Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

6 древнейших титулов Руси. Как (не) называли правителей?

Дискуссии о том, какими могли быть эти самые древнейшие славянские титулы, довольно разнообразны. В свое время историки и филологи обратили внимание на слово «власть», которое звучит почти одинаково в большинстве славянских языков. Тем более что эта самая «власть» предполагает владение, держание или обладание чем-то. Не мог ли древнейший славянский правитель носить титул «владыка»? Владыка — тот, кто имеет власть. А власть — это обладание чем-то. Однако в эпоху Средневековья это понятие употреблялось лишь в отношении духовных лиц, не добравшись до страниц летописей, чтобы хоть чуть-чуть облегчить жизнь исследователям титулатуры. Другое слово, которое применялось к лицам, облеченным властью, — это «старший» или «старейший». Причем знакомые нам «старейшины» вовсе не обязаны были быть по-настоящему старыми — это могло быть обозначением самого влиятельного человека в роду или общине. В русских летописях фиксируются формулировки вроде «дружина старая», «князь старейший» или «градские старц

Дискуссии о том, какими могли быть эти самые древнейшие славянские титулы, довольно разнообразны. В свое время историки и филологи обратили внимание на слово «власть», которое звучит почти одинаково в большинстве славянских языков. Тем более что эта самая «власть» предполагает владение, держание или обладание чем-то. Не мог ли древнейший славянский правитель носить титул «владыка»? Владыка — тот, кто имеет власть. А власть — это обладание чем-то.

Однако в эпоху Средневековья это понятие употреблялось лишь в отношении духовных лиц, не добравшись до страниц летописей, чтобы хоть чуть-чуть облегчить жизнь исследователям титулатуры.

Legion-Media
Legion-Media

Другое слово, которое применялось к лицам, облеченным властью, — это «старший» или «старейший». Причем знакомые нам «старейшины» вовсе не обязаны были быть по-настоящему старыми — это могло быть обозначением самого влиятельного человека в роду или общине.

В русских летописях фиксируются формулировки вроде «дружина старая», «князь старейший» или «градские старцы». Они обозначают главенство определенной части общества над другой, не настолько «старшей». А позже, уже в XIV–XV веках, разделение на «старейшего» и «молодшего» братьев станет рабочей практикой в иерархии Московских князей. Тому, что старше, подчиняются «молодшие» родственники.

Еще есть такое слово, как «глава» или, если касаться русской политической терминологии, — «голова». Что в научной, что в художественной литературе можно встретить обозначения вроде «стрелецкий голова», «сотенный голова», «приказной голова» и так далее в том же духе. Однако появление этого понятия в широком обиходе относится лишь к XVI–XVII векам. А потому древнейшие правители вятичей или полян себя «головами» вряд ли называли.

Примерно та же самая ситуация и с «поконником» — начальником. Вроде и происхождение слова «покон» — обычай, порядок — восходит к древнейшим временам. Вот только практического применения у «начальника» также не было вплоть до XVI столетия — и только тогда у этого слова появляется хоть какое-то властное значение.

Куда более распространенным в историографии был титул «вождь». В худшей его версии — «племенной вождь». Звучит максимально пафосно, однако в русском языке «вождь» не имел никаких властных функций, а был лишь адаптацией греческого слова — ведущий. Именно так «вождь» использовался и в языках западных и южных славян.

А что до политических значений — снова никаких упоминаний вплоть до XVI века. Вот и получается, что единственным рабочим вариантом для правителей древних славян был князь.

Больше о Древней Руси узнайте в сборнике Ильи Агафонова, историка, специалиста по Допетровской России: https://ast.ru/book/drevnyaya-rus-imidzh-strategii-srednevekovya-878832/

Вы узнаете:
• Почему имя и титул могли решить судьбу князя, а их отсутствие — лишить его власти.
• Как средневековые правители выстраивали отношения с Богом — от смиренного благочестия до дерзких "переговоров" с небесами.
• Какие поступки идеального государя восхваляли летописцы, а какие — старались поскорее забыть.
• На какие реальные (и не очень) примеры равнялись князья и цари, чтобы соответствовать "идеалу".
• Почему некоторые сюжеты о власти выглядели бы сегодня как политический анекдот.
-2