Найти в Дзене
Назад в будущее

Кем стала единственная дочь Алексея Косыгина

Недавно читал про советских политиков и наткнулся на историю семьи Косыгина. Знаете, того самого реформатора, который при Брежневе экономикой занимался. И вот что меня зацепило – у него была дочка Людмила, и жизнь у нее сложилась совсем не так, как можно было бы ожидать от ребенка из такой семьи. Родилась она в 1928 году, единственная дочь. Казалось бы, расти бы ей избалованной принцессой, все возможности, связи, блат. Но нет. Все, кто семью знал, говорили одно и то же – девочка в отца пошла. И не только глаза голубые унаследовала, но и характер. Сдержанная такая, замкнутая даже, независимая. Мать ее, Клавдия Андреевна, и няня Анна воспитывали строго. Ну вот прям строго. Люся – так ее дома звали – училась хорошо, школу с золотой медалью закончила. Потом МГИМО. Представляете, история международных отношений. Серьезная специальность. А дальше вообще интересно. Она не просто так диплом получила и на полку положила. Пошла работать, причем по-настоящему. В МИД СССР устроилась в 1957 году и

Недавно читал про советских политиков и наткнулся на историю семьи Косыгина. Знаете, того самого реформатора, который при Брежневе экономикой занимался. И вот что меня зацепило – у него была дочка Людмила, и жизнь у нее сложилась совсем не так, как можно было бы ожидать от ребенка из такой семьи.

Родилась она в 1928 году, единственная дочь. Казалось бы, расти бы ей избалованной принцессой, все возможности, связи, блат. Но нет. Все, кто семью знал, говорили одно и то же – девочка в отца пошла. И не только глаза голубые унаследовала, но и характер. Сдержанная такая, замкнутая даже, независимая.

Мать ее, Клавдия Андреевна, и няня Анна воспитывали строго. Ну вот прям строго. Люся – так ее дома звали – училась хорошо, школу с золотой медалью закончила. Потом МГИМО. Представляете, история международных отношений. Серьезная специальность.

А дальше вообще интересно. Она не просто так диплом получила и на полку положила. Пошла работать, причем по-настоящему. В МИД СССР устроилась в 1957 году и до 1973-го там трудилась. Дослужилась до советника первого класса. Это вам не просто так должность дают, тут реально работать надо было.

Диссертацию защитила в 1968-м, про русско-американские отношения писала. И знаете что? Без всякого блата. Специалисты высоко оценили работу, говорят, что действительно качественная была.

Потом она в библиотечное дело ушла. Директором Всесоюзной библиотеки иностранной литературы была. И там не просто место занимала – реально дело делала. Бюджет на покупку книг втрое увеличила, отделам статус научных выбила, реставрацией занималась.

Людмила еще отца в поездки сопровождала. Английским свободно владела, переводчицей работала. В Лондоне была, в Нью-Йорке, на приемах у королевских особ бывала. Дочка ее, Татьяна, потом вспоминала: мать умела себя подать, стройная была, и на ней даже простые сережки шикарно смотрелись.

С личной жизнью тоже все сложилось. В 1948 году вышла замуж за Джермена Гвишиани – профессора, академика. Двое детей родились – Алексей и Татьяна. Правда, совмещать работу и семью было непросто.

Маленький Леша много болел в детстве, но потом окреп, хоккеем занялся, математикой увлекся. Косыгин внуком гордился, считал, что мальчик его способности к цифрам унаследовал.

Людмила была строгой матерью. Даже слишком строгой, как вспоминает Татьяна. Сам Косыгин иногда говорил дочке: помягче, мол, помягче бери. Но она не делала поблажек детям, воспитывала как себя когда-то воспитывали.

После смерти матери в 1967 году Косыгин попросил Людмилу стать хозяйкой дома. И она жила на две семьи фактически – свою и отцовскую, до самой его смерти в 1980-м. Сама умерла в 1990 году от онкологии, как и мать.

Дети ее пошли в науку. Алексей математиком стал, геофизикой занимается, доктор наук, центр создал, книги пишет. Одну про деда написал – «Феномен Косыгина» называется. Татьяна юристом стала, кандидатскую защитила.

Вот и думаю: как им удавалось все это совмещать? Работа, семья, дети, наука. И при этом никакой звездной болезни, никакого пафоса. Просто работали, растили детей, делали свое дело хорошо.

Сейчас посмотришь на детей известных людей – часто совсем другая картина. А тут целая династия получилась. Дочка, внуки, правнуки – все при деле, все чего-то добились своим трудом.

Может, в этой строгости и был секрет? Когда с детства приучают к ответственности, к работе, когда поблажек не делают даже детям премьера. Не знаю. Но результат впечатляет.