Герман и Тамара Рыльские давно попали в поле моего зрения, потому что в своём творчестве любят обращаться к такому жанру, как ретеллинг. И ознакомившись со списком их произведений, я выбрала наиболее для меня любопытный — роман «Аркан дьявола», который является ретеллингом сказки братьев Гримм «Румпельштильцхен».
Сюжет романа «Аркан дьявола» Германа Рыльского и Тамары Рыльской
Сколько себя Барбара Вернер помнила, её жизнь всегда состояла из бесконечных переездов. Причём надолго они с матерью — практикующей ведьмой — нигде не задерживались. Как только Эльза Вернер чувствовала приближение демонов, то брала в руки прозрачный кристалл горного хрусталя на шнурке, поднимала его над картой Европы, и та точка, на которую маятник указывал, становилась следующим пунктом их назначения. Обычно они не повторялись. Одним из немногих исключений являлась Прага, где были сосредоточены многочисленные места силы, древние кладбища, менгиры, христианские святыни и мистические артефакты. Настоящее убежище под открытым небом, способное спрятать от преследований любых созданий ада, насылаемых её отцом-чернокнижником, как утверждала фрау Вернер. Будучи маленькой, Барбара верила в эту жуткую сказку, но чем старше становилась — тем меньше веры оставалось, пока не исчезла совсем. Вместо неё у девушки появилось твёрдое убеждение, что Эльза Вернер — обычная сумасшедшая манипуляторша. Потому в итоге Барбара приняла решение разорвать отношения с матерью и начать самостоятельную жизнь, тем более что своё восемнадцатилетие она сможет удачно встретить в Праге.
По приезде в чешскую столицу Барбара сразу же устроилась на работу в пивоварню «Хмельной гусь», чтобы скопить денег. Мать отнеслась к такой выходке дочери как к временной подростковой блажи. Но по истечении трёх месяцев заподозрила неладное и, стащив служебные ключи, устроила в пивоварне акт «тематического» вандализма. Увидев утром разрисованные рунами и пентаграммами стены, двери и старинную утварь, Барбаре пришлось ускорить события. Она сама увольняется, а дома объявляет матери о своём уходе. Короткий разговор с фрау Вернер дался ей очень тяжело, буквально вывернул наизнанку, и чтобы прийти в себя, Барбара сбегает. Лишь к вечеру она набирается сил вернуться, готовясь к новой порции скандала, но происходит немыслимое. На пороге их квартиры появляется демон в облике мерзкого карлика с шарманкой и разыгрывает безумное цирковое шоу! Эльза ценой своей жизни задерживает «адского шута», дав возможность Барбаре скрыться. Вот только помимо него спустя несколько часов преследование девушки начинает и полиция, убеждённая, что пытается остановить маньячку-каннибала. А против них мистическая Прага уже бессильна. И где искать защиты теперь? Да и остановить демона, просто выкрикнув его имя, тоже не получится. Это правило, благодаря братьям Гримм, перестало работать двести лет назад.
Жанровая структура, анализ содержания, персонажи и темы романа «Аркан дьявола» Германа Рыльского и Тамары Рыльской
С распространением христианства на территории Европы многие древние культы, верования и даже целые языческие религии перекочевали в разряд мифов, легенд и сказок. Потому, читая их, нередко возникает в голове вопрос: «А как бы эта история могла выглядеть, если бы выдуманную ширму можно было убрать?» В «Аркане дьявола» злобный карлик обретает дьявольскую природу, а потому сказочное волшебство уступает место мистике и ужасам. Подобный микс не был для меня секретом (аннотация данного факта не скрывает), а вот что для меня действительно оказалось полной неожиданностью, так это раскрытие сюжета через слэшер (поджанр ужасов, означающий мясорубку). Каждое своё появление Шарманщик разыгрывает с невиданным размахом и дьявольской фантазией: то это шествие танцующих скелетов во фраках с лакированным гробом-тараном на плечах, направляющихся в Собор Святого Вита, то резня в полицейском участке в духе трешового юридического триллера, то попытка штурма автозаправки восставшими зомби с местного кладбища, то средневековое судилище на городской площади… Всё ярко, масштабно и кроваво. Потому от каждого представления Шарманщика у меня пробегал мороз по коже: описания одновременно и отталкивали своей натуралистичностью, и завораживали так, что оторваться от них было невозможно.
Параллельно слэшеру, которым дирижирует классический трикстер в демонически-комическом амплуа, в романе развивается и арка психологических ужасов. Здесь уже «королевой бала» является Эльза Вернер. Знакомство с ней происходит через воспоминания Барбары. Появление живого демона в начале истории на некоторое время отводит от неё фокус — она кажется обычной женщиной с повышенным уровнем тревожности и не без причины для этого. Однако постепенно вырисовывается иная картина. Забота Эльзы о дочери всё больше и больше начинает походить на болезненную потребность ограждать девочку буквально от любого человека или самостоятельного шага. А уж когда всплывает тот факт, что женщина намеренно убавила возраст Барбары на два года, становится очевидно — у Эльзы явный синдром гиперопекающего родителя. Потому сквозь её естественное желание «обезопасить» жизнь дочери, в конце концов, пышно прорастает жесточайший тотальный контроль, не позволяющий «маленькой Барби» взрослеть. А к финалу фрау Вернер логично превращается в ещё одного монстра. Причём намного более страшного, чем марионеточный Шарманщик, потому что каждый поступок Эльзы был её собственным осознанным решением.
Следуя каноническому формату сказки, в романе «Аркан дьявола» имеется любовная линия, ведь только через любовь добро способно победить зло. Развивается она в двух временных линиях: настоящем (это октябрь 2023 года) и в прошлом («четырьмя годами ранее», то есть в 2019-м). Судьба свела Барбару и Руди (Рудо́льфа Но́вака) «в царстве эльфов» — диком лесу, окружающем небольшой чешский городок Серебряный Ручей. И практически сразу накрепко связала два одиноких сердца, никогда не знавших нормального человеческого тепла (Барбара была закована в кандалы материнской параноидальной заботы, а Руди жил вместе с отцом-алкоголиком, который любые проблемы с сыном решал ремнём).
Для обоих подростков любовь оказалась «чем-то удивительным, возвышенным и неприкосновенным». Но продлилась она недолго. Как только Эльза Вернер прознала об интересе дочери к мальчику, то сразу же «растоптала, извратила, выставила на посмешище хрупкое чудо». Именно этот поступок дал первую трещину в отношениях Барбары с матерью, а первая любовь превратилась для девушки в тайное убежище, спрятанное в глубине её сердца. Рудольф же после смерти отца переехал, как и мечтал, в Прагу, где полностью сосредоточился на карьере, чтобы как можно быстрее встать на ноги. Потому новая встреча детектива Рудольфа Новака и Барбары Вернер вполне естественно и логично пробуждает в обоих огонь прежних чувств. Правда, теперь угрозой их любви становится демон. А чтобы одержать верх над сверхъестественным существом, молодым людям сперва придётся освободиться от демонов внутренних: жертвенного страха, обид, недоверия или, наоборот, излишней веры, а также чувства вины, «разъедающего душу, как раскалённая смола».
Развивается история Барбары и Рудольфа в классических рамках роуд-стори (после бойни в пражском полицейском участке они бегут из Чехии в Германию в поисках отца главной героини). На своём пути парочка сталкивается с самыми разными людьми: кто-то бескорыстно помогает им, кто-то создаёт проблемы и препятствия. При этом все второстепенные персонажи прописаны настолько ярко и живо, что мгновенно врезаются в память, будь то атеистически настроенная официантка Дейлинка Кадлец из «Хмельного гуся», прагматичный и чёрствый психиатр Йозеф Тесарж, байкер-амбал Тиль с автозаправки или трусливый пастор Леонард.
Отдельной похвалы заслуживает также атмосфера романа, дышащая стариной готической Праги, пропитанная незримым провинциальным волшебством Серебряного Ручья и мистическим флёром тихого городка Брауншвейг, где от «каждого здания, от каждой вывески, кованого фонаря или зарешёченного окошка веет Средневековьем. Для полноты картины Барбаре здесь не хватало только Румпельштильцхена, существа из немецкой сказки, которое оказалось более чем реально…».
Рекомендации к чтению
«Аркан дьявола» — это захватывающая мистическая история с динамичным сюжетом, ловко закрученной интригой и глубокой психологической проработкой персонажей, через которых поднимаются темы взросления, конфликта отцов и детей, а также семейного абьюза. Если вам по душе мрачные сказки со смыслом, то обязательно попробуйте «Румпельштильцхена» от Германа и Тамары Рыльских.
Оценка: 5/5