Меня все время расстраивало, что Золотая рыбка желания исполняет, а персонаж как будто второстепенный. Сегодня я хочу поговорить только о ней. Закрыть свой детский гештальт.
Итак, отношения Золотой рыбки и старика рождены из спасения и обязательства, самостоятельно, в связи с этим спасением, Рыбкой взятого.
То есть старик опять ничего не просил: сама предложила, сама виновата, ага. Только в отличие от Царевны-лебедь, о ней тоже скоро напишу, Золотая рыбка не попадала ни в какую отвлеченную от старика беду, где он пришел ей вдруг на помощь. Старик сам эту проблему создал: поймал рыбку неводом, чтобы употребить в гастрономическом смысле.
Это мне напоминает заветы Реймонда Редингтона из сериала «Черный список»: «Чтобы человек тебе служил, создай проблему и сам ее для него реши».
Примерно по такому сценарию и сложились отношения рыбки и старика.
Сценарий золотой рыбки.
Так же складываются отношения и современной рыбки – она служит тем, кто спас ее от самих себя, точнее сделал вид, что спас. Кроме этого, «старик» не просит ничего для себя, он просит для «старухи», как будто он с ней сам не живет. Так и современные старики, поймав «золотую рыбку», как правило, используют триангуляцию в качестве основного средства управления рыбкой, то есть привлекают третью сторону в качестве дополнительного инструмента давления:
Современная «золотая рыбка» даже не ищет оправданий для «старика», что он ее бесконечно юзает, потому что он же не из-за себя, у него обстоятельства, не было бы их, отпустил бы…
Ну, то есть я бы рад, да вот видишь как.
Почему становятся золотыми рыбками?
Это частая конструкция, если в семье есть человек с заболеваниями или зависимостями. Ребенок становится той самой золотой рыбкой, которая вообще всю семейную систему держит: «иди скажи, чтобы не пил, тебе он ничего не сделает», «я бы с удовольствием не врала, но поддержи меня, иначе будет беда», «мать все деньги пропила, дай нам денег, только ей не говори, она и их тогда пропьет». То есть ответственность за выбор и действия взрослых полностью перекладываются на ребенка, часто приправляя все эти «просьбы» заветами:
«мы тебя родили, воспитали, всё отдали – в невод затащили, сами вытащили из него же, теперь служи».
Золотой рыбкой можно стать и без всяких болезней взрослых.
Они просто могут быть незрелыми и нарушать иерархию, вовлекая ребенка в свои отношения, делая друзьями и еще «сыпать золотом», мол, смотри, как я тебе доверяю, никому кроме тебя не могу доверять, только ты мне можешь помочь, ты же самый близкий человек – ребенок чувствует себя особенным, важным, нужным, ценным и, ничего не зная ни про какие иерархии, воспринимает все это как норму, становясь золотой рыбкой, исполняющей любые желания взрослых, веря, что только так может сохранить свою ценность.
Сценарий золотой рыбки может быть рожден не только детством, но и взрослым возрастом.
Безусловно, в условно взрослом должна быть почва для такого сценария, как правило, это созависимая структура, сформированная детством.
Тогда мы с лёгкостью садимся на крючок «благодарности», когда нас от чего-то «спасли». Учили же, что надо быть благодарными! Так делают хорошие мальчики и девочки. А вот смотреть реальности в глаза при этом не учили: либо забыли, либо не хотели, либо не хотели пугать многообразием мира, а может, просто разговаривать было с нами лень.
Быть благодарным – это не посвящать себя другому, не предавать свои желания и время, это сказать «спасибо» и согласовывать просьбы, сказанные через рот, со своей собственной жизнью.
Выход из сценария золотой рыбки.
Хорошая новость тут в том, что сколько веревочке не виться, а конец всегда есть.
Старик вместе со своей старухой оборзели вконец и захотели просто «поглотить» уже не в гастрономическом смысле всю жизнь Золотой рыбки. Тут она хвостом махнула, а нет, это из другой сказки.
Контакт разорван, рыбка осознала токсичность ситуации и даже решила отношений не выяснять, ибо не с кем. Множество просьб, множество использований, отсутствие границ – в конечном итоге по собственной неудовлетворенности, усталости, раздраженности, злости и отчаянию «золотая рыбка» начинает замечать и триангуляции, и реальность, и вот тогда у нее появляется возможность выйти из разрушающего сценария в глубины синего моря (символ бессознательного) к истинной себе и своей жизни.
Я напоминаю, что любая интерпретация делается без заявок на истинность, а является одной из множеств возможных. Правильных ответов нет!
Хотите разбор сказки «О рыбаке и рыбке»? ✅ Подписывайтесь и точно не пропустите!