Найти в Дзене

Кто под ударом? «Грязная бомба»: выбор цели

Цикл статей «Радиация: идёт беда откуда не ждали» Предыдущая статья: «Слона-то я и не приметил. Для катастрофы диверсанты не нужны: глупости бывает достаточно». https://dzen.ru/a/aUPgXe4l2iRxB8oW В этой публикации мы ответим на вопрос: куда в первую очередь может ударить «грязная бомба». И почему для защиты от неё нельзя подготовить универсальную памятку? Кому стоит опасаться радиологического оружия в первую очередь? Сначала уточним: речь идёт о диверсии на радиационном объекте или о классической «грязной бомбе»? В первом случае дополнительный источник радиации не используется: террористы рассчитывают на разброс имеющихся на объекте радиоактивных материалов или отходов. Понятно, что целями при этом станут объекты, где много высокоактивных материалов. Это так называемые объекты первой категории радиационной опасности под эгидой Росатома. Перво-наперво атомные электростанции и радиохимические заводы, перерабатывающие облучённые тепловыделяющие сборки. А также хранилища высокоактивных отх

Цикл статей «Радиация: идёт беда откуда не ждали»

Предыдущая статья: «Слона-то я и не приметил. Для катастрофы диверсанты не нужны: глупости бывает достаточно».

https://dzen.ru/a/aUPgXe4l2iRxB8oW

В этой публикации мы ответим на вопрос: куда в первую очередь может ударить «грязная бомба». И почему для защиты от неё нельзя подготовить универсальную памятку?

Кому стоит опасаться радиологического оружия в первую очередь? Сначала уточним: речь идёт о диверсии на радиационном объекте или о классической «грязной бомбе»?

Фото: https://www.atomic-energy.ru/articles/2018/06/14/86641
Фото: https://www.atomic-energy.ru/articles/2018/06/14/86641

В первом случае дополнительный источник радиации не используется: террористы рассчитывают на разброс имеющихся на объекте радиоактивных материалов или отходов.

Понятно, что целями при этом станут объекты, где много высокоактивных материалов. Это так называемые объекты первой категории радиационной опасности под эгидой Росатома. Перво-наперво атомные электростанции и радиохимические заводы, перерабатывающие облучённые тепловыделяющие сборки. А также хранилища высокоактивных отходов.

Очевидно, наибольшему риску подвергаются те, кто проживает вблизи таких объектов. Чем ближе, тем опаснее. Но в худшем случае последствия могут сравниться с чернобыльскими: пострадать может не только европейская часть России и сама Украина, но и почти вся Европа.

Процитирую бывшего начальника Инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Госатомнадзора СССР, доктора технических наук, профессора Владимира Кузнецова:

«По моим расчетам, с которыми согласилось Минобороны и покойный глава РХБЗ Игорь Кириллов, радиоактивная волна дойдет аж до Берлина. На Европу мне наплевать, а на нашу страну нет.
В зоне поражения окажутся такие страны, как Румыния, Польша, Венгрия, Болгария, Турция, естественно, Германия. Австрия и Швейцария пострадают в меньшей степени, потому что там гористая местность. А в том, что будет поражен юг и дойдет до Франции, у меня сомнений нет.
Это не ядерная атака, это ещё хуже. Авария в Чернобыле и ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки несравнимые вещи. Там хотя и было два ядерных взрыва, но они были относительно чистые, и народ там прекрасно живет. А после аварии на ЧАЭС остались спустя 40 лет участки с гигантским поражением по плутонию, проживание там грозит серьёзными проблемами со здоровьем. Распад изотопов плутония 24 тысячи лет».
Владимир Кузнецов: Облако от взрыва на Запорожской АЭС накроет всю Европу, если станцию не заглушить
Украина.ру, 16.07.2025

Ну да, указанные объекты находятся под защитой систем ПВО. Имеются службы по ликвидации последствий радиационных аварий. Плюс огромный опыт, полученный в Чернобыле. Но всё это не гарантирует безопасность атомных объектов, а лишь снижает риски радиационных аварий.

Конечно, сравнивать последствия диверсии и аварии на одном и том же предприятии не совсем корректно. Они будут отличаться, но разница эта не принципиальна. Поэтому смело рекомендую публикацию журналиста Валентины Варцабы «Готово ли население к запроектной аварии на атомных станциях. Мнение экспертов, часть 1. «Война» на инфополе».

Изложено там всё просто и по делу. Много полезного — и про йод, и про тревожный чемоданчик, и про эвакуацию. И ещё важный момент. Автор чётко объясняет: настоящая, объективная информация для населения может появиться не раньше, чем через час после аварии; такова специфика атомной отрасли. Всё, что будет опубликовано и озвучено до этого – слухи. Не верьте им и тем более не распространяйте дальше. Ждите официальных сообщений.

Но имеется ещё одна проблема — готовность гражданской обороны к радиационным катастрофам. А точнее — её неготовность.

Вот как это оценил тот же Владимир Кузнецов:

«Как таковой, гражданской обороны нет. То, что когда-то делалось
в 50-60-е годы, когда под домами создавались бомбоубежища, пришло
в негодность. Это требует огромных затрат. Я уже не говорю о состоянии бомбоубежищ в маленьких городах. Они от дронов-то не спасают, не то, что от выбросов радиоактивных веществ».
-2

Теперь рассмотрим второй вариант применения радиологического оружия – классическую «грязную бомбу». Скорее всего будет атакован крупный город или важный район с высокой плотностью населения. И здесь жертвой террора может стать каждый.

В этом случае разобраться в ситуации, верно оценить опасность, принять меры по защите людей и их эвакуации в чём-то будет сложнее. Отметим несколько отличий «грязной бомбы»:

  • «Грязная бомба» коварна: радиационное заражение поначалу может оставаться незаметным. Ну, распылил беспилотник что-то невнятное. Или взорвалась, к примеру, бензозаправочная станция. Радиоактивная начинка «грязной бомбы» может быть даже привлекательной: вспомним, как в Гоянии многие польстились на сияние радиоактивного цезия.
  • Начинка грязной бомбы может быть очень разной. Содержащиеся в ней изотопы могут быть альфа-, бета- и гамма-активными. Период полураспада и интенсивность излучения радионуклидов могут отличаться в миллионы раз.
  • Разные изотопы поведут себя в организме по-разному; многие концентрируются в отдельных органах, создавая большую дозу.
  • Разные радионуклиды по-разному выводятся из организма.
  • В любом случае «грязная бомба» заражает территорию надолго — в метро или подвале не отсидишься.
  • Для случая применения «грязной бомбы» трудно заранее подготовить универсальную памятку или инструкцию.
  • Непригодными для «грязной бомбы» могут оказаться и рекомендации, разработанные на случай аварии на атомной электростанции.
-3

Скорее всего бесполезными окажутся препараты стабильного йода, и вот почему. Они способны защитить щитовидную железу от радиоактивного йода-131. Изотоп этот — короткоживущий, период полураспада около 8 суток. Это продукт ядерного взрыва либо работающего ядерного реактора; как вариант — реактора вскоре после аварии. Террористам такой изотоп не интересен. Ведь через 10 периодов полураспада, то есть через 80 суток, его активность снизится в 1000 раз. А через 20 полупериодов (160 суток) — в миллион раз. Иначе говоря, он полностью распадётся через 3-5 месяцев, а цель «грязной бомбы» — загадить местность радиацией на многие годы.

Таким образом, защита от «грязной бомбы» не может быть универсальной, одинаковой для всех случаев. Тут пригодился бы радиационный ликбез для населения. Базовый — неглубокий, но широкий. Нельзя допустить, чтобы в критической ситуации люди вели себя как слепые котята.

И ещё одно. Любое радиологическое оружие имеет подлую особенность: сильнее всего радиация бьёт по детям. Почему? Разберёмся в следующий раз.

-4

***

Следующая статья: «Группа особого риска» серии «Радиация: идёт беда откуда не ждали».

📩 Подписывайтесь на группу, оставляйте ваши вопросы и мысли в комментариях ниже