Б - богатырская, кто не догадался.
Кроме множества князей Рюриковичей, показать свою силушку и удаль безбожным моавитянам вышли на Калку люди рангом пониже. Те же выгонцы, например. Приехали они без князей, возглавляемые "суверенными" воеводами, да у них и Рюриковичей своих не было, если только не считать за такового некоего Держикрая Володиславича. Смотри тут. Или, вот, былинный богатырь, младший из тройки.
Известный нам с детства в связке со своими оппонентами Идолищем Поганым и Тугарином Змеевичем. Кстати, Тугарин Большой Змей не от того, что гад, хотя и по этому, конечно. А от того, что из рода змеи.
Речь, конечно же, об Алеше Поповиче, которого летопись (Тверская) недвусмысленно называет "Александрь, глаголемый Попович". На вопрос, а почему в реальности он Саня, а в былинах Лёша, можно ответить следующее. Алексей, в переводе с древне-греческого, защитник. Александр, тоже, только немного шире. Защитник людей. Как видите, разница невелика.
Вставлю в текст еще одного возможного прототипа героя повествования. Некоего Ольбега Ратиборовича. Жил он много ранее событий на Калке, упоминается в конце века XI. Ольбег самолично укокошил, расстреляв из лука, Идолище, трансформировавшееся через Итларище из банального хана Итларя. Про встречу прототипа Тугарина, Тугоркана, с реальным Поповичем неизвестно. А вот тот же Ольбег мог и Тугоркана упокоить, по времени подходит.
Но вернемся к событиям более поздним. Александрь, глаголемый Попович, проживал в Ростове. И начинал "работать" на сына Юрия Долгорукого, Всеволода. А затем, и на его сына Константина, когда папа дал старшенькому Ростов. Отсюда можно прикинуть время жизни и социальное происхождение. Начнём с последнего. Летопись ничего о боярстве персонажа не говорит, но у жителя Александра есть свой слуга Тороп. А значит тов. Попович минимально "знатен". Да и имя не очень-то "народное". Учитывая, что Всеволод Юрьевич в свое время схлестнулся с ростовским боярством, хочется предположить, что герой наш является одним из первых дворян, которые упоминаются как опора князю против боярства. Правда события эти происходили в семядисятых годах двенадцатого века, и, тогда, к моменту битвы на Калке наш Александр был бы уже глубоким стариком. Ну, что ж, определим его в сыновья, а то и во внуки представителя молодшей дружины. Тогда ко времени битвы на Липице, где он отметился как человек храбрый, ему что-то под двадцать пять. Летопись называет его Олешкой.
У князя же у Константина тогда бяше въ полку два человъка храбрыхъ, Олешка Поповничь и человък его Торопь, и Тимоня Золотой поясъ
А вот через восемь лет, под Калкой, уже уважительно Александром. Кстати, в этих строках я вижу трех храбрецов. Про Торопа предположений нет, человек и человек, а вот опоясанный золотом Тимофей мне мнится в какой-то связи с ростовским боярством. Живо вспоминаются родственники варяга Якуна с золотой лудой*, приглашенного Ярославом Мудрым поучаствовать в занимательных феодальных распрях в начале одиннадцатого века.
*- что понимать под лудой, вопрос спорный. От маски, повязки до плаща. Даже луженый панцирь. Я за древне скандинавское loði — грубая верхняя одежда.
Так вот родственники эти осели как раз в Ростове и округе. Видится мне эта версия так.
У Якуна (Хакона Эйрикссона) был брат Альфрик (Альрик, Офрик). У Альфрика сын Шимон (Симон, Сигмунд) Офрикович (Африканыч) вполне историческое лицо, предполагается, что он был ростовским тысяцким. Далее у нас идет Гергий (Юрий) Шимонович, боярин при Мономахе и Долгоруком. И вся эта цепочка ведет к московскому тысяцкому, Протасию Вельяминову. У Гергия сын Иван, внук Федор и правнук, этот самый Протасий. Но от прадеда до правнука маловато родственников для такого количества прошедших лет. Поэтому, почему бы не вставить в эту цепочку Тимофея?
Пусть будет представителем, а то и воеводой старейшей дружины. А Александр Попович молодшей. Боярин и дворянин. Ну, это так фантазии на фоне золотой части одежды.
В 1218 году умирает князь Константин Всеволодович, и Александр понимает, что брат покойного, Юрий, не сильно будет его жаловать, вспоминая своих убиенных им в междоусобных боях воевод, Юряту и Ратибора. И, имея характер, скажем так, беспокойный**, решает продолжить заниматься любимым делом на свой страх и риск.
**-если опираться на былины, то Алеша Попович, и выпить не дурак, и за чужой женой приударить. Как говорится, шебутной. Впрочем, про реального героя ничего такого не водится. Получается, дым без огня. Или нет?
Для чего отправляет своего слугу Торопа, дабы он расторопно объехал профильных знакомых, и знакомых знакомых, Александра с предложением подписать контракт. А не бодаться друг с другом на службе у разных князей.
Вскорѣ смысливь посылаетъ своего слугу, их же знаше храбрыхъ, прилучившихся въ то время, и съзываетъ ихь къ собѣ въ городъ, обрытъ подъ Гремячимъ колодяземъ на рѣцѣ Гдѣ
Покопался в теме. От чего-то частенько под "рѣцѣ Гдѣ" подразумевается река Гза, где рядом происходили обе Липицкие битвы, в одной из которых блистал наш герой. А под "городъ, обрытъ подъ Гремячимъ колодяземъ" валы городища Мстиславль на месте современного населенного пункта Городищи. Но, на мой взгляд, более правдоподобен следующий вариант. Современная река Сара ранее, в нижнем течении, называлась Гда. Места мерянские, на карте до сих пор встречаются реки с этим словосочетанием. От Судогды до Вологды. Похоже, что мерянское гда - это река. А где эта Сара-Гда? Да впадает в озеро Неро. На котором и стоит Ростов. А от него, километрах в пятнадцати к югу есть Сарское городище***.
***-ну, как есть. Было городище, но, "археологический памятник был полностью уничтожен в 1929—1930 годах в ходе разработок карьера гравия."
Думается мне, именно туда съехались, в конце концов, семьдесят "храбрыхъ" совещаться, кому запродать свой меч. Сюзереном и работодателем выбрали князя киевского, коим на тот момент был Мстислав Романович Старый. Так-то, не каждый князь потянул бы финансово такую толпу. Даже если у каждого "храбра" только по одному слуге Торопу, то только лошадей на круг будет сто сорок. А вероятнее, и слуг было побольше, и лошадок. Поэтому выбор пал на тогдашнюю "столицу". Летопись замечает, что и Мстислав Романович сделкой был крайне доволен.
о них же князь великий велми гордящеся и хваляшеся
а через несколько лет ПРИКЛЮЧИЛАСЬ БЕДА, которую киевский князь таковой и не считал. Когда тумены Субэдэя и Джэбэ разогнали половцев, Мстислав Романович в гордыне своей говорил
Дондеже есмь на Киевѣ, то по Яико, и по Понтийское море, и по рѣку Дунай саблѣ не махивати
Дальнейшие события общеизвестны. Тексты на эту тему на канале можно прочитать тут. Про то, как сражались "храбры" Александра Поповича летопись не говорит. Только о гибели.
И Александрь Поповичь ту убиенъ бысть съ инѣми седмьдесятию храбрыхъ.
В отличие, скажем от Даниила, будущего Галицкого. Который и спастись успел, и в первых рядах
избиваше татаръ мужественѣ полкомъ своимъ
несмотря на то, что
убодену бывшу въ перси, но не чюяше, буести ради и мужества
Сразу вспоминается высказывание Публия Корнелия Тацита. "Если полководец вместо расстановки сил, хода и результатов сражения пишет только о подвигах, то там был проигрыш и позор."
Можно предположить, что Александр Попович со своей дружиной и киевским князем с зятьями отбивался в огороженном телегами и кольями укреплении три дня, и был убит после договора с главой бродников Плоскыней, сложив оружие.
А на сегодня всё.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм https://t.me/paralleli_istorii
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С