Найти в Дзене
Верасневский

Штрихи к портрету артиста цирковой эстрады и кино. Часть V. Война

В 1939-м Никулин был призван в армию и направлен на советско-финскую войну. Он служил в зени-тной артиллерии, выполняя задачи в тяжёлых климатических условиях. Морозы, постоянная угроза обстре-лов и бытовые лишения стали его повседневной реальностью.
Практически сразу после окончания этой кампании началась Великая Отечественная, и Никулин остался на фронте.
"Смерть на войне, казалось бы, не

В 1939-м Никулин был призван в армию и направлен на советско-финскую войну. Он служил в зени-тной артиллерии, выполняя задачи в тяжёлых климатических условиях. Морозы, постоянная угроза обстре-лов и бытовые лишения стали его повседневной реальностью.

Практически сразу после окончания этой кампании началась Великая Отечественная, и Никулин остался на фронте.

Рядовой Никуллин
Рядовой Никуллин

"Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на ко-торых лежали рядами убитые лю-ди: как шли они в атаку, так и ско-сил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бо-мбами, но самое обидное — не-лепая смерть, когда убивает ша-льная пуля, случайно попавший ос-колок "

Во время одного из привалов мы сидели у костра и мирно беседо-вали. Мой приятель, тоже москвич, показывал всем письма, а в них рисунки его сына.

— Вот парень у меня хорошо рисует,- сказал он, радуясь,- в третьем классе учится. Жена пишет, что скучает.

В это время проходил мимо командир взвода. Он вытащил из своего пистолета обойму и, кинув его моему земляку, попросил:

— Почисти, пожалуйста.

Солдат, зная, что пистолет без обоймы, приставил дуло к виску, хитро подмигнув нам, со словами: «Эх, жить надоело» — нажал на спусковой крючок. Видимо, решил пошутить. И тут раздался выстрел.

Парень замертво упал на землю. Ле-жит, а в виске у него красная дыро-чка, в зубах дымящаяся цигарка. Ужасная смерть! Нелепая. Глупая. Конечно, это несчастный случай. В канале ствола пистолета случайно остался патрон."

"Каждый раз, когда на моих глазах гибли товарищи, я всегда говорил себе: «Ведь это же мог быть и я».

Обложка книги Ю.Никулина о Войне
Обложка книги Ю.Никулина о Войне

"А смерть командира орудия Во-лоди Андреева… Какой был вели-колепный парень! Песни пел заме-чательные. Стихи хорошие писал и как нелепо погиб. Двое суток мы не спали. Днем отбивались от эска-дрилий «юнкерсов», которые бо-мбили наши войска, а ночью ме-няли позиции. Во время одного переезда Володя сел на пушку, и заснул, и во сне упал с пушки. Ни-кто этого не заметил, пушка пере-ехала Володю. Он успел перед сме-ртью только произнести: «Маме скажите…»

Вспоминая потери близких друзей, понимаю — мне везло. Не раз каза-лось, что смерть неминуема, но все кончалось благополучно. Какие-то случайности сохраняли жизнь. Види-мо, я и в самом деле родился в со-рочке, как любила повторять мама.

Как-то сижу в наспех вырытой ячей-ке, кругом рвутся снаряды, а неда-леко от меня в своей щели — Володя Бороздинов. Он высовывается и кри-чит:

— Сержант, иди ко мне. У меня куре-во есть (к тому времени я снова на-чал курить).

Только перебежал к нему, а тут сна-ряд прямым попаданием — в мою ячейку. Какое счастье, что Боро-здинов позвал меня!"

1941-го по 1945 год он прошёл всю войну, участвуя в обороне Лени-нграда. Он не был артистом фро-нтовых бригад — его служба была боевой и опасной. Зенитчики, к ко-торым он относился, находились под постоянной угрозой авианалётов. Победу он встретил в Курляндии, а после ещё год служил на террито-рии Восточной Пруссии. За время войны он был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленин-града» и «За победу над Германи-ей».

В 1939-м Никулин был призван в армию и направлен на советско-фи-нскую войну. Он служил в зенитной артиллерии, выполняя задачи в тя-жёлых климатических условиях. Мо-розы, постоянная угроза обстрелов и бытовые лишения стали его по-вседневной реальностью. Практически сразу после окончания этой кампании началась Великая Отечественная война, и Никулин остался на фронте.

Воспоминания:

"Незабываемое впечатление ос-талось у меня от встреч с «катю-шами». Мы рыли запасную пози-цию для батареи, и вдруг метрах в трёхстах от нас остановились стра-нные машины.

Смотрите, пожарные приехали,- сказал кто-то шутя.

Машины расчехлили, мы видим, на них какие-то лестницы-рельсы. Во-круг копошатся люди. К нам подхо-дит лейтенант и говорит:

— Ребята, ушли бы отсюда, стрелять будем.

— Да стреляйте, ради бога,- отве-тили мы.

— Ну, как хотите, только не пугай-тесь.

Мы посмеялись и продолжали ко-пать. Смотрим, от машин все люди отбежали далеко, только один во-дитель остался в кабине. И вдруг поднялся такой грохот, огонь и дым, что мы не знали, куда деться. И де-йствительно перепугались. Лишь потом опомнились и сообразили, что это стреляли машины.

Глядим в сторону противника, а там прямо из земли вздымаются огро-мные огневые грибы-шапки и в ра-зные стороны разлетаются языки пламени. Вот это оружие! Мы ли-ковали, восторгаясь им. Машины быстро развернулись и уехали.

Так на войне мы познакомились с реактивными минометами, или, как их все называли, «катюшами». Меня умиляло слово «катюша». Вообще многие названия непосвященному человеку покажутся странными. Шестиствольные немецкие мино-мёты бойцы прозвали «ишаками», а появившиеся у нас крупные реакти-вные снаряды, похожие на голова-стиков, окрестили «андрюшами"

Один из наиболее напряжённых эпизодов произошёл, когда Никулин чуть не оказался под трибуналом. В условиях строгой военной дисци-плины любое отступление от устава могло иметь серьёзные последствия. Во время советско-финской в одну из ночей батарея Никулина засту-пила на боевое дежурство. Комбат попросил будущего актёра выйти на дежурство в одиночку, чтобы другие солдаты могли отдохнуть. Но в эту ночь, как назло, приехал проверя-ющий из штаба и обнаружил, что дежурит только один Никулин.

Комбат попросил Никулина взять всю вину на себя, обвинив его в том, что это его оплошность, так как он должен был всех разбудить. Нику-лин так и поступил и на последова-вших допросах он ни разу не сдал командира, а поделился лишь с на-чальником штаба, которому дове-рял. В условиях военного времени Никулину мог грозить расстрел, но всё обошлось. Будущего актёра ли-шили сержантских погон и разжало-вали до рядового, но спустя два ме-сяца восстановили в звании.

Военные фото Ю. Никулина
Военные фото Ю. Никулина

Юрий Никулин уважал творчество группы «Сектор Газа». Для актёра, ассоциирующегося у большинства зрителей с добрым, почти семейным юмором, подобный музыкальный выбор кажется неожиданным и даже противоречивым.

Однако сам Никулин относился к музыке прежде всего как к форме искреннего высказывания. Его при-влекала не внешняя эпатажность или грубость текстов, а внутренняя честность и прямота. В «Секторе Газа» он видел продолжение тра-диции народного уличного фо-льклора — прямого, лишённого фа-льши.

Отец солиста группы «Сектор Газа» Юрия Клинских Николай Клинских вспоминал, что знакомство его сына и легендарного актёра произошло после концерта рок-группы в цирке на Цветном бульваре. После конце-рта к Юрию Клинских зашёл один из сотрудников цирка и пригласил того к Никулину.

«Никулин обнял Юру и сказал, что подобного он ещё не видел и не слышал и ему очень понравилось. Потом достал бутылочку коньяка, и они немного посидели. Самое интересное, что Никулин не пил совсем, а вот с Юрой за компанию выпил. Юра был очень горд этим, он нам про это рассказывал с ог-ромной радостью и важностью: мол, видите, самому Никулину наша музыка нравится!» — расска-зывал Николай Клинских.

В честь Юрия Никулина названа малая планета. Подобная честь оказывается далеко не каждому деятелю искусства: чаще всего имена небесных тел получают учёные, иссле-дователи или пре-дставители фундаментальных на-ук. Включение имени актёра и кло-уна в этот список говорит о том, что его вклад был признан на уро-вне общечеловеческой культурной ценности.

Его имя носит малая планета № 4434, открытая советским астроно-мом Людмилой Журавлёвой. Она так и называется — Никулин.