Найти в Дзене
Оксана Дмитриева

«Гонка зарплат» для одних и "бег на месте" для других

Темп роста заработной платы, начиная с 2023 года опережает рост ВВП, измеряемый в номинальном объеме, то есть в текущих ценах. 🔸в 2024 году рост средней заработной платы составил 19%, при росте ВВП 14%. 🔸в 2025 году рост средней заработной платы составит около 14% (оценка по фактическим данным за третий квартал 2025 по отношению к третьему кварталу 2024 года), а рост ВВП в текущих ценах по прогнозу Правительства РФ составит 8%. Однако, такая динамика была не всегда: в 2021 и 2022 годах, наоборот, рост ВВП опережал рост заработной платы. Поэтому частично «гонка зарплат», как выразилась Набиуллина, это коррекция, то есть в экономике зарплаты отыгрывают отставание от ВВП в предыдущие годы. Кроме того, рост зарплат связан с долгожданными структурными изменениями в пользу высокотехнологичных отраслей и обрабатывающей промышленности. «Гонка зарплат» в ряде отраслей и профессий, связанных с ВПК и IT, сопровождалась застоем и отставанием в других отраслях, прежде всего бюджетных. Особенно

Темп роста заработной платы, начиная с 2023 года опережает рост ВВП, измеряемый в номинальном объеме, то есть в текущих ценах.

🔸в 2024 году рост средней заработной платы составил 19%, при росте ВВП 14%.

🔸в 2025 году рост средней заработной платы составит около 14% (оценка по фактическим данным за третий квартал 2025 по отношению к третьему кварталу 2024 года), а рост ВВП в текущих ценах по прогнозу Правительства РФ составит 8%.

Однако, такая динамика была не всегда: в 2021 и 2022 годах, наоборот, рост ВВП опережал рост заработной платы. Поэтому частично «гонка зарплат», как выразилась Набиуллина, это коррекция, то есть в экономике зарплаты отыгрывают отставание от ВВП в предыдущие годы. Кроме того, рост зарплат связан с долгожданными структурными изменениями в пользу высокотехнологичных отраслей и обрабатывающей промышленности.

«Гонка зарплат» в ряде отраслей и профессий, связанных с ВПК и IT, сопровождалась застоем и отставанием в других отраслях, прежде всего бюджетных. Особенно для тех бюджетников, на которых не распространяются майские указы Президента.

Индексация зарплаты бюджетников, стипендий и ряда пособий планируется исходя из прогнозного уровня инфляции: в 2024 году и в 2025 году - это 4,5%, в 2026 году – 4%. Когда же инфляция оказывается выше прогнозной, а это происходит все последние годы - корректировка расходов бюджета не осуществляется. Дополнительной индексации зарплаты бюджетников, как это иногда происходит с пенсиями, не происходит.

В федеральном и региональных бюджетах предусматриваются расходные статьи на доплаты т.н. «указным категориям». Однако, даже для т.н. «указных категорий» заложенная индексация отстаёт от фактического роста средней заработной платы. Индексация зарплаты указных категорий осуществляется с 1 января финансового года.

Например, индексация зарплаты «указных категорий» 1 января 2024 года была 9,8%, при том, что что рост средней заработной платы за 2024 год составил 19%. В 2025 году рост средней заработной платы будет 14-15%, а рост зарплаты указных категорий составит 13,2% в 2025 году и 7,6% в 2026 году.

В целом рост средней заработной платы по стране за 2022-2025 год составил 1,78 раз, а индексация зарплаты т.н. указных категорий всего 1,44 раза, то есть почти в два раза меньше.

Поэтому показатели майских Указов Президента – одна средняя зарплата по региону для учителей, и две средних зар.плат по региону для врачей, преподавателей ВУЗов ,- достигаются во многих случаях за счет совмещения ставок (в школах и мед.учреждениях), либо, наоборот, перевода на 0,5 и 0,75 ставки при той же нагрузке (в ВУЗах).

Полагаю, что дефицит учителей и врачей во многом вызван именно отставанием роста заработной платы и от темпов инфляции, и от роста средней заработной платы.

Чудес не бывает, поэтому появившаяся в последнее время мода на административное закрепление кадров не сможет преодолеть неконкурентоспособность бюджетных отраслей по заработной плате на фоне требований по высокой ответственности и загруженности.