Найти в Дзене
Евгений Барханов

Сикстинской Мадонне не место в Дрездене!

Часто спрашивают, как смогут немцы возместить ущерб, нанесенный памятникам искусства. Ведь нельзя отстроить соборы Новгорода и Пскова, дворцы Пушкина и Гатчины, другие древние города. Я думаю, что придется кое-что у немцев отобрать. Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 20 октября 1944 г., пятница: ВОРЫ
Говорят: доброму вору всё в пору. Я думаю, что еще не было таких универсальных воров, как солдаты Гитлера. Они крали севрский фарфор и орловские валенки, государства и домотканые платки, золотые часы и рваные одеяла, статуи и яйца, игрушки и вагоны, они крали парижские памятники, голландский сыр, брюссельские кружева, надверные ручки, могильные плиты, сковородки, слюнявки, даже костыли. Однако в Германии есть вор, которому могут позавидовать все фрицы, вор среди воров, магистр грабежа, профессор краж, академик разбоя. Это Альфред Розенберг. Мы знаем, как он обокрал музеи и библиотеки Советского Союза. Он обчистил музей Смоленска, он обворовал дворцы под Ленинградом, он стянул в
Оглавление
Часто спрашивают, как смогут немцы возместить ущерб, нанесенный памятникам искусства. Ведь нельзя отстроить соборы Новгорода и Пскова, дворцы Пушкина и Гатчины, другие древние города. Я думаю, что придется кое-что у немцев отобрать.
Альфред Эрнст Розенберг, один из наиболее влиятельных членов Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и её идеолог. Родился 31 декабря 1892 года в Ревеле (ныне Таллин, столица Эстонии), в семье уроженца Риги (ныне столица Латвии), остзейского немца-башмачника (по другим данным, купца) Вольдемара Вильгельма Розенберга и петербурженки Эльфриды Каролины Зире, происходившей из семьи переселившихся в Эстляндию французов-гугенотов. 20 апреля 1941 года Гитлер проинформировал Розенберга, что планирует назначить его руководителем германских оккупационных органов на территории Советского Союза и тогда же назначил его своим «непосредственным уполномоченным для централизованного решения вопросов восточноевропейского пространства». В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из десяти казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.
Альфред Эрнст Розенберг, один из наиболее влиятельных членов Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и её идеолог. Родился 31 декабря 1892 года в Ревеле (ныне Таллин, столица Эстонии), в семье уроженца Риги (ныне столица Латвии), остзейского немца-башмачника (по другим данным, купца) Вольдемара Вильгельма Розенберга и петербурженки Эльфриды Каролины Зире, происходившей из семьи переселившихся в Эстляндию французов-гугенотов. 20 апреля 1941 года Гитлер проинформировал Розенберга, что планирует назначить его руководителем германских оккупационных органов на территории Советского Союза и тогда же назначил его своим «непосредственным уполномоченным для централизованного решения вопросов восточноевропейского пространства». В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из десяти казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 20 октября 1944 г., пятница:

Прогулки по Фрицландии

ВОРЫ
Говорят: доброму вору всё в пору. Я думаю, что еще не было таких универсальных воров, как солдаты Гитлера. Они крали севрский фарфор и орловские валенки, государства и домотканые платки, золотые часы и рваные одеяла, статуи и яйца, игрушки и вагоны, они крали парижские памятники, голландский сыр, брюссельские кружева, надверные ручки, могильные плиты, сковородки, слюнявки, даже костыли. Однако в Германии есть вор, которому могут позавидовать все фрицы, вор среди воров, магистр грабежа, профессор краж, академик разбоя. Это Альфред Розенберг. Мы знаем, как он обокрал музеи и библиотеки Советского Союза. Он обчистил музей Смоленска, он обворовал дворцы под Ленинградом, он стянул в Новгороде ценные иконы, а в Прибалтике — картины и манускрипты. Это вор-оптовик; его предприятье именуется «комиссией Розенберга». Впервые в истории воровская шайка называет себя «комиссией», имеет бланки, печати, штаты: штатный вор такой-то, заместитель главного вора такой-то, юрист-консульт шайки такой-то.
В Париже Розенберг облюбовал не только французские книгохранилища; он
стащил в Тургеневской библиотеке редкие книги, принадлежавшие великому русскому писателю; он стащил в Польской библиотеке рукописи Мицкевича. Это вор-полиглот. Английские газеты сообщают, что во Флоренции Розенберг стибрил сорок пять изумительных произведений античного и итальянского искусства, среди них Венеру Медицейскую, святого Георгия Донателло, картины Ботичелли, Гирляндайо, Полайоло и другие. Одну картину воры бросили, убегая. Объясняется это тем, что сотрудник «комиссии Розенберга», некий ученый вор, завтракая, резал хлеб и колбасу на картине Гирляндайо и повредил ножом холст. Решив, что картина испорчена, вор ее бросил вместе с кожурой колбасы. Остальные картины были увезены немцами в июле 1944 года, перед освобождением Флоренции. Вряд ли кто-нибудь теперь сомневается в судьбе, которая ждет Альфреда Розенберга. Если семь городов оспаривали право считаться местом рождения Гомера, то семьдесят семь городов будут оспаривать право воздвигнуть виселицу мировому вору.
Часто спрашивают, как смогут немцы возместить ущерб, нанесенный памятникам искусства. Ведь нельзя отстроить соборы Новгорода и Пскова, дворцы Пушкина и Гатчины, Руан, Перуджию, другие древние города. Я думаю, что придется кое-что у немцев отобрать. Сикстинской Мадонне не место в Дрездене. Немцы вернут то, что украли; и не бумажными марками, а произведениями искусства они заплатят за всё, что уничтожили.

«Сикстинская Мадонна» картина итальянского живописца Рафаэля Санти. В конце Второй мировой войны в январе 1945 года картины из собрания Дрезденской галереи, в том числе и «Сикстинская Мадонна», были спрятаны немцами в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией 13—15 февраля 1945 года. В мае того же года картины были обнаружены специально организованной группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича. После войны картина была вывезена в СССР и хранилась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств в Москве. В октябре 1955 года вместе с другими картинами Дрезденской галереи возвращена в ГДР. Перед этим была представлена московской публике. На проводы «Сикстинской Мадонны» писатель В. С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, в котором бывший военный корреспондент связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о погибших в нацистском концентрационном лагере Треблинка.
«Сикстинская Мадонна» картина итальянского живописца Рафаэля Санти. В конце Второй мировой войны в январе 1945 года картины из собрания Дрезденской галереи, в том числе и «Сикстинская Мадонна», были спрятаны немцами в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией 13—15 февраля 1945 года. В мае того же года картины были обнаружены специально организованной группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича. После войны картина была вывезена в СССР и хранилась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств в Москве. В октябре 1955 года вместе с другими картинами Дрезденской галереи возвращена в ГДР. Перед этим была представлена московской публике. На проводы «Сикстинской Мадонны» писатель В. С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, в котором бывший военный корреспондент связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о погибших в нацистском концентрационном лагере Треблинка.

ПЕДАГОГИ
Передо мной букварь, изданный в Риге на «улице Адольфа Гитлера» 129. Начинается книга с невинных предложений, смысл которых понятен только детям, ознакомившимся с «новым порядком» Гитлера: «На заре Иван уже в поле. Немец умен. Он сел и всё съел. Миша ахал и охал». За этим идут наставления. Одно из них я приведу целиком:
«Дети в Германии.
Детям в Германии обеспечено радостное и здоровое детство. Об этом заботится
вождь германского народа Адольф Гитлер. Немецкие дети горячо любят своего вождя. День рождения вождя — 20 апреля — для них радостный день».
Под текстом картинка: портрет небезызвестного людоеда, а перед портретом
дети с букетами. Составитель букваря благоразумно не указал, какое именно детство обеспечивал Адольф Гитлер русским детям. Он не рассказал о колодцах, наполненных детскими трупами, о Бабьем Яру, о Майданеке и складе детской обуви в Люблине. Он только глухо промычал: «Сел и съел».
Что касается немецких детей, которым фюрер обеспечил радостное и здоровое
детство, то следует полагать, что четырехтонные фугаски с немецкой точки зрения способствуют радости и здоровью...
Русские дети отныне избавлены от благодеяний людоеда. В Риге больше нет
«улицы Адольфа Гитлера». Составитель букваря наверно сидит где-нибудь в
Магдебурге и мечтает об Аргентине. А день рождения фюрера больше не интересует и немецких цветочниц. Мир готовится отпраздновать другую дату: день повешения Адольфа Гитлера.

Пауль Йо́зеф Геббельс, немецкий политик и пропагандист. 30 апреля 1945 года после самоубийства Гитлера в соответствии с политическим завещанием фюрера Геббельс сменил его на посту рейхсканцлера Германии. Пробыв в должности один день, он совершил самоубийство вместе с женой Магдой Геббельс, которая предварительно отравила их шестерых детей. Имя Геббельса стало нарицательным, его до сих пор связывают с циничной беззастенчивой пропагандой.
Пауль Йо́зеф Геббельс, немецкий политик и пропагандист. 30 апреля 1945 года после самоубийства Гитлера в соответствии с политическим завещанием фюрера Геббельс сменил его на посту рейхсканцлера Германии. Пробыв в должности один день, он совершил самоубийство вместе с женой Магдой Геббельс, которая предварительно отравила их шестерых детей. Имя Геббельса стало нарицательным, его до сих пор связывают с циничной беззастенчивой пропагандой.

ГЕББЕЛЬС-ЭКЛЕЗИАСТ
В своей последней статье Геббельс пишет: «Суетная слава повседневности проходит». Мы дождались: колченогий стал эклезиастом, он сидит в бомбоубежище и пишет: «Всё суета сует».
Конечно, не сразу дошел Геббельс до подобных откровений: для этого потребовалось многое—и Сталинград, и Днепр, и Тунис, и Нормандия, и канонада в Белграде, и речь Хорти. Прежде Геббельс думал иначе. Вот цитата из его статьи, написанной в 1942 году: «Мы, национал-социалисты, показали, что минута может затмить вечность, что славу мира создают наши гренадеры, что, дойдя до вершин Эльбруса, мы сделали будни мира бессмертными, что отныне Великая Германия нечто непреходящее и незыблемое». Три недели спустя «нечто непреходящее и незыблемое» понеслось галопом на запад.
Теперь Геббельс говорит, как мудрый Соломон: «суетная слава». Я предложил
бы колченогому и другие тексты из того же первоисточника, вполне подходящие для новых статей: «Всему свое время, время рождаться и время умирать, время искать и время терять. Идет ветер к, югу и переходит к северу, кружится, кружится и возвращается на круги свои. Кто копает яму, тот упадет в нее и кто разрушает ограду, того ужалит змея». Подумав над приведенными цитатами, Геббельс сможет объяснить своим читателям, почему Германия, побывав в Египте, оказалась под Аахеном и с Волги вернулась в Эйдкунен. Только пусть колченогий поторопится — яма, которую он выкопал, давно по
нему скучает.

БАРЕ
Обер-ефрейтор 44 саперного батальона Михель Мюллер, взятый недавно в плен, рассказывает: «У нас не было лошадей, но мы нашли выход из положения. Мы запрягали русских пленных, и они перевозили шанцевый инструмент — лопаты, кирки, ломы».
Некая Гертруда Швальбах 19 июля 1944 г. пишет из Франкенталя мужу: «Говорят, будто мою русскую заберут на завод. Это будет ужасно! Ты не можешь себе представить, что значит иметь дома хорошую прислугу. До войны это могли
себе позволить только состоятельные, так что в чем-то война принесла хорошее. Я не чувствую даже отсутствия тебя и Марты, эта русская делает буквально всё за троих, так что я могу лежать и мечтать о тебе, мой дорогой муженек»...
Скоро придется Гертруде встать. Ей грозят довольно большие неприятности: дело не в том, что русскую рабыню отошлют на военный завод, дело в том, что Гертруда Швальбах из Франкенталя, как миллионы других немцев и немок, будет отрабатывать — за сожженные города, за то, что ее муж или брат запрягал в телегу русских солдат, за то, что она помыкала русской девушкой. Придется Гертруде поработать за троих.

OST (Ostarbeiter): Немецкое слово "Восток", использовавшееся для обозначения принудительно вывезенных рабочих из оккупированных территорий во время Второй мировой войны (остарбайтеры).
OST (Ostarbeiter): Немецкое слово "Восток", использовавшееся для обозначения принудительно вывезенных рабочих из оккупированных территорий во время Второй мировой войны (остарбайтеры).

О НАИМЕНОВАНИИ БЕРЛОГИ
Мы настолько привыкли к выражению «берлога зверя», что оно мне кажется собственным именем, Я не удивился бы, увидав на карте вместо «Германия» — «Берлога зверя». Однако мы никогда не уточняем, о каком именно звере идет речь, видимо, из уважения к четвероногим.
Газета «Кельнишер цейтунг» 8 октября пишет: «Враг стремится в пещеру льва.
Остерегайтесь, американцы!». Итак, немцы сами понимают, что их страна — это
звериная берлога; но будучи самовлюбленными, они сравнивают Германию с пещерой льва. Должен сразу сказать, что и на сей раз немцы лгут: они не похожи на львов. Брем в «Жизни животных» пишет: «Лев не любит предпринимать больших переходов. Арабы говорят, что он троекратным
рычанием возвещает о своем выступлении, предупреждая тем всех. В качествах льва, признанных всеми естествоиспытателями, много благородных черт. Льва можно уважать и любить».
Немцы нападают исподтишка. Немцы шли за добычей на край света. Кто может любить эсэсовца или уважать гестаповца?
Есть, однако, другой хищник, столь же крупный, это тигр-людоед. Вот как его
описывает Брем: «Тигр-людоед труслив и в то же время нахален, он бежит от
вооруженного человека и нападает на беззащитного, умея хорошо отличить такового от первого. Он хитер, коварен и очень кровожаден. Главная сила его нападения кроется в неожиданности».
Читая эти строки, забываешь о зоологии и думаешь о событиях последних лет, о
22 июне, о Майданеке, о воплях «Гитлер-капут» обезоруженных хищников. Таким образом я предложил бы «Кельнишер цейтунг» в следующий раз выражаться точнее: «Враг идет в берлогу тигра».
Впрочем, мы сами знаем, куда мы идем. Знают это и наши союзники Напрасно
кельнские журналисты пытаются испугать американцев, а кенигсбергские — нас. Облава идет вполне удовлетворительно, и я уже чувствую под ногами хороший ковер из тигровой шкуры. Илья ЭРЕНБУРГ.

Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда". В годы Великой Отечественной войны имя Эренбурга-публициста было известно всему миру. Его корреспонденции публиковались не только на страницах советских газет, но и передавались зарубежным телеграфным агентствам.
Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда". В годы Великой Отечественной войны имя Эренбурга-публициста было известно всему миру. Его корреспонденции публиковались не только на страницах советских газет, но и передавались зарубежным телеграфным агентствам.

Желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 250 (5930) 20 октября 1944 г., пятница.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 250 (5930) 20 октября 1944 г., пятница.

Несмотря, на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1944 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.