на уровне чуть более 854 млн рублей. Это при условии, что за год общественный транспорт перевезет почти 15 млн пассажиров, и все они оплатят проезд с учетом повышения тарифа с 1 января 2026 года до 50 рублей на внутрирайонные и 73 рублей на межрайонные перевозки.

Между тем, по информации «Сибирского новостного, только 20-22% норильчан исправно обилечиваются, остальные едут «зайцем».

«За 11 месяцев текущего года контролерами МУП «Норильский транспорт» было проверено 15 050 автобусов. В результате проверок выявлено 17 173 пассажира, не имеющих подтверждения оплаты проезда. Сумма, истребованная контролерами с безбилетных пассажиров в качестве платы за проезд, составила 719 748 рублей», — сообщил «Сибирскому новостному» Виктор Клявлин.

Норильчане подолгу простаивают на остановках) Источник: телеграм-канал Норильск Today
Норильчане подолгу простаивают на остановках) Источник: телеграм-канал Норильск Today

Если посчитать по максимуму, то из-за безбилетников городской бюджет может недополучить более 666 млн рублей. На эти деньги, к слову, можно приобрести 22 северобуса по цене с доставкой в 29 млн рублей, или нанять 275 водителей со средней ставкой 150 000 руб. в месяц.

А есть ли выход?

Для борьбы с зайцами Норильск пытался внедрить систему оплаты «Гео Пей» сервиса «Дубль ГИС», но из-за повсеместного ограничения работы мобильного интернета эксперимент провалился.

«Статистика показывает крайне скромные результаты. При анализе периода до «шатдауна» прирост пользователей услугой был более чем в 2 раза месяц к месяцу, а количество совершаемых поездок росло в среднем на 280% в месяц», — поясняет Клявлин.

Сейчас норильский общественный транспорт повсеместно оборудуют валидаторами, но не факт, что они исправят ситуацию без должного надзора. Для этого придется увеличивать штат контролеров, но пойдут ли на это власти. Еще один вариант, — возвращение кондукторов, но их, как и водителей автобусов, еще надо заманить на работу в непростых условиях. Пока же, и автор стал тому свидетелем, водители используют дедовские методы, — открывают для выхода только переднюю дверь в салоне, дескать, рассчитался и будь свободен. А это лишние минуты и так в напрочь сбитом графике.

Поиск водителей ведется ударными темпами, — объявления везде и всюду, ярмарки вакансий, подъемные при устройстве в 700 тыс. рублей и зарплата от 200 тыс. рублей. Но воз и ныне там и тут бы не растерять оставшихся, — переработки, графики по 6 дней в неделю и нарушение режима отдыха.

Обновление автопарка не решить без дополнительных финансовых вливаний, участия федерального и краевого бюджета. Пока же, по сути, все бремя городского общественного транспорта тянет на себе Норильск. Да, по соглашению с ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» предусмотрено софинансирование маршрутных убытков на сумму более 333 млн рублей на 2026 год, но этого явно недостаточно.

Получается какой-то замкнутый круг. Для полноценного финансирования общественного транспорта норильчане должны платить за проезд, чтобы платить за проезд-он должен быть комфортным. И пока власти Норильска разорвать этот круг не в состоянии.