1940 год, Шанхай, ночной клуб "Ренессанс". На сцене выступает Александр Вертинский - легендарный шансонье, певец трагических романсов, кумир русской эмиграции. Ему 51 год, за плечами двадцать лет скитаний по миру и неудачный первый брак, о котором он даже не упоминал в мемуарах. В зале сидит компания молодых людей, и среди них - семнадцатилетняя красавица Лидия Циргвава.
После выступления друзья Лидии, знакомые с артистом, пригласили его за свой столик. Вертинский подсел к ним - и, как он сам потом вспоминал, "сел - и навсегда". Молодая грузинка с огромными темными глазами и копной черных волос сразила его наповал. Когда он узнал, что она грузинка, то пришел в полный восторг.
"Как вас называют грузины?" - спросил он девушку. "Лила, потому что буквы "я" в грузинском языке нет", - ответила она. "Это замечательно! - воскликнул Вертинский. - Я вас так и буду звать. Но и вы меня тоже называйте по-грузински - Сандро!"
С этого вечера все и началось. Вертинский был очарован, влюблен, готов на все ради этой девочки. А Лидия? Она слушала его песни еще до встречи, восхищалась его талантом. Но разница в возрасте была огромной - 34 года. Он мог быть ее отцом. И все же между ними вспыхнуло то самое чувство, против которого не устоишь.
Материнский ужас и два года борьбы за согласие
Мать Лидии, узнав о романе дочери с певцом из кабаков, пришла в настоящий ужас. Лидия Павловна сама была моложе Вертинского! Представьте ее чувства - дочь встречается с мужчиной, который годится ей в отцы, к тому же артистом с сомнительной репутацией. Ведь шансонье в те времена воспринимались совсем не так, как сейчас.
Два года понадобилось Вертинскому, чтобы убедить мать Лидии благословить этот союз. Два года переписки, уговоров, доказательств серьезности своих намерений. Он постоянно уезжал на гастроли и писал своей Лиле письма, полные нежности и обожания: "Я вас обожаю, моя маленькая грузинка!", "ОБОЖАЮ, несмотря на запреты Грузинского общества и ваших родных!"
Мать Лидии говорила дочери страшные вещи. Она предвидела, что девушка очень рано станет вдовой. При такой разнице в возрасте это было более чем вероятно. "Ты будешь несчастна, - твердила Лидия Павловна. - Он намного старше тебя. Ты останешься одна с детьми, еще молодой, но уже вдовой".
Лидия не слушала. Она была влюблена по уши. Ей было все равно, что скажут люди, что подумает общество. Она хотела быть с этим человеком, несмотря ни на что. И в конце концов мать сдалась. Не одобрила, но перестала активно препятствовать. Хотя материнское сердце продолжало болеть от предчувствия будущей беды.
Венчание в православном соборе и возвращение в СССР
26 апреля 1942 года в православном Кафедральном соборе Шанхая состоялось венчание. На торжество, по воспоминаниям Лидии, собрался "весь русский Шанхай". Официально брак зарегистрировали в советском посольстве в Токио - в Шанхае было только консульство, которое таких полномочий не имело.
Вертинский был на седьмом небе от счастья. Он боготворил свою молодую жену, называл ее музой, писал ей стихи, посвящал песни. Для него это был настоящий подарок судьбы - встретить такую любовь на закате жизни. А Лидия училась быть женой знаменитого артиста, привыкала к его творческому темпераменту, к постоянным отъездам на гастроли.
Через год, в 1943-м, у них родилась дочь Марианна. И тут Вертинский принял решение - пора возвращаться на родину. Он много лет провел в эмиграции, скитался по разным странам, но всегда мечтал вернуться в Россию. Теперь у него была семья, маленькая дочь, и он хотел, чтобы они росли дома, а не на чужбине.
Просьбы разрешить вернуться подавались неоднократно. И наконец их услышали. Осенью 1943 года Вертинский с женой, трехмесячной дочкой Марианной и тещей Павлиной Александровной пересекли границу СССР. Их поселили в гостинице "Метрополь", а потом дали большую квартиру на улице Горького, которая сейчас называется Тверской.
Честно говоря, это был смелый шаг. Вернуться в Советский Союз после двадцати лет эмиграции - огромный риск. Но Вертинский был готов на все ради семьи. Он хотел, чтобы его дочери выросли в России, говорили по-русски, получили советское образование. И Лидия его в этом поддержала, хотя для нее это тоже был огромный стресс.
Пятнадцать лет счастья с разницей в 34 года
В СССР началась новая жизнь. В 1944 году родилась вторая дочь - Анастасия. Две девочки, молодая жена, теща - все это нужно было содержать. Вертинский понимал, что один тянуть такую большую семью сложно. Он переживал, что после его смерти жена останется без средств к существованию.
"Вообще-то мама хотела родить пятерых детей, - вспоминала позже Марианна Вертинская, - но папа ее остановил. Он понимал, что не сможет один содержать такую большую семью. Ведь кроме меня с сестрой и мамы с бабушкой, с нами жила женщина, которая помогала по хозяйству, и бонна, учившая нас с Настей английскому языку".
Вертинский заботился о будущем Лидии. Он убедил ее поступить в художественный институт имени Сурикова, чтобы у нее была профессия, которая поможет самой обеспечивать семью после его смерти. В 1955 году Лидия благополучно закончила институт. Она стала художницей, хотя позже снялась и в нескольких фильмах.
Каждое лето семья приезжала в Грузию. Вертинский обожал эту страну, называл ее раем на земле. Он радовался, что его жена - грузинка, что дочери носят грузинскую кровь. В Тбилиси у них были родственники Лидии, ее дедушка по отцовской линии - князь Дадиани. Аристократические корни жены очень льстили Александру Николаевичу.
Пятнадцать лет они прожили вместе. Пятнадцать лет счастья, любви, творчества. Вертинский продолжал выступать, записывал пластинки, гастролировал по стране. Лидия растила дочерей, училась живописи, поддерживала мужа. Разница в возрасте не мешала им быть счастливыми. Но материнское пророчество висело над ними, как дамоклов меч.
Вдовство в 34 года и 56 лет одиночества
21 мая 1957 года Александр Вертинский умер. Ему было 68 лет. Лидии - всего 34. Она осталась вдовой с двумя маленькими дочерьми на руках - Марианне было 14 лет, Анастасии - 13. Слова матери сбылись с пугающей точностью. Раннее вдовство, о котором предупреждала Лидия Павловна, стало реальностью.
Жить стало невероятно сложно. У Вертинского официальный стаж творческой деятельности на территории СССР был невелик - всего четырнадцать лет. Поэтому пенсия по потере кормильца составляла жалкие двадцать рублей на каждую дочь. На эти деньги прожить было невозможно. Лидии пришлось зарабатывать самой.
Она работала художником-оформителем, расписывала декорации, брала заказы на портреты. Снималась в кино, хотя ролей было немного. Растила дочерей одна, без мужской поддержки. Было тяжело, очень тяжело. Но она справлялась. Обе девочки выросли, окончили ВГИК, стали актрисами. Марианна и Анастасия Вертинские - обе прославились, обе продолжили артистическую династию.
И все эти годы, все 56 лет после смерти мужа, Лидия больше не выходила замуж. Никогда. Она не заводила серьезных отношений, не искала нового спутника жизни. Продолжала носить фамилию Вертинская, продолжала хранить память о своем единственном муже.
Она говорила, что до конца жизни вела мысленный диалог с Александром Николаевичем. Советовалась с ним, делилась новостями, рассказывала о дочерях и внуках. Для нее он остался живым, несмотря на то что физически его не было рядом более полувека. Это была любовь длиною в жизнь.
Материнское пророчество сбылось
Если задуматься, мать Лидии оказалась права во всем. Она предвидела раннее вдовство дочери, предупреждала о трудностях, молила отказаться от этого брака. И все ее страхи сбылись. Лидия действительно осталась вдовой в 34 года. Действительно пришлось растить дочерей одной. Действительно прожила долгую жизнь без мужа.
Но жалела ли она о своем выборе? Никогда. Ни разу за все эти долгие годы она не сказала, что зря вышла замуж за Вертинского. Напротив, она всегда говорила, что эти пятнадцать лет счастья с любимым человеком стоили последующих пятидесяти шести лет одиночества.
Лидия Владимировна прожила долгую жизнь. Она скончалась в 2013 году в возрасте 90 лет. До последних дней она оставалась верна памяти мужа, носила его фамилию, хранила его письма и фотографии. Две ее дочери стали знаменитыми актрисами, у нее были внуки и правнуки. Жизнь продолжалась.
История любви Александра Вертинского и Лидии Циргвава - это история о том, что настоящая любовь не зависит от возраста. О том, что пятнадцать лет счастья могут перевесить всю оставшуюся жизнь в одиночестве. О том, что материнское предвидение может сбыться, но это не значит, что выбор был неправильным.
Семнадцатилетняя девушка влюбилась в пятидесятилетнего артиста и вышла за него замуж вопреки материнским слезам и общественному осуждению. Прожила с ним пятнадцать счастливых лет. Овдовела в 34 и больше никогда не искала нового счастья. Потому что для нее счастье было одно - и оно навсегда осталось связанным с именем Александра Вертинского.