Найти в Дзене
Ирбит. Егоршино. Урал.

Станция Талый ключ СвЖД в художественной литературе.

В современной литературе удалось обнаружить только три источника, в которых упоминается ст. Талый ключ. 1. Повесть Бориса Рябинина "Забытый скакун": "Поздней осенью сорок первого года на станции Талый Ключ, Свердловской железной дороги, остановился большой, пришедший издалека эшелон: открылись двери длинных товарных пульманов, и люди стали сводить на землю породистых исхудалых коней. Транспорт проделал тяжелый и опасный путь. На стенках вагонов виднелись следы пуль, у животных и сопровождавших их людей был измученный вид. Ступая на сходни, животные испуганно прядали ушами, вздрагивая при каждом резком звуке. Всего из вагонов вывели девяносто девять лошадей. Одна пала в дороге". (https://4etalka.ru/domovodstvo_main/domashnie_jivotnyie/362659/fulltext.htm). Об этом произведении поговорим позднее, в контексте рассмотрения темы о Красногвардейском конезавода №118. 2. Писатель Александр Нотик в произведении "Книга жизни" оставил интересное описание "станционного поселка". На сколько оно до

В современной литературе удалось обнаружить только три источника, в которых упоминается ст. Талый ключ.

1. Повесть Бориса Рябинина "Забытый скакун": "Поздней осенью сорок первого года на станции Талый Ключ, Свердловской железной дороги, остановился большой, пришедший издалека эшелон: открылись двери длинных товарных пульманов, и люди стали сводить на землю породистых исхудалых коней. Транспорт проделал тяжелый и опасный путь. На стенках вагонов виднелись следы пуль, у животных и сопровождавших их людей был измученный вид. Ступая на сходни, животные испуганно прядали ушами, вздрагивая при каждом резком звуке. Всего из вагонов вывели девяносто девять лошадей. Одна пала в дороге". (https://4etalka.ru/domovodstvo_main/domashnie_jivotnyie/362659/fulltext.htm). Об этом произведении поговорим позднее, в контексте рассмотрения темы о Красногвардейском конезавода №118.

Здание построено примерно в 1915-16 гг. Станция называлась Бояка.
Здание построено примерно в 1915-16 гг. Станция называлась Бояка.

2. Писатель Александр Нотик в произведении "Книга жизни" оставил интересное описание "станционного поселка". На сколько оно достоверное, тема остается открытой.

"Летом 1959 года я поехал в командировку на Красногвардейский крановый завод ст. Талый Ключ Камышловского района Свердловской области. Я уже писал, что ехал в поезде вместе с инспекторами Госгортехнадзора. Так вот выхожу я на этой станции. Мне разъяснили, как пройти к заводу, но предупредили, что там никого нет. Был будний день и я бодро зашагал в указанном мне направлении. Невысокие заводские корпуса находились за небольшим забором. У входа в небольшой будке дремал дед-сторож. Я спросил, как мне пройти к директору, а он ответил, что директора на заводе нет. Как выяснилось ни главного инженера, ни его заместителя тоже нет.
“Никого нет! Я один на весь завод!”
“А где же остальные?”
“Они на сенокосе и будут только через два дня”.
Отправился я в гостиницу. Она располагалась в центре станционного поселка в большой избе. Напротив, в такой же большой избе находилась столовая. Оставив вещи в гостинице, я зашел в столовую.
Чистая изба, столы накрыты скатертями. Мне подали меню. Я раскрыл его и казалось, я читаю книгу о вкусной и здоровой пище. Каких только холодных закусок там не было. Различные соленые и маринованные грибы: грузди, маслята, рыжики, опята и др. со сметаной, маслом и пр. Первые и вторые блюда в таком разнообразии, что я не видел ни в одном меню ресторана. Там и щи, и борщи, и рассольники, и различные супы, и шницели, и отбивные, и пельмени. И цены несравнимые с ресторанными. У меня разбежались глаза. Подошла официантка, а я не могу выбрать, и спрашиваю у нее, что из этого меню имеется. Она, улыбаясь, отвечает, что все. Я заказываю соленые грузди в сметане, сборную солянку и пельмени.
Она приняла у меня заказ, зашла на кухню, вышла оттуда с тарелкой, открыла люк и полезла в подпол. Поднимается оттуда с приличной порцией грибов залитых свежайшей деревенской сметаной. Пока я наслаждался грибами, она несколько раз выглядывала из-за занавесочки и, как только я проглотил последний гриб, на столе у меня стояла сборная солянка, приготовленная лучше, чем в Свердловском ресторане “Большой Урал”. Пельмени я доедал уже только потому, что они были очень вкусными. К столу были нарезаны большие ломти свежего пышного белого хлеба, который они пекут сами.
Я поинтересовался, почему в такой хорошей столовой и никого из посетителей нет. Мне объяснили, что сенокос и никого в поселке нет.
Два дня я наслаждался кухней этой столовой. На третий день поселок ожил, и я отправился на завод. Встретился там с директором и главным инженером. Оказалось, что они выпускают только кранбалки с ручным управлением, т.е. на балках не устанавливается никаких эл. двигателей, а для изготовления электрических кранбалок требуется специальное разрешение Госгортехнадзора из Москвы. Я связался по телефону с Таранухой и обещал им, что такое разрешение они получат. Оставил им чертежи на требуемые нам две кранбалки и подписали совместное письмо, в котором указали сроки поставки балок с учетом сроков получения разрешения от Госгортехнадзора. С сожалением я расстался со столовой, память о которой сохранилась до сих пор". (
https://proza.ru/2011/06/23/1534)

-2

3. Интересный случай из жизни рассказал писатель Анатолий Ландышев в книге "Зимние байки Толяна. Правдивые истории из жизни".

"Хочешь быть зайцем – прыгай в сугроб… Это я вспоминаю, как побывал милым ушастым зверьком. Безбилетником, точнее! Никто их не любит, правда? Раньше в автобусах и электричках встречались такие забавные стихи. Цитирую: «Бывают зайцы серые, ещё бывают белые. А ты какого цвета, товарищ без билета?» Каюсь, мои дорогие читатели. Иногда приходилось и мне ездить без билета. Заметьте, не корысти ради, а исключительно в силу бедности… Вот и расскажу про один такой случай. Поехал я как-то на пригородном поезде. Денег на полный билет не хватает, рискнул… Высадили меня в середине пути на станции Талый Ключ. До Ирбита – километров восемьдесят… Если пешком топать, можно и подустать немного… У нас даже поговорка есть. Когда планируется длительный путь, так и говорят – пилить тебе, парень, до талого. Далеко, значит… Итак, что мы имеем? Станция Талый Ключ. Денег нет, курева нет… Зима на дворе. Как прикажете поступить бедному студенту? Хожу и ругаюсь, пинаю сугробы… Появляется мужик: – Чего орёшь тут? – Вам какое дело? – нервно огрызаюсь в ответ. – Не груби, парень… С поезда сняли, что ли? – Вы уж извините, погорячился я тут, – запоздало соображаю я. И чего разошёлся? Человека обидел… – Да не проблема, – усмехнулся дядька, – Сейчас товарняк пройдёт, посадим тебя, так и быть… Будешь чай пить? Пошли! Начальник станции оказался… Отличный мужик!
"https://www.livelib.ru/book/929704/readpart-zimnie-bajki-tolyana-pravdivye-istorii-izzhizni-anatolij-landyshev/~3"

Вид на ст. Талый ключ и п. Красногвардейский.
Вид на ст. Талый ключ и п. Красногвардейский.

Поддержать автора можно нажав соответствующую кнопку ниже. Денежные средства пойдут на написание книги "Хроники Ирбитского завода: от империи до революции".