Найти в Дзене
Музей музыки

Концерт 21 декабря 1941 года в Большом зале консерватории. В день рождения Сталина

Иногда история говорит с нами не через сводки сражений или парадные портреты, а через отрывки частных воспоминаний. Один такой отрывок — строчки из мемуаров великой певицы Антонины Неждановой — заставляет остановиться и услышать далекий декабрьский вечер 1941 года. Вечер, который был актом невероятного духовного сопротивления. Из воспоминаний Неждановой А.В. «21 декабря 1941 года под управлением Николая Семеновича состоялся первый открытый концерт Большом зале консерватории после начала войны. (Дата концерта не случайная – это день рождения Сталина.) Все оркестры эвакуировались, кроме одного – оркестра Радиокомитета, с которым Николай Семенович все время, не переставая, работал в закрытых концертах и передачах на радио. Весь сбор от концерта предназначался на постройку танков. Программа была очень серьезной и интересной. В первом отделении солисты с оркестром исполняли произведения Чайковского и Римского-Корсакова: Обухова прекрасно исполнила арию Кащеевны, Катульская и Орфенов – Дуэт

Иногда история говорит с нами не через сводки сражений или парадные портреты, а через отрывки частных воспоминаний. Один такой отрывок — строчки из мемуаров великой певицы Антонины Неждановой — заставляет остановиться и услышать далекий декабрьский вечер 1941 года. Вечер, который был актом невероятного духовного сопротивления.

Из воспоминаний Неждановой А.В.

«21 декабря 1941 года под управлением Николая Семеновича состоялся первый открытый концерт Большом зале консерватории после начала войны. (Дата концерта не случайная – это день рождения Сталина.) Все оркестры эвакуировались, кроме одного – оркестра Радиокомитета, с которым Николай Семенович все время, не переставая, работал в закрытых концертах и передачах на радио. Весь сбор от концерта предназначался на постройку танков. Программа была очень серьезной и интересной. В первом отделении солисты с оркестром исполняли произведения Чайковского и Римского-Корсакова: Обухова прекрасно исполнила арию Кащеевны, Катульская и Орфенов – Дуэт Ромео и Джульетты Чайковского, Ханаев – арию из «Пиковой дамы», пели Лемешев, Мигай. Во время исполнения дуэта над залом консерватории слышались выстрелы – это был вражеский налет, но публика сидела, не двигаясь, поглощенная дивной музыкой»

Чтобы понять значимость этой истории, нужно вспомнить хронологию тех страшных дней. Декабрь 1941-го. Немецкие войска находятся в 25-30 километрах от Кремля. Город на осадном положении: затемнение, баррикады, бомбежки. Большинство театров и оркестров эвакуированы. Кажется, в таких условиях культура должна замолчать, уступить место инстинктам выживания. Но именно в этот момент группа людей решает сделать обратное.

Дата, конечно, не случайна, но суть была в другом… Первый открытый концерт в опустевшей, замерзшей Москве. Билеты — не для премий артистам, а на строительство танков. Искусство здесь прямо, без метафор, становилось оружием. Оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Николая Голованова — единственный, оставшийся в столице. Они уже всё это время играли. В студии, в эфире, для микрофона. Их музыка была нервной системой страны, тонкой нитью, связывающей фронт и тыл. А теперь — риск. Открытый зал. Люди, собравшиеся в одном месте под угрозой авианалета. Это был вызов. Программа, которую исполняли Обухова, Катульская, Лемешев, Ханаев, Мигай, — не была лёгким развлекательным концертом для поднятия духа. Это была серьёзная, сложная, вечная музыка. Чайковский, Римский-Корсаков. Ария из «Пиковой дамы», дуэт Ромео и Джульетты.

Почему это важно? Потому что это был сигнал: “Мы не сдаемся. Мы помним, кто мы!” Артисты, многие из которых могли уехать в эвакуацию, выбрали остаться и петь не в тепле и безопасности, а здесь, на краю пропасти. И вот кульминация, которую Нежданова описывает с леденящей простотой: «Во время исполнения дуэта над залом консерватории слышались выстрелы – это был вражеский налет, но публика сидела, не двигаясь».

Попробуйте представить эту сюрреалистическую многослойность звука: голос Катульской и Орфенова — о вечной любви, Вероне, поэзии и грохот зениток — о войне, стали, смерти; тишина зала… не тишина страха, а тишина предельной концентрации, поглощенность…

Это был молчаливый сговор зала против войны. Каждый, оставаясь на месте, голосовал за ту реальность, где важнее дуэт Ромео и Джульетты. В этот момент зрители совершали такой же подвиг, как и артисты на сцене. Они защищали право на красоту.

Сама Антонина Васильевна в этом отрывке — не участник, а свидетель. Но её взгляд бесценен. Она фиксирует не подвиг как нечто пафосное, а норму человеческого достоинства. «Публика сидела, не двигаясь» — в этом нет удивления, есть констатация факта. Мол, а как иначе?

Эта история — не про «когда-то люди были героями». Она — про выбор, который искусство и зритель совершают в экстремальных условиях.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

Афиша того концерта 21 декабря 1941 года хранится в Музее музыки. Это было одновременно и сбором средств на танки, и грандиозной акцией по защите смыслов. Оружием музыкантов были тишина внимания и звук, прорывающийся сквозь грохот. И они победили!