Найти в Дзене
Назад в будущее

Недавно узнал про дочь Молотова и удивился

Недавно читал про советских деятелей и наткнулся на историю дочери Молотова. Вячеслав Молотов – это тот самый, который был рядом со Сталиным, министром иностранных дел. Ну вот, у него была дочь Светлана, и ее жизнь сложилась довольно печально. Родилась она в 1929 году. Мать Полина Жемчужина рожала ее в Берлине, потому что роды были сложные. Говорят, назвали девочку Светланой специально – в честь дочки Сталина. Молотовы вообще были убежденными сталинистами, Полина искренне считала его гением. Даже после смерти жены Сталина взяла на себя часть воспитания его дочери. Света росла как принцесса, ее обожали. Но на людях одевалась просто, почти бедно. Сама объясняла так: «Мама не разрешает выряжаться, когда я иду в город. Мы должны быть скромными, на нас все смотрят». А при этом у семьи была шикарная квартира в Кремле, отличная дача, где принимали иностранных гостей. Мать хотела дать дочке блестящее образование. Обе Светы – и дочь Сталина, и дочь Молотова – учили английский у коренной англи

Недавно читал про советских деятелей и наткнулся на историю дочери Молотова. Вячеслав Молотов – это тот самый, который был рядом со Сталиным, министром иностранных дел. Ну вот, у него была дочь Светлана, и ее жизнь сложилась довольно печально.

Родилась она в 1929 году. Мать Полина Жемчужина рожала ее в Берлине, потому что роды были сложные. Говорят, назвали девочку Светланой специально – в честь дочки Сталина. Молотовы вообще были убежденными сталинистами, Полина искренне считала его гением. Даже после смерти жены Сталина взяла на себя часть воспитания его дочери.

Света росла как принцесса, ее обожали. Но на людях одевалась просто, почти бедно. Сама объясняла так: «Мама не разрешает выряжаться, когда я иду в город. Мы должны быть скромными, на нас все смотрят». А при этом у семьи была шикарная квартира в Кремле, отличная дача, где принимали иностранных гостей.

Мать хотела дать дочке блестящее образование. Обе Светы – и дочь Сталина, и дочь Молотова – учили английский у коренной англичанки, занимались музыкой, гимнастикой. Учительница потом вспоминала: «Девочки приходили вдвоем. Очень милые, скромные. Пальтишки на них выглядели бедно».

В школе Света была тихой, неприметной. Настолько, что ее даже в комсомол не взяли. Но учиться любила – закончила с золотой медалью, потом институт международных отношений. Стала историком-германистом, свободно говорила по-английски, работала в академическом институте.

В студенческие годы изменилась. Один сокурсник рассказывал: «Она каждый день меняла туалеты. На машине приезжала. Если на лестнице пахнет французскими духами – значит, здесь Светлана Молотова прошла».

С личной жизнью не повезло. Два раза замуж выходила и оба раза неудачно.

Первый муж – летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора. Испытал за жизнь 145 самолетов, установил мировой рекорд. В 1951 году у них родилась дочь Лариса. Но брак быстро распался, Ильюшин влюбился в другую женщину.

Второй муж Алексей Никонов был интересным человеком. Из купеческой семьи, дед священник. Прошел войну, стал доктором-историком, профессором. Казалось бы, все хорошо складывается.

Но потом началась кампания Хрущева по развенчанию культа личности Сталина. Раскрутили дело «антипартийной группы Маленкова, Молотова и Кагановича». Никонов потерял должность. И знаете, как он себя повел? Обвинил во всем жену. Как будто она виновата, что родилась дочкой сталиниста.

Они разъехались. Никонов заявил, что сам будет воспитывать сына. Это был страшный удар для Светланы.

Вот тут интересный момент. Родители Светланы – Молотов и Жемчужина – пережили гораздо худшее. Жемчужину арестовали, пытали, сослали в Казахстан по надуманному обвинению. Молотов молчал, понимал, что заступничество погубит и его, и дочь. Но после смерти Сталина сразу потребовал вернуть жену. И они прожили душа в душу до смерти Полины.

Жемчужина ни в чем не упрекала мужа. А второй муж Светланы не выдержал и самого простого испытания. Видимо, из другого теста был.

У Светланы было трое детей – две дочери и сын. Воспитывала их бабушка Полина Семеновна, причем в строгости, чтобы могли выдержать любой удар.

Старшая Лариса стала переводчиком с английского, специалистом по прерафаэлитам. Сын Вячеслав – известным историком, публицистом, депутатом Госдумы. Написал множество работ по истории и политологии. Дед мог бы им гордиться.

Светлана была добрым, скромным, отзывчивым человеком. Но в конце восьмидесятых началась новая волна разоблачений. Один автор написал, будто в сороковых Светлана отреклась от матери. Это оказалось ложью, но женщина не выдержала. С ней случился инфаркт, который ее убил.

Ее дочь Лариса потом говорила: «Мама очень переживала то, что свалилось на нашу семью. Читала всю ложь и страдала. Думаю, это ускорило ее смерть».

Вот такая история. Светлана была профессиональным историком, но защитить репутацию родителей не смогла. Да и смысл был – в условиях той злобы к советскому прошлому это было бы бесполезно.

Странная судьба получилась. Родилась в семье одного из самых влиятельных людей страны, получила блестящее образование, но счастья так и не нашла. Два неудачных брака, постоянные нападки на семью, и в итоге – смерть от инфаркта после очередной лжи в прессе.